Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности младших школьников
Чазова Ольга Юрьевна, группа 330 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» Руководитель: Бочкарева Н.В. В современной школе основными задачами учителя являются подготовка обучающегося к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей обучающихся. В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы, поэтому так важно использовать их в работе с младшими школьниками. Цель работы: выявление условий эффективного использования пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Задачи работы: 1. Рассмотреть понятия «пословица» и «поговорка», выявить их педагогическую ценность в литературном образовании младших школьников. 2. Изучить методику работы над пословицами и поговорками в начальной школе, выявить различные приемы по использованию пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности. 3. Разработать технологические карты уроков с использованием пословиц и поговорок и апробировать их во время практики. 4. Разработать тематику проектов, связанных с пословицами и поговорками, и организовать их выполнение младшими школьниками во внеурочное время. Гипотеза исследования. Использование пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих условий: если учитель начальных классов будет знать художественные особенности данных жанров, учитывать возрастные особенности учащихся при подборе пословиц и поговорок, владеть методикой использования данных жанров в работе с младшими школьниками. В ходе работы были использованы следующие методы: теоретические (сравнение, анализ, обобщение) и практические (изучение и обобщение педагогического опыта, сравнительный анализ учебной литературы, изучение нормативных документов в области НОО, методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику). Рассмотрение сущности пословиц и поговорок выявило, что пословицы и поговорки - это малые жанры устного народного творчества, каждый из которых обладает присущей ему художественной спецификой. Они несут в себе народную мудрость – это главное их сходство, но по своим значениям они разные. По мнению В. И. Даля, главное отличие поговорки от пословицы состоит в том, что она выражает понятие, а пословица – суждение, имеющее назидательный характер. К общим обязательным признакам пословиц и поговорок относятся: краткость (лаконичность); устойчивость (способность к воспроизведению); связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи); принадлежность к искусству слова; широкая употребляемость.
Также была рассмотрена педагогическая ценность пословиц и поговорок. Выявлены педагогические функции пословиц и поговорок, учет в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль). Эти жанры оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу и гордость за него. Задача учителя – показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа. Далее была изучена методика работы над пословицами и поговорками в начальных классах, рассмотрены возможности их применения на разных уроках и во внеурочной деятельности. Выявлено, что в начальных классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами и поговорками, их заучиванию. Кроме этого, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять пословицы и поговорки в своей речи.
На первом этапе опытно-практической работы по теме исследования был выполнен анализ учебников УМК «Школа России» и «Перспектива». Целью анализа было выявление заданий, предполагающих работу младших школьников с пословицами и поговорками. Были рассмотрены учебники по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии и музыке (с 1 по 4 класс). В итоге было выявлено, что пословицы и поговорки активнее всего используются на уроках литературного чтения и русского языка, остальные же предметы также предусматривают использование данных жанров, но в очень малой объеме. Тематические группы пословиц, с которыми знакомятся младшие школьники на страницах учебников: дружба, общение, трудолюбие, учение, семья. Следующим этапом стал анализ опыта работы учителей начальных классов по применению пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности. Были выявлены новые интересные приемы работы с пословицами и поговорками: составление иллюстрированных тематических альбомов, оформление плакатов-монтажей, изошутки на пословицы и поговорки, игра «Переведи пословицу на русский язык» и многие другие. Третьим этапом стала разработка технологических карт уроков и внеурочных занятий с использованием выявленных приемов работы с пословицами и поговорками, а также тем исследовательских проектов, связанных с пословицами и поговорками, для организации внеурочной деятельности учащихся. Таким образом, было установлено, что пословицы и поговорки обладают большой педагогической ценностью и играют важную роль в обучении и воспитании младших школьников. Поэтому учитель должен уметь правильно и в то же время интересно построить работу с данными жанрами, а для этого он должен знать художественные особенности этих жанров, владеть разнообразными приемами использования этих жанров на уроках и внеурочных занятиях. Несомненно, работа с пословицами и поговорками сложна, но и очень интересна. Это говорит о том, гипотеза подтвердилась. Практическая значимость исследования заключается в выявлении разнообразных приемов применения пословиц и поговорок в начальной школе, условий их эффективного использования на уроках и во внеурочной деятельности и разработке на этой основе технологических карт уроков и тематики внеурочных проектов для младших школьников.
Место
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.004 с.) |