Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экологический туризм – как метод эмпирического обучения младших школьников
Кожевникова Александра Олеговна, группа 330 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» Руководитель: Щаникова Л. В. В настоящее время тема экологии становится как никогда актуальной. В наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Экологическое воспитание одно из направлений в педагогике, которое отличается от традиционно сложившегося «ознакомления детей с природой». Но заметим, оно остается только теоретическим, дети изучают окружающий мир из учебника, не выходя из школы.Эмпирическое обучение или практическое – это процесс получения навыков и знаний непосредственно через практический опыт, минуя стадию теоретического обучения. Во время эмпирического обучения приходится задействовать весь умственный потенциал школьника, а также максимум органов чувств, в том числе важнейшие из них, зрение, слух и осязание. Одним из эффективных методов экологического воспитания является экологический туризм. Несомненно, сидя за партой и читая книги, слушая учителя ученик получает очень важную и очень нужную информацию, но он получает лишь теоретические знания. А информации может быть недостаточно, чтобы стать успешным в реальной деятельности. Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность экологического воспитания младших школьников методом экологического туризма. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: · Изучить литературу по теме исследования; · Уточнить понятие, сущность и методы экологического образования младших школьников; · Определить место туристско-краеведческой деятельности в системе экологического образования учащихся начальных классов; При решении задач, мы использовали следующие методы исследования: теоретические - изучение и анализ педагогической, психологической, экологической литературы в рамках рассматриваемой проблемы; эмпирические - педагогическое наблюдение учебного процесса; педагогический эксперимент, обработка результатов исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способствуют решению актуальной научной проблемы, повышению эффективности процесса экологического образования в начальной школе с учетом его туристско-краеведческой направленности.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в системе туристско- краеведческой деятельности в начальной школе при изучении предметов как естественно - научного так и гуманитарного цикла. Задача учителей начальных классов: донести до ума и сердец младших школьников то, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека. Все это способствует повышению общей культуры в целом и экологической культуры в частности. Туристско-краеведческая деятельность как средство экологического образования способствует: формированию ключевых компетентностей у учащихся: исследовательских, оценочных, информационных; расширению образовательного кругозора учащихся, возрастанию познавательного интереса к разным отраслям научного познания; развитию самостоятельности и творческой инициативы обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности, самостоятельного мышления и умению применить эти знания на практике. Систематическая работа с учащимися начальных классов с использованием различных форм работы, в том числе с использование экологического туризма, значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость. Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала. Для определения начального уровня экологических знаний, обучающихся 2-го класса МБОУ «Гимназия №5» нами была разработана и проведена анкета «Что я знаю про Экологию».
Проанализировав результаты, сделали вывод, что представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся. В связи с этим нами было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа с использованием различных форм и методов, в том числе экологического туризма может повысить эффективность формирования у младших школьников бережного отношения к природе. Для этого, мы составили календарно-тематический план на полугодие, с использованием туристско-краеведческой деятельности. Направление работы включало цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: экскурсии, спектакли, викторины, дидактические игры, защита проектов, путешествия), которые способствовали расширению экологических знаний младших школьников. Экскурсии, наблюдения способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста играет практическая, исследовательская работа. Одним из запланированных мероприятий была «Конференция Научно-практических работ». Всем обучающимся 2 «Г» класса предлагалась выбрать тему и написать научно-практическую работу. В связи с целенаправленной работой по экологическому воспитанию, количество тем по экологии выбрали 11 человек из 28 (достаточно высокий показатель). Дипломом I степени был награждён Платон А., с темой «Батарейку принеси и природу ты спаси! (или все о вреде и пользе батарейки)». Данные повторного среза знаний показали, что после осуществления запланированных мероприятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных ответов. Если на начальном этапе нашего исследования качество знаний составляло 31,49%, то после проведения запланированных мероприятия этот показатель вырос до76,67%. Приведенные данные свидетельствуют об эффективности эмпирических методов. Непосредственное участие в деятельности развивает целеустремленность, любознательность, наблюдательность умение слушать, работать в команде, чётко выражать свои мысли и другие качества личности, которые позволяют становиться увереннее в себе. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что туристско-краеведческая деятельность значительно расширяет и углубляет знания о природе и формирует эмоциональную восприимчивость. При проведении запланированных мероприятий у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, способствует значительному повышению экологической культуры школьников. Список используемой литературы: 1. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1999 2. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 1990. 3. Горохова Е.Р. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся// Начальная школа. – 2006.
Место
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.006 с.) |