Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физические явления в литературе
Балдина Анастасия Александровна, группа 030 Руководители: Булдакова О.И., Стук А.К. . Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что физика тесно связана с литературой? Как наука и вид искусства дополняют друг друга? Прежде всего научное знание в определенной степени обогащает художественное восприятие природы и окружающего мира в целом. Знание физики позволяет сильнее ощущать внутреннюю гармонию и красоту окружающей действительности. О связи науки и искусства говорил еще Лев Николаевич Толстой: «Наука и искусство также тесно связаны между собой, как лёгкое и сердце». Цель исследования: выявить физические явления в художественной литературе. Задачи: изучить литературу по данной теме, провести опрос и выполнить анализ, рассмотреть возможности представления основ научных знаний по физике через изучение художественных произведений в начальной школе, разработать конспекты интегрированных уроков. Объект: физические явления Предмет: физические явления в литературных произведениях. Практическая значимость работы заключается в возможности использования данного материала в моей будущей профессии. Физика — область естествознания: наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении. Законы физики лежат в основе всего естествознания. Интересно, что физические явления с давних пор были предметом вдохновения многих поэтов и писателей. На первый взгляд физика и литература — вещи несовместимые, ведь физика — точная наука, изучающая и объясняющая разнообразные природные явления, а литература — это чувства, фантазии, переживания. И, тем не менее, и физика, и литература, так или иначе, рассказывают нам о физических явлениях. Вот только цель физики — объяснить их с научной стороны, а цель литературы — описать их прелести или, возможно, недостатки, описать чувства, связанные с тем или иным явлением. Так Александр Сергеевич Пушкин был связан с миром естественных наук через своих друзей, с которыми вел ученые беседы. В частности, другом Пушкина был П. Л. Шиллинг — известный физик и востоковед, создатель первого в мире практического телеграфа, широко образованный человек, знаток европейских и восточных языков. Эти беседы были для Пушкина очень полезными и оказали на него существенное влияние в осознании важнейшей роли науки и научных знаний в развитии общества и личности. Сознавая равновесие между разумом и воображением, поэт описывает «рождение звука» в стихотворении.
Известный поэт Сергей Александрович Есенин в своем творчестве также очень красиво отразил некоторые физические явления. Например, световое явление он описал в стихотворении «Две луны, рога свои качая». В стихотворении «Опять рассеклись узоры» поэт показывает оптическое явление дисперсии, спектрального разложения белого света. Еще у одного представителя «серебряного века» мы видим красивые образы явлений, имеющих научное обоснование. В творчестве Владимира Владимировича Маяковского, как и в воображении многих других поэтов, причудливые формы облаков рождали разнообразные картины. Вспомним у В.В. Маяковского «Плыли по небу тучки». Вспомним творчество известного поэта и писателя, лауреата Нобелевской премии, Ивана Алексеевича Бунина. Многие называют его произведения «литературными иллюстрациями» к отражению тех или иных физических явлений. Например, красиво описывает закат в стихотворении «Солнце уходит в далекие страны». В русской литературе закат часто ассоциируется с концом жизни, умиранием. Поэтому, естественно, закат солнца вызывал у них печаль, страх. Эта параллель проводится до сих пор в художественной литературе. Явлению кристаллизации Бунин делает художественное описание в стихотворение «На окне, серебряном от инея». У Николая Васильевича Гоголя в произведении «Сорочинская ярмарка» можно найти такое явление как диффузия, которое состоит во взаимном проникновении частиц одного вещества между частицами другого вещества. Этим и объясняется причина распространения запахов. Явление диффузии и конвекции мы также видим в книге «Волшебник изумрудного города» детского писателя Александра Мелентьевича Волкова. Физическую картину мира можно воспринимать не только с помощью теорий, законов, формул, экспериментов, но и с помощью языка поэзии. В рассказе Михаила Михайловича Пришвина «Весна света» идёт описание тепловых процессов - плавления и кристаллизации.
Удивительно щедро одарила нас природа всевозможными явлениями. Их красоте и разнообразию не перестаешь поражаться, их интересно наблюдать, объяснять, ведь все что нас окружает в повседневном мире – это физика. Физическую картину мира можно воспринимать не только с помощью теорий, законов, формул, экспериментов, но и с помощью языка поэзии. Мы провели исследование представлений людей о взаимосвязи физики и литературы. Опрос проводился студентов ГБПОУ «ПППК», а также среди взрослых от 30 лет. На вопросы ответили 27 студентов 1 курса, и 10 взрослых человек. Данный опрос показал, что в обыденной жизни при чтении художественных произведений мы не обращаем внимания на отражение физических процессов в них. Это связано с тем, что мы привыкли воспринимать красоту поэзии и прозы и изучать точные научные дисциплины, но не научены интегрировать эти знания. На это нужно обращать внимание при работе с детьми младшего школьного возраста. Рассмотрим возможности интеграции физики и литературы в начальных классах. Конечно же, физика в начальной школе не изучается. Однако в рамках предмета «Окружающий мир» даются основы значительной части естественных предметов основной школы. Поэтому целесообразно говорить про интеграцию предметов «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Дети с основами наук должны знакомиться с раннего возраста, опираясь на личный опыт, что дает основы познания окружающей действительности. Школьники 2-4 классов должны знать характерные особенности сезонных изменений в природе; три состояния воды в природе; свойства воды, значение солнечного света и тепла для жизни на Земле; а также уметь различать природные, искусственные тела и вещества. Научные знания дают человеку возможность: наблюдать и проанализировать процессы и явления, выяснить на качественном уровне механизм их протекания, ввести количественные характеристики, предсказать ход процесса и его результаты. Существует научное и художественное познание мира. Оба названных способа отражения реального мира взаимно дополняют и обогащают друг друга. Это связано с тем, что человеку от природы присуще относительно независимое функционирование двух каналов передачи и переработки информации — вербального и эмоционально-образного. Это обусловлено свойствами нашего мозга. Для расширения кругозора учащихся, развития познавательной активности младших школьников интересны и полезны будут интегрированные уроки. Они проводятся с целью выработки у учащихся универсальных учебных действий в рамках учебной программы. Эта технология внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы. Считаем, что интересным может быть опыт интеграции предметов «Литературное чтение» и «Окружающий мир». С этой целью мы разработали планы-конспекты уроков «А.С. Пушкина. Беседа о жизни и творчестве писателя», «Творчество А.С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане», включив не только литературные сведения, но и материалы предмета «Окружающий мир». Ценность работы заключается в расширении знаний и представлений об окружающем мире. Поэтому данный материал может быть использован на уроках физики и литературы, как дополнительный материал для студентов. Также практическая ценность работы заключается в использовании материала в своей дальнейшей работе с младшими школьниками.
Место
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.007 с.) |