Формирование творческого мышления у младшего школьника через Развитие познавательной активности в учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование творческого мышления у младшего школьника через Развитие познавательной активности в учебной деятельности



                                                                  

Масько Карина, группа 21 НК

Леонова Валерия, группа 21НК

«Преподавание в начальных классах»

Руководитель: Корчагина Г.В.

 

Современная образовательная ситуация создает условия для формирования высокого уровня профессионализма педагога. Достижение целей современного образования во многом связано с личностным потенциалом учителя, его общей педагогической культурой. Поэтому учитель должен заинтересовать ученика с первых дней школьного обучения, чтобы сформировать в школьнике нравственную позицию к окружающему миру. Этому способствует среда, которую создает учитель в своей профессиональной деятельности во взаимодействии со школьником. 

Цельисследования – раскрыть особенности формирования творческого мышления у младших школьников.

Задачи исследования :                                               

1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования активных методов обучения с младшими школьниками в учебной деятельности 

2. Уточнить и теоретически обосновать сущность понятия «творческое мышление», «познавательная активность».

3. Выявить формы, методы, приемы, стимулирующие познавательную активность младших школьников.

4. Разработать, модель организации учебной деятельности, стимулирующую познавательную активность в развитии творческого мышления.

Большое внимание в психолого-педагогической литературе уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления. Дж. Гилфордом была разработана тестовая методика. И.Я. Лернер отмечал, что учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность. По В.Н. Дружинину творческое мышление связано с преобразованием знаний. Я.А. Пономарев считал, что суть творческого мышления сводится к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

Наглядно-действенное мышление. Мышление рождается из действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. Очень важными для развития мышления являются Одним из направлений развития творчества является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество называют оригинальностью.

Причинное мышление. Причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. На этапе причинного мышления прослеживаются такие качества: рост самостоятельности, мыслительной деятельности и рост критичности мышления.

Эвристическое мышление. По мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия факторов таких, которые имеют существенное влияние на ход со6ытий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить «зону поиска», сделать его более сокращенным. Избирательное мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим.

Эксперимент. В исследовании принимали участие ученики второго класса в количестве 30 человек.

Методы: анализ школьной документации успеваемости детей по предметам; наблюдение.

Цель: выявить познавательную активность у младшего школьника в процессе учебной деятельности, определить уровень развития творческого мышления у младшего школьника.

Результат: наблюдение показало, что ученики включаются в учебную деятельность, когда есть мотивационный элемент, есть проблемная ситуация, проявляют активность в диалоге в групповой работе, размышляют с учителем.

Беседа с учениками показала, что детям интересно выполнять различные задания, где есть возможность придумать (56 %); исследовать, доказать свое (0 %); 14 % не смогли ответить на вопрос, что нравится выполнять на уроках. 

Тестовая методика определила, что ученики находятся на стадии «оригинальность» (85 %); 15 % учеников – не определилась стадия, не все выполнили задания.

Таким образом, исследования показали, что ученики находятся, на первой стадии наглядно-действенного творческого мышления, уровень «оригинальность».

Формирующий эксперимент. При создании модели организации квест игры мы учитывали следующие особенности у младших школьников: склонность к подвижным играм; творчество; эмоциональность восприятия; стремление оперировать образами.

Проведя эксперимент, мы убедились в том, что обучающимся необходимо развивать следующую стадию – причинно-творческое мышление. Для этого мы разработали квест-игру, цель которой: создание условий для развития творческих способностей первоклассников. Задачи, которые мы поставили перед собой: обобщить знания по темам; формировать умение работать в команде, распределять обязанности и принимать решения; расширить знания учащихся; развивать умения интегрировать знания. Игра рассчитана на весь учебный день, включает также перемены, физкультминутки, уроки.

Игра представляет собой интерактивный способ организации образовательного процесса (см. рис. 1) и интегрируется с образовательным процессом

 

.

 

Рис.1. Модель квест игры, образовательный процесс

 

Учитель должен заинтересовать ученика, вовлекая в процесс обучения, применяя различные методы организации образовательного процесса, чтобы сформировать у школьника позицию активной личности. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования активных методов обучения, показал,что они эффективны в процессе обучения наблюдение и беседа с младшими школьниками показала это. При помощи тестовой методики Дж. Гильфорда, определили уровень развития творческого мышления. В последствии он (уровень) будет являться опорой для развития последующего уровня, в нашем исследовании.Разработали модель, стимулирующую познавательную активность, младшего школьника, На основании которой разработана квест-игра, цель которой: создание условий для развития творческого мышления первоклассников, обобщить знания по темам; расширить знания учащихся; развивать умения интегрировать знания. Формировать умение работать в команде, распределять обязанности и принимать решения;

Библиографический список.

1.Абульханова К.А. Деятельность и психология личности;

К.А.Абульханова, Т.Н.Березина.– Москва: Наука, 2006. – 240 с.

2.Выготский Л.С. Психология искусства. Л.С. Выготский, В. В. Иванова. – 2-е изд., исправ., и доп. – Москва: Искусство, 2014. – 195 с.

 

Место

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ - МОНОТИПИЯ

 

Артемова Екатерина Петровна, группа 110

 «Педагогика дополнительного образования»

Руководитель: Балуева В.В.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Современные дети знают гораздо больше, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже удивляются и восхищаются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Данная тема позволяет расширить возможности педагогов для развития эмоциональной сферы личности детей. Ученые считают, что одним из самых действенных способов развития эмоциональной сферы учащихся является изобразительная деятельность.

Поэтому объектом исследования можно считать - способы развития эмоциональной сферы личности через изучения различных приёмов изобразительной деятельности. А предметом исследования является формирование эмоциональной сферы учащихся в процессе освоения нетрадиционных техник рисования в системе дополнительного образования.

Таким образом, цель исследования – изучить методы и приемы развития эмоциональной сферы учащихся на занятиях «Изобразительного искусства» через освоения приёмов нетрадиционного рисования в дополнительном образовании детей.

В процессе исследования необходимо было решить следующие задачи, вытекающие из цели исследования. Во-первых, это выявить возможности получения положительных эмоций через систему занятий изобразительного искусства в системе дополнительном образовании, во-вторых, выяснить какие нетрадиционные техники привлекают детей дошкольного возраста и в третьих, рассмотреть методы и приемы выполнения различных нетрадиционных техник изображения, в частности техники «монотипии».

В результате проведённых исследований в форме опроса преподавателей и учащихся начальной школы (МАОУ СОШ №55) был сделан вывод, о том, что наиболее привлекательным видом выполнения изображений, сделанных с помощью нетрадиционных техник, была выбрана техника Монотипия.

Итак, что же такое «Эмоции»? Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношении человека к миру и людям, процессе и результатах его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Само слово «эмоция» происходит от латинского, что значит возбуждать, волновать, потрясать. Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое — отрицательные.

В дошкольном и школьном возрасте в процессе обучения дети находятся в сложном эмоциональном пространстве. Одна из задач педагогов в процессе обучения и воспитания детей совершенствовать сферу эмоционального воздействия на личность.

Современное дополнительное образование предоставляет ребёнку широкое разнообразие деятельности в различных областях: художественной, экологической, спортивной, технической. По содержанию это может быть теоретический, практический, изобретательский, исследовательский вид деятельности.

В современных условиях педагоги при выборе методов обучения учитывают вариативность содержания и многогранный характер деятельности представителей образовательного процесса. Таким образом, применяются словесные методы, методы практической работы, методы наблюдения, исследования, проблемного обучения.

Методы и приемы развития эмоциональной сферы в дополнительном образовании решают следующие задачи. Первая задача - формировать эмоциональную сферу посредством вытеснения положительными эмоциями отрицательных эмоций; другая задача - формирование навыков психологической защиты от отрицательных факторов окружающей среды, а также научить справляться с эмоциями.

Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство.

Изобразительные и пространственные виды искусств, знакомство детей с произведениями искусства приобщает их к этому миру, развивает кругозор учащегося, обогащает его эмоциональную сферу. Важным условием в обучении и воспитании является создание эмоциональной развивающей среды в учебном процессе, включающей предметно-пространственное окружение, систему развивающих отношений, активность самого школьника, позволяет не только обогатить и существенно углубить эмоциональную культуру ребенка, но и развивать качества, необходимые для жизни в обществе, его творческую деятельность. На уроках в школе не всегда возможно осуществлять процесс формирования эмоциональной сферы, поэтому для реализации данного психологического процесса рекомендуется применять занятия в кружках дополнительного образования, в частности кружка изобразительного искусства.

Важным условием в обучении и воспитании является создание эмоциональной развивающей среды в учебном процессе, включающей предметно-пространственное окружение, систему развивающих отношений, активность самого школьника, позволяет не только обогатить и существенно углубить эмоциональную культуру ребенка, но и развивать качества, необходимые для жизни в обществе, его творческую деятельность.

Классические техники рисования труднодоступны для дошкольников. На помощь приходит монотипия – техника рисования, название которой можно перевести как «один отпечаток». Ею прекрасно овладевают даже малыши, не имеющие никакой подготовки. Метод улучшает навыки работы с красками, развивает воображение и фантазию. Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художницы начала ХХ века Елизавете Кругликовой, которая пролила краску на печатную доску, приложила бумагу, чтобы вытереть пятно, а когда подняла лист, то увидел интересный образ. Впоследствии, все пользовались этим приёмом для создания картин. А позднее нетрадиционное рисование «монотипия» было изобретено гравером и художником итальянского происхождения Джованни Кастильоне. Хотя его работы смутно напоминали монотипии художников-последователей, однако именно он решил объединить станок с кустарным трудом. Наиболее яркими представителями этого направления являются такие мастера, как Эдгар Дега и Уильям

Суть монотипии в том, что это нетрадиционное направление живописи – отличный способ самовыражения и проявления индивидуальности для детей любого возраста и даже взрослых. Простая техника позволяет создавать оригинальные картинки.

Суть метода: рисунок наносят на гладкую поверхность, переносят его на чистый лист бумаги, надавливают руками или валиком. Получается оттиск, напоминающий очертания облаков, холмов, ветвей деревьев, водорослей. Разная густота красок создает разный эффект.

Интересный результат дает использование фактурной бумаги для рисунка с последующим переносом на гладкий лист. Полученный отпечаток всегда будет неповторимым и уникальным, при желании его дополняют деталями, получая знакомый предмет.

Процесс создания монотипии довольно прост и зачастую не требует использования печатного станка. Благодаря этому, технику предпочитают младшие школьники и дошкольники. Для изготовления пейзажа, как правило, нам потребуется природный материал, лист бумаги, краски, кисти. Нанести изображение на поверхность можно множеством способов и материалов. Чаще всего художники выбирают обычные краски. Инструменты также могут варьироваться от кистей разной ширины и жёсткости до тампонов, губок, кусочков пластика и так далее

На сегодняшний день монотипия – это не только вид творчества, но и особый инструмент, который используют в психологии и педагогике. На занятиях рассматривают репродукции с картин художников с изображением пейзажа, натюрморта. Для выполнения работы применяются дополнительные материалы, инструменты и приспособления. Подобные занятия положительно влияют на развитие фантазии и пространственного мышления. Данная техника сможет благоприятно воздействовать на всех членов семьи. Детям будет интересно работать с разнообразными цветами и угадывать итоговый результат, а взрослые смогут заглянуть вглубь своей души и узнать себя лучше.

Таким образом, применение нетрадиционной техники – монотипии, в процессе организации занятий дополнительного образования даёт возможность формирования положительной эмоциональной сферы в психологическом состоянии учащегося начальных классов или дошкольника, которым в наш быстрый, электронный век так не хватает позитивной эмоциональной мотивации, необходимой не только детям, но и взрослым.

 

 

Место



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.021 с.)