Функциональные различия левого и правого полушария 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональные различия левого и правого полушария



Левое полушарие Правое полушарие
Оперирует понятиями Оперирует целостными конкретными образами
Центры Вернике и Брока позволяют понимать речь и говорить Функция сформирована недостаточно
Происходит последовательная обработка поступающей информации Осуществляется параллельная обработка данных
Позволяет детализировать и анализировать информацию, воспринимать ее локально, рассматривать от общего к частному Определяет способности к синтезу, рассмотрению информации от частного к общему.
Осуществляет разграничение времени на прошлое, настоящее и будущее Дает восприятие момента «здесь и сейчас»
Позволяет воспринимать и считывать карты и схемы Дает оценить конкретное пространство
Отвечает за запоминание символов, цифр, имен, дат Участвует в запоминании образов и событий
Дает понимание смысла Дает понимать эмоциональные реакции
Позволяет воспринимать реальность детально Осуществляет целостное восприятие
Определяет способности к оптимистичному восприятию окружающего Определяет пессимистичное восприятие мира
Отвечает за восприятие ритма музыки Отвечает за определение мелодии
Формирует вербальный интеллект Отвечает за невербальный интеллект

 

Обмен информацией и «улаживание» проблем взаимодействия между двумя частями мозга происходит благодаря мозолистому телу, которое представляет собой переплетение нервных волокон, выступающие в качестве проводников. Через них полушария обмениваются информацией и «улаживают» проблемы взаимодействия. 

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга человека обладает следующими свойствами:

1. Доминирование одного полушария - активация одной из зон во время какого-либо типа деятельности. Это устойчивая характеристика – особенно в отношении речевых и моторных функций.

2. Переключаемость - смена активации полушария при изменениях состояния организма (болезнь, стресс).

3. Пластичность. Когнитивные способности, обусловленные асимметрией, могут изменяться и закрепляться во время обучения или под воздействием других различных факторов.

Функциональная специализация полушарий формируется по мере развития личности. В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется, т.е. происходит латерализация функций головного мозга — процесс формирования межполушарной организации психических процессов, специфического вклада каждого полушария в осуществление психической деятельности.

По современным исследованиям установлено, что латерализация функции парных органов (рука, нога, глаз и ухо) имеют сложную структуру, а в целостных функциях организма человека нередко проявляется не доминирование того или иного парного органа, а только отдельных его функций. Поэтому в современной нейропсихологии и психофизиологии принято рассматривать вместо доминирования полушарий профиль асимметрии, который выражает соотношение доминирования функций рук и ног, зрения и слуха [3, 4]. То есть, профили латеральной организации мозга отражают разную форму и степень левого или правого полушарий и характеризуются различными показателями когнитивных (речевых и неречевых), двигательных и эмоционально-личностных процессов [5].

Развитие у человека межполушарного взаимодействия является основой развития его интеллекта. Например, в возрасте до 10 лет, когда кора больших полушарий ребенка еще окончательно не сформирована, его интеллектуальное развитие протекает наиболее сензитивно. Это, в свою очередь, отражается на познавательных процессах обучаемого, которые будут зависеть от своевременного развития межполушарного взаимодействия, а также подбора соответствующих методов и форм обучения, учитывающие его индивидуальный латеральный профиль. При нарушении межполушарного взаимодействия, при блокировании активности ведущего и перегрузке менее активного полушария, наблюдается снижение обучаемости, плохие результаты в деятельности, а также невротизация детей. В связи с этим важно отметить, что дифференцированный поход к личности обучаемого, учитывающие возрастные и физиологические особенности ребенка, способствуют устранению дисбаланса в работе мозга, снижению и профилактике утомляемости.

Для определения латеральных предпочтений, существует несколько видов методик, которые позволяют осуществлять экспресс-диагностику ведущего полушария по результатам выполнения нескольких проб, оценивающих ведущую руку, ведущий глаз и ведущее ухо.

Таким образом, можно констатировать, что (как и для всех парных органов) в человеческом теле для двух полушарий мозга характерна физическая симметрия. То есть две половины головного мозга имеют фактически одинаковое строение. Но это не означает, что два полушария выполняют одинаковый набор функций. Несмотря на то, что мозг представляет собой цельный орган, правое и левое полушарие принимают разное по характеру и по значимости участие в осуществлении самых различных психических функций, которые выполняются при совместном интегрированном взаимодействии обоих полушарий. И поэтому можно говорить о парциальном характере ФАМ.

Положения концепции ФАМ начинают находить применение в профотборе, педагогике, спорте, в неврологической и психопатологической клинике.

 

Список литератур ы

1. Аракелов Г.Г. Психофизиология стресса // Психофизиология / Под ред. Ю.И.Александрова. СПб.: Питер, 2010. С. 326–345.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 384 с.

3. Калинин В.В. Мозговая асимметрия и психопатологическая симптоматика. Нейропсихиатрический подход // Функциональная межполушарная асимметрия / Под ред. Н.Н.Боголепова и В.Ф.Фокина. М., Научный мир, 2004. С. 594–609.

4. Москвин В.А., Москвина Н.В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. М.: Смысл, 2011. 368 с

5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. -М.,УМК Психология, 2012.

 

                                

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УГРОЗ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ДЕСТРУКТИВНЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ

Кисляков П.А., Силаева О.А.

 

Фундаментальный рост и развитие различных видов массовой информации, информационных и коммуникационных технологий, глобальной сети Интернет и информационного общества оказывают самое прямое воздействие на интеллектуальное, психическое и физическое развитие подрастающего поколения, на формирование нравственного облика личности. Обратной стороной доступности в глобальной информационной среде, характеризующейся всеобщей компьютеризацией и информатизацией, внедрением информационных и коммуникативных технологий, является повышение степени опасности, возникновение новых факторов риска и угроз информационного воздействия. В соответствии с культурно-историческим подходом, цифровизация общества рассматривается как культурный процесс, способствующий порождению новых форм деятельности, культурных практик, феноменов, значений и смыслов [5]. Цифровая трансформация общества обусловливает наличие больших рисков, связанных с неустойчивостью ценностной системы и российского общества в целом и как следствие с искажением социокультурной идентичности. Процесс социализации, может способствовать формированию негативной социокультурной идентичности и повышению социального конформизма индивида к различным деструктивным идеологиям, включая идеологии экстремизма и терроризма [3]. Молодежь в силу психологической неустойчивости и социальной незрелости более подвержена влиянию различных деструктивных «идентификационных проектов». Для того чтобы решить эту проблему, необходима разработка и реализация психолого-педагогических технологий преодоления молодежью социокультурных угроз, обусловленных деструктивным информационным воздействием.

На основании подходов Г.П. Вербицкой и Н.В. Соловьевой [1] мы определяем психолого-педагогическую технологию как процесс проектирования и реализации адекватной потребностям личности и общества системы индивидного, личностного и профессионального развития студента, состоящий из специальным образом сконструированных, дидактических, психологических, информационных и практических действий субъектов образования, гарантирующих достижение поставленных целей.

Результаты проведенного нами исследования показали, что не все студенты считают важным предупреждение социокультурных угроз цифровой трансформации общества [3]. И если мы ведем речь о ценности личной и общественной безопасности, то должны найти способ доказать эту ценность студентам в образовательном процессе. Следует учитывать, что для воздействия на спектр ценностей студентов, недостаточно сообщать им "готовые" представления о ценном, раскрывать объективную значимость тех или иных форм жизнедеятельности, явлений, отношений. Необходимо, чтобы ценностные представления наполнялись личностным смыслом, верифицировались, превращались в проверенную личным опытом мотивацию поведения [2].

Формирование мотивации и потребности в духовной безопасности и сохранения социокультурной идентичности должно происходить путем непрерывного развития аксиологической и потребностно-мотивационной сферы студентов на каждом этапе усвоения учебных дисциплин и во внеаудиторное время. Особое внимание необходимо уделять самоанализу социокультурных потребностей и духовных ценностей [6].

В учебном процессе должны использоваться методы, активизирующие познавательную деятельность студентов: анализ социальной практики, анализ нормативных источников (доктрин, стратегий, федеральных программ). Особое значение имеет активность мыслительной деятельности студентов при решении практических задач: умение анализировать, находить пути оптимального решения проблем, создавать теоретические модели.

Методологическую основу изучения студентами вопросов социокультурной безопасности, в том числе в информационной среде, могут составить подходы медиаобразования. Медиаобразование призвано помочь студенту в освоении медиапространства, направлено на формирование знаний основных закономерностей, по которым функционируют медиа, умении понимать информационные сообщения, осознавать результаты их воздействия на психику и использовать их для решения образовательных и жизненных задач, умений оценить и обеспечить личную информационную безопасность [8].

Студентам необходимо вновь и вновь показывать, что манипуляция их сознанием осуществляется не только и не столько через реализацию глобальных проектов, применение научных методов и современнейших технических средств, перед которыми человек может быть беззащитен. В значительно большей степени она оказывается результатом того, что происходит с ними ежедневно, и что мы не оцениваем как манипуляцию.

В качестве предмета критического анализа можно предложить ресурсы, размещенные в популярных сегодня социальных сетях. В социальных сетях хранится много деструктивной информации, а также призывы к разжиганию национальной, социальной, религиозной розни. Именно через социальные сети распространялись призывы к организации несанкционированных массовых протестов в поддержку А. Навального зимой 2021 года. При этом контент социальных сетей по продвижению протестной идеологии и идеологии насилия носит наступательный, агрессивный характер, отличается хорошей продуманным спектром методов управляемого информационно-психологического воздействия на пользователей.

Для повседневной защиты от социокультурных угроз в цифровой среде студентам нужно знать цели, методы и средства современного манипулирования сознанием людей и уметь контролировать степень своей зависимости от внешних воздействий каждый день и в каждой из жизненных ситуаций. Освобождению сознания от однобокой информационной зависимости, его раскрепощению способствуют критическое отношение к поступающей информации, а также творческий подход к образованию.

При реализации технологии развития критического мышления студенты овладевают различными способами интегрирования информации; учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; строят умозаключения и логические цепи доказательств; учатся выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Все это способствует освоению студентами социальных технологий и навыков успешной адаптации в условиях агрессивной информационной среды и негативных воздействий социума, и как следствие, минимизации социально-психологических причин и факторов асоциального поведения.

Желательно, чтобы проведенный студентами анализ Интернет-источников обладал не только антагонистической, но и созидательной общественно-практической значимостью. Это можно достичь, например, в рамках привлечения студентов к анализу и созданию просоциальных медиа-ресурсов. Под просоциальными медиа (медиаресурсами) понимается совокупность средств массовой информации и коммуникации, пропагандирующих в добровольное поведение, призванное приносить пользу другому человеку или обществу в целом. К ним относятся средства массовой информации, вебсайты и мобильные приложения, сетевые сообщества волонтеров, помощи людям в трудной жизненной ситуации, помощи животным, охраны природы и памятников культурного наследия и др., позволяющие людям с использованием онлайн-технологий устанавливать коммуникацию друг с другом, создавать контент, делиться им, а также устанавливать и поддерживать связь с другими пользователями или группами [4, 9, 10]. Всегда ли просоциальные медиа (социальная реклама, новостные сюжеты и пр.) вызывают у зрителей позитивные психологические реакции? Порой в ответ на призыв к оказанию помощи или волонтерству встречаются случаи агрессии и осуждения представителей власти, политических деятелей. При демонстрации людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, могут возникнуть отрицательные эмоциональные реакции, чувство страха, агрессия. В связи с этим особого внимания заслуживают методы «конструктивной журналистики», построенные на основе позитивной психологии и состоящие не в том, чтобы приносить больше позитивных новостей, а в том, чтобы освещать негативные события более позитивным и конструктивным образом [4, 7].

При руководстве студентами в выполнении данной работы преподавателю следует соблюдать принцип информационной безопасности, состоящий в четком отборе Интернет-ресурсов, правильном распределении акцентов и строгом соблюдении этических норм и границ психолого-педагогической компетенции.

Статья подготовлена в рамках гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых (№МД-83.2020.6).

 

Список литературы

1. Вербицкая Г.П., Соловьева Н.В. Акмеологические механизмы формирования педа-гогического мастерства в профессиональной среде высшей школы: Монография. – Воронеж: Научная книга, 2007. – 160 с.

2. Виленский М.Я., Масалова О.Ю. Здоровье как аксиологический потенциал качества подготовки выпускника вуза // Автономия личности. – 2011. – Т. 4. – № 2. – С. 66-71.

3. Кисляков П.А., Меерсон А.Л.С., Силаева О.А., Дмитриева Е.Е. Восприятие молодежью социокультурных угроз цифровой трансформации общества // Вестник Мининского университета. – 2020. – Т. 8. – № 4. – С. 8.

4. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Психологическое восприятие студенческой молодежью просоциальных медиа // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 3 (45). – С. 269-284.

5. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. – 2018. – Т. 9. – №3. – С. 71-80.

6. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Стрункина Т.С. Структура социокультурных потребностей студенческой молодежи // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. – С. 954-963.

7. Gyldensted C. From mirrors to movers: Five elements of positive psychology in constructive journalism. – Loveland. CO: Group Publishers, 2015.

8. Kislyakov P., Shmeleva E. Media education in training students to provide information and psychological security // Медиаобразование. – 2018. – № 1. – С. 107-116.

9. Kleemans M., Schlindwein L.F., Dohmen R. Preadolescents’ Emotional and Prosocial Responses to Negative TV News: Investigating the Beneficial Effects of Constructive Reporting and Peer Discussion // J Youth Adolescence. – 2017. – Vol. 46. – P. 2060-2072.

10. Obar J.A., Wildman S. Social media definition and the governance challenge: an introduction to the special issue // Telecommun. Policy. – 2015. – Vol. 39. – P. 745-750.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.025 с.)