Некоторые конструктивные формы ненормативной активности в юности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые конструктивные формы ненормативной активности в юности



Завражин С.А.

Аннотация. В статье на основе анализа существующей литературы и результатов собственных наблюдений кратко характеризуютсянекоторые конструктивные формы ненормативной активности в юношеском возрасте.

    Ключевые слова: ненормативная активность, юношеский возраст, субъектность, эмансипация, трансгрессия, самотрансценденция.

Annotation. Based on the analysis of the existing literature and the results of our own observations, the article briefly characterizes some constructive forms of non-normative activity in adolescence.

Keywords: non-normative activity, adolescence, subjectivity, emancipation, transgression, self-transcendence.

 

    Проблема рецепции конструктивных форм ненормативной активности в юности остаётся до настоящего времени в тени гуманитарного дискурса, центрированного на исследовании её злокачественных вариантов в пубертате. Известно, что в юности, которая хронологически охватывает примерно период 15-23 лет, с одной стороны, снижается свойственная подросткам аффективность, с другой, заостряется проблематика профессионального и экзистенциального самоопределения, что в совокупности трансформирует модальность типичных паттернов поведения молодых людей в сторону большей рационализации, выбора социально приемлемых (адаптивных) способов самоутверждения. Однако именно в юности оформляется индивидуальная привлекательность деятельности с непредрешенным исходом – неадаптивной активности [А.В. Петровский, 1992], сознательно и бессознательно мотивированной на достижение прежде всего личностной целостности и подлинности существования.

        

    Подлинность в понимании значительной части современных юношей и девушек - неотчуждаемое право на нонконформизм, деконвенциональность, неадаптивные действия, ориентированные на максимальное самовыражение, индивидуальную проекцию, воспринимаемые как некая платформа для определенности в условиях тотальной неопределенности. Причем, число таких молодых людей стремительно растет.

По нашим наблюдениям, ощущение подлинности жизни в эпоху симулякров и перфекционизма многие юноши и девушки пытаются достичь трансгрессивными путями: за счет интенсификации виртуальных контактов, рискогенных (например, бодимодификации), находящихся на грани легитимности, видов активности, делинквентного поведения [Завражин С.А., Лебедева И.Ю., 2013]. Однако эти попытки полностью не снимают чувство глубинной неудовлетворенности жизнью, не дают осознать свое предназначение, так как обычно не затрагивают духовный центр личности (Самость), не подкреплены нравственной саморегуляцией и самотрансценденцией.    

Возможность выстроить молодым людям аутентичные отношения с миром, самоактуализироваться, достичь автономности, позитивной идентичности, субъектности позволяет, по мысли А.Ш. Гусейнова [Гусейнов, 2016], конструктивная ненормативная (протестная) активность. Он выделяет две её формы: эмансипацию и высший эскапизм. Базовыми личностными конструктами зрелой эмансипации являются: альтруистическая ценностная мотивация, духовное удовлетворение от самореализации в разных жизненных сферах, убежденность в социальной справедливости, доверие к миру,  самопринятие, активная гражданская позиция, чувствительность к несправедливости, позитивная картина мира и система гуманистических идей,  самодетерминация, творческая активность, субъектность, развитые регуляторные умения, убежденность в самоэффективности, жизнестойкость, отношение к трудным ситуациям как возможности саморазвития, открытость к изменениям, стремление к лидерству, направленность к самотрансцендированию и самоактуализации, «активная неадаптивность»: желание сохранения стабильности общественного устройства и неудовлетворенность ролью и функционированием социальных институтов, готовность к легитимной борьбе с теми, кто препятствует процессу самореализации [Гусейнов, 2016, c. 204]. Похожими параметрами характеризуется и высший эскапизм, его отличает от эмансипации «пассивная неадаптивность»: сознательное отречение к активной борьбы с социальной несправедливостью, беззаветное служение высшим ценностям, принятие собственной судьбы и следование собственному жизненному проекту, самоотдача и жертвенность, подвижничество [Гусейнов, 2016, с. 207-214].

    В контексте проблематизации конструктивных форм ненормативной активности в юности интерес представляет позиция Н.П. Фетискина, Т.И. Мироновой, С.В. Шепелевой [4]. Они экспериментально установили, что в ситуации опасности и неопределенности творческая направленность, как единство адаптивной и неадаптивной активности студентов, понижает риск их девиантной актуализации. В то же время творческая нереализованность вкупе с низкой адаптивной активностью являются значимыми предикторами риска деструктивного поведения.

    Заключая, подчеркнем, что обращение к анализу конструктивных форм ненормативной активности молодежи представляется весьма перспективным направлением в девиантологии.

                                                      Список литературы

1. Гусейнов, А.Ш. Протестная активность личности / А.Ш. Гусейнов. - Дис. …д-ра психол. наук. – Краснодар, 2016. – 505 с.

2. Завражин, С.А. Самоповреждающие практики в ритуалах современных подростков / С.А. Завражин, И.Ю. Лебедева // Психология притеснения и деструктивного поведения, профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде: материалы тринадцатой Всероссийской научно-практической конф., г. Коломна, 19-20 апреля 2013 г. Под общ. ред. М.Н. Филиппова. – Коломна: ГОУ ВПО «МГОСГИ», 2013. – С. 17-20.

    3. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. – М.: ТОО «Горбунок», 1992. – 224 с.

    4. Фетискин, Н.П. Параметры творческой нереализованности и их значимость в генезисе девиантного поведения / Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова, С.В. Шепелева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2016. - Т.22. – С. 99-104.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.005 с.)