Развитие социальной активности младших подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие социальной активности младших подростков



 

Зуева Евгения Николаевна, группа 31 ПДО

«Педагогика дополнительного образования»

Руководитель: Орехова Ю.В.

Тема развития социальной активности очень актуальна на данный момент. В жизни каждого человека всегда было важным и остаётся до сих пор - это становление его личности. Особенно это значимо для детей, которым необходимо развиваться на протяжении всего образовательного процесса. Важное значение в данном процессе отводится вовлечению обучающихся в социальные и культурные практики, направленные, в первую очередь, на формирование у обучающихся опыта самостоятельного общественного действия в активной субъектной позиции [1].

Цель: привлечение младших подростков к волонтерской деятельности с целью развития социальной активности.

Задачи:

Изучить и проанализировать современное состояние проблемы формирования социальной активности младших подростков.

Доказать, что волонтёрская деятельность является хорошим способом для развития социальной активности.

При проведении исследования использовался анализ информации из различных источников. Разработанный проект может быть полезен для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов в центрах дополнительного образования детей.

Внеурочная и досуговая деятельность является важным условием формирования ценностных ориентаций школьников. В этой связи волонтерство выступает как эффективный механизм организации досуговой и внеурочной деятельности, призванной обеспечить единство ценностного и деятельностно-практического компонентов воспитательной деятельности [2].

В России волонтерство развивается достаточно активно. В 2012 году Российская Федерация вошла в первую десятку стран мира по числу волонтеров.

Волонтерская деятельность — это широкий круг деятельности, включающий в себя традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, который осуществляется добровольно на благо широкой общественности без денежного вознаграждения [3].

Для того чтобы молодые люди росли ответственными гражданами своего государства, неравнодушными к настоящему и будущему своей страны, им нужно предоставить возможность участвовать в общественной жизни, частью которой они являются [4].

Сохранению и передаче духовно-нравственных ценностей, становлению гражданских качеств личности и развитию социальной активности молодого поколения поможет - стимулирование активной социальной деятельности [5].

Активное участие в добровольческих делах способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, приобретению уверенности в себе и своей значимости для других [6].

Волонтерская деятельность позволяет:

– приобрести опыт организации, самостоятельной разработки и реализации мероприятий и проектов, увидеть реальный результат своей деятельности;

– развивать мыслительную деятельность;

– самостоятельно искать и выстраивать пути решения реализуемых проектов;

– развивать потребность у подрастающего поколения в общественно - значимой деятельности [7].

Волонтерская деятельность школьников способствует расширению видов и форм внеурочной деятельности, направленных на становление личности обучающегося. Для этого можно использовать формы различной воспитательной направленности, что позволяет ученикам лучше вникнуть в социальные практики.

Таким примером может послужить создание волонтёрного отряда в образовательном учреждении. Цель отряда будет заключаться в различной помощи разного вида животным. От постройки кормушек до похода в приют для кошек или собак. Важно научить детей милосердию и состраданию.

Включение подростка в положительную деятельность помогает отвлечь от негатива, формирует чувство собственной значимости, решает проблему ненужности. У школьников появляется возможность самовыражения, проявления независимости, самостоятельности, своей индивидуальности [8].

Участие в волонтерском движении помогает подрастающему поколению и в профессиональном самоопределении, так как это прямой путь к самостоятельной жизни, здесь всегда есть возможность проявить себя, попробовать в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути, реализуя свои идеи в решении социальных проблем. Волонтерство для школьника - это возможность приобрести первоначальный профессиональный опыт, опыт общения, взаимодействия, партнерства.

Таким образом, волонтерская деятельность обладает большими возможностями для формирования и развития социальной активности младших школьников, участвуя в волонтерских акциях и организуя их самостоятельно, дети учатся взаимодействовать друг с другом, проявлять себя, приносить пользу окружающим, развивают в себе такие личностные качества, как инициативность, самостоятельность, мобильность, ответственность и т.п.

                                                    

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Борисова Екатерина Владимировна, группа 31 ПДО

«Педагогика дополнительного образования»

Руководитель: Данилова Е. Ю.

  Использование интерактивной модели работы предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.

В музейной деятельности такая работа предполагает не только одностороннее получение знаний «экскурсовод-посетитель», но и их активное взаимодействие, в том числе с привлечением музейных средств и экспонатов.

Следует отметить, что экспозиции и программы, построенные с применением принципа интерактивности, носят полифункциональный характер, открывая перед детьми свободное пространство выбора поведения в музее, детального изучения экспонатов, сотрудничества с музейными педагогами, общениями между собой. И чем более вариативна музейная программа, предлагающая детям широкий ассортимент профессиональных инструментов, импровизированных ситуаций индивидуального или коллективного труда, игры, приключений, тем больше возможностей у музея стать местом открытий.

Ключевой принцип интерактивной деятельности - принцип включения ребенка в активный познавательный процесс в пространстве музея.

Уже научно подтверждено то, как человек усваивает новое:

То, что слышим, - 10%.

То, что видим, - 50%.

То, что делаем, - 90%.

В основе развивающих методик музейной педагогики лежит постулат выдающегося русского психолога Л.С. Выготского: «В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность[9]».

Наиболее эффективными и в то же время востребованными детьми являются следующие интерактивные формы музейной деятельности.

Во-первых, экскурсия является одной из тех традиционных форм, с которой начиналось становление культурно-образовательной деятельности музея.

Наибольший интерес у детей младшего школьного возраста вызывают экскурсии с элементами игры и творческими заданиями; экскурсии, направленные на презентацию одного экспоната, которые помогают глубоко и всесторонне познакомиться с тем или иным музейным предметом; интерактивные экскурсии с загадками; заполнение музейных словариков (в которых представлены рисунки, коллажи, аппликации и т.п.).

Педагогическая позиция музейного педагога ориентирована не столько на сообщение информации, сколько на развитие у детей культуры диалога, самоопределения, способностей.

В работе со школьным возрастом можно задействовать следующие виды экскурсий: экскурсии с элементами беседы, театрализованные экскурсии, самостоятельные экскурсии (без экскурсовода) по путеводителю с вопросами, заданиями.

Во-вторых, музейные занятия (уроки). Например, проводятся интерактивные занятия «Письма с фронта» и «Книга памяти». Так же можно проводить тематические уроки такие как «С чего начинается Родина», «Мой Пермский край» и т.д.

 На занятии «Письма с фронта» воспитанники знакомятся с подлинными письмами фронтовиков, а затем сами пишут письма родственникам, сверстникам или безымянным адресатам. В этих письмах они пытаются отразить те чувства, мысли, которые возникают у человека в трудные, переломные моменты его жизни.

Занятие «Книга памяти» предполагает работу с Книгой памяти области, в которую занесены фамилии, погибших в годы Великой Отечественной войны. Изучая Книгу памяти, дети находят своих однофамильцев, а возможно, и родственников, и пытаются выстроить, восстановить (совместно с педагогом) историю своей семьи (историю своей жизни), что способствует формированию у них чувства гордости за своих предков, сопричастности к их подвигу, самоуважения.

В-третьих, очень востребованной формой являются мастер-классы.
Мастер-класс – это уникальная возможность для каждого ребенка попробовать себя в творчестве!

Детям хочется не только созерцать увиденное, но и пробовать, что-то создавать своими руками. Особенно, когда результат этого творчества имеет «свою историю» и может доставить радость родным и близким.

Например, мастер-класс «Открытка ветерану». Оформление открытки ко Дню Победы, «История новогодней игрушки», по пошиву народных кукол, создание виртуальной экспозиции музея (виртуального музея) и др. [10]

В-четвертых, особый интерес у детей вызывают народные праздники и посиделки с чаепитием. Привлекательность музейного праздника заключаются в неформальной атмосфере, в эффекте личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа, применению особой атрибутики. Особенность праздника состоит еще и в том, что он как бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство.

В каждой из этих форм возможна интерактивная составляющая, что позволяет рассматривать музей не только как институт социальной памяти – «хранилище истории», коллекции предметов, но и как динамичное, интегративное пространство, участвующее в реализации важной задачи – социализации детей.

                            



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.01 с.)