Использование пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности младших школьников



 

Чазова Ольга Юрьевна, группа 330

«Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Руководитель: Бочкарева Н.В.

В современной школе основными задачами учителя являются подготовка обучающегося к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей обучающихся. В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы, поэтому так важно использовать их в работе с младшими школьниками.

Цель работы: выявление условий эффективного использования пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Задачи работы:

1. Рассмотреть понятия «пословица» и «поговорка», выявить их педагогическую ценность в литературном образовании младших школьников.

2. Изучить методику работы над пословицами и поговорками в начальной школе, выявить различные приемы по использованию пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности.

3. Разработать технологические карты уроков с использованием пословиц и поговорок и апробировать их во время практики.

4. Разработать тематику проектов, связанных с пословицами и поговорками, и организовать их выполнение младшими школьниками во внеурочное время.

Гипотеза исследования. Использование пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих условий: если учитель начальных классов будет знать художественные особенности данных жанров, учитывать возрастные особенности учащихся при подборе пословиц и поговорок, владеть методикой использования данных жанров в работе с младшими школьниками.   

В ходе работы были использованы следующие методы: теоретические (сравнение, анализ, обобщение) и практические (изучение и обобщение педагогического опыта, сравнительный анализ учебной литературы, изучение нормативных документов в области НОО, методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику).

Рассмотрение сущности пословиц и поговорок выявило, что пословицы и поговорки - это малые жанры устного народного творчества, каждый из которых обладает присущей ему художественной спецификой. Они несут в себе народную мудрость – это главное их сходство, но по своим значениям они разные. По мнению В. И. Даля, главное отличие поговорки от пословицы состоит в том, что она выражает понятие, а пословица – суждение, имеющее назидательный характер. К общим обязательным признакам пословиц и поговорок относятся: краткость (лаконичность); устойчивость (способность к воспроизведению); связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи); принадлежность к искусству слова; широкая употребляемость.

Также была рассмотрена педагогическая ценность пословиц и поговорок. Выявлены педагогические функции пословиц и поговорок, учет в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль). Эти жанры оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу и гордость за него. Задача учителя – показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа.

Далее была изучена методика работы над пословицами и поговорками в начальных классах, рассмотрены возможности их применения на разных уроках и во внеурочной деятельности. Выявлено, что в начальных классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами и поговорками, их заучиванию. Кроме этого, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять пословицы и поговорки в своей речи.

На первом этапе опытно-практической работы по теме исследования был выполнен анализ учебников УМК «Школа России» и «Перспектива». Целью анализа было выявление заданий, предполагающих работу младших школьников с пословицами и поговорками. Были рассмотрены учебники по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии и музыке (с 1 по 4 класс). В итоге было выявлено, что пословицы и поговорки активнее всего используются на уроках литературного чтения и русского языка, остальные же предметы также предусматривают использование данных жанров, но в очень малой объеме. Тематические группы пословиц, с которыми знакомятся младшие школьники на страницах учебников: дружба, общение, трудолюбие, учение, семья.

Следующим этапом стал анализ опыта работы учителей начальных классов по применению пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности. Были выявлены новые интересные приемы работы с пословицами и поговорками: составление иллюстрированных тематических альбомов, оформление плакатов-монтажей, изошутки на пословицы и поговорки, игра «Переведи пословицу на русский язык» и многие другие.

Третьим этапом стала разработка технологических карт уроков и внеурочных занятий с использованием выявленных приемов работы с пословицами и поговорками, а также тем исследовательских проектов, связанных с пословицами и поговорками, для организации внеурочной деятельности учащихся.

Таким образом, было установлено, что пословицы и поговорки обладают большой педагогической ценностью и играют важную роль в обучении и воспитании младших школьников. Поэтому учитель должен уметь правильно и в то же время интересно построить работу с данными жанрами, а для этого он должен знать художественные особенности этих жанров, владеть разнообразными приемами использования этих жанров на уроках и внеурочных занятиях. Несомненно, работа с пословицами и поговорками сложна, но и очень интересна. Это говорит о том, гипотеза подтвердилась.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении разнообразных приемов применения пословиц и поговорок в начальной школе, условий их эффективного использования на уроках и во внеурочной деятельности и разработке на этой основе технологических карт уроков и тематики внеурочных проектов для младших школьников.

 

 

Место



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.004 с.)