Роль фольклора в воспитании младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль фольклора в воспитании младших школьников



Сосунова Татьяна Анатольевна, группа 31 ПДО
«Педагогика дополнительного образования»                               

Руководитель: Орехова Ю. В.

 

Термин «фольклор» (от английского folk-lore «народная мудрость») появился в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. В России стал активно использоваться с 30-х годов ХIХ века. Термин обобщил представления о литературных и музыкальных произведениях (песнях, танцах), созданных коллективом неизвестных авторов из народа на протяжении нескольких десятков (или сотен) лет в отдалённом историческом прошлом. Говоря проще, фольклор – это устное народное творчество. В настоящее время понятие активно используется в музыкальном и литературном смысле [19].

Фольклор - благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь народа. Борьба со злом и горем, путь к добру и счастью. Фольклор открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Способствует развитию мышления и воображения, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка.

Итак фольклор есть устное народное творчество и ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

Произведения устного народного творчества принято делить на три жанра: лирические, эпические, драматические. К лирическим относятся песни раскрывающие сокровенные темы народной жизни, выделяют следующие их виды: исторические, любовные, свадебные, похоронные, трудовые, дорожные (ямщицкие), разбойничьи, шуточные; эический жанр – это былина, сказка, сказ, быль, небылица, быличка, бывальщина; малые жанры фольклора — пословица, поговорка, скороговорка, загадка, прибаутка.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Знакомство с народными произведениями обогащают чувства и речь младших школьниоков, формируют отношение к окружающему миру, играют неоценимую роль во всестороннем развитии [20].

Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта используя устное народное творчество, важно не только, чтобы фольклор был представлен разнообразными жанрами, но и максимально был включен во все жизненные процессы происходящие с ребёнком.

В силу своих художественных особенностей народное творчество близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку для развития детей.

Например с помощью певучих колыбельных песне у ребенка постепенно формируется фонематическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы.

Пестушки помогают поддерживать у ребенка в период бодрствования хорошее настроение, удерживая его от слез и капризов.

Стихотворные тексты и потешеки с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается его воображение и активизируется мыслительная деятельность. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, нормализует темп речи и формирует правильное произношение.

Небылицы - перевертыши - это разновидность прибауточного жанра. Благодаря «перевертышам» у ребенка развивается чувство комического. Небылицы - это различные фантазии и воображения детей. Они позволяют ребенку, в определенной степени, расширить границы действительности и, по-своему, по-детски, увидеть предмет или объект, сделать окружающий мир красочнее, интереснее и веселее. Небольшой рассказ о том, чего нет на самом деле.

Считалкой называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Это жанр, в котором младшие школьники наиболее активны как творцы: нередко привносят в готовые считалки новые элементы. Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции, и широко применяется учителями и дефектологами.

Скороговорки считаются очень эффективным методом избавления от дефектов речи, способствуют развитию правильной речи.

Дразнилки отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Наличие дразнилок, их разнообразие - показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых.

Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. В процессе развития формируется личность, приобретаются свойственные черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у младшего школьника появляется собственное мировоззрение.

Данная статья может быть полезна не только педагогам, но и родителям.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.100.48 (0.006 с.)