Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассника в аспекте профилактики дезадаптации
Байкова Анастасия, группа 21НК Глухова Ангелина,группа 21НК «Преподавание в начальных классах» Руководитель: Корчагина Г. В. Школа, как институт социализации, воспроизводит основные закономерности и модели социальных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу происходит стандартизация условий его жизни в виде системы требований и правил, единых для всех учащихся. Впервые перед ребенком возникает задача «приспособить» себя и свое поведение социально-нормативным требованиям, что на данном этапе развития приобретает значение социально-психологической адаптации ребенка в целом. Актуальность данной темы заключается в том, что проблема школьной адаптации в аспекте соответствия психологических возможностей детей реальным учебным требованиям современной общеобразовательной школы определила цель нашего исследования, выбор его объекта и предмета Цель: выделить основные психолого-педагогические направления школьной адаптации. Объект исследования: процесс адаптации первоклассника в школе. Предмет исследования: психолого-педагогические условия адаптации. Задачи: 1. раскрыть понятие и сущность адаптации и дезадаптации школьника. 2. анализ теоретических основ педагогов, психологов в области адаптации и дезадаптации младших школьников к школе. 3. выделить сферы адаптации первоклассника. Методы исследования: наблюдение, цель: выявить учеников группы риска (по сферам), тестовая методика «Школьной готовности» Керна- Йирасика, цель: определить уровень школьной готовности, тестовая методика Рене-Жиля «Межличностные отношения», беседа с родителями о интересах ребенка. Помочь первокласснику войти в социум школы с минимальными потерями и быстро адаптироваться к его требованиям – одна из главных задач психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение первоклассника предполагает организацию работы по следующим направлениям в школе: - социально-психологическое просвещение – формирование у первоклассника и их родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития (личность должна быть психологически готова к восприятию воспитательного воздействия);
- психологическое диагностирование – выявление на протяжении всего срока обучения, а также на момент адаптации динамики личностного роста, адаптивности первоклассника, причин и механизмов нарушений поведения, развитие социальной адаптации; - психолого-педагогическая коррекционная деятельность – разработка на основании выявленных причин коррекционных программ успешной адаптации первоклассника и коррекции личностных качеств и свойств; вовлечение школьника в различные виды деятельности с учетом корректирующих факторов; - психолого-педагогическое консультирование – разработка конкретных рекомендаций по возникающим у младшего школьника проблемам адаптации, самовоспитания и самореализации, по предупреждению возникновения явлений дезадаптации. При работе с первоклассниками учитываются факторы, предшествующего воспитания, условия воспитания. Поэтому важным этапом в работе становится первичная беседа, цель которой – сбор информации для определения направления и стратегии социально-педагогической работы. Психолого-педагогическая поддержка школьника предполагает интегрированную работу всех структурных подразделений в школе. Выстроена система работы, которая содержит II блока. В первый блок включены тренинги общения. Цель: сплотить коллектив, снять психологические барьеры, сформировать коммуникативные навыки. Второй блок – социально-психологический, цель которого – выявить индивидуально социально-психологические особенности личности школьника. Блоки включают три сферы адаптации: учебная сфера предполагает, что программный учебный материал усваивается на достаточном уровне; социальная сфера предполагает наличие широкого круга знакомых в классе, школьники активны в выполнении поручений учителя; личностная сфера предполагает, что школьники адекватно воспринимают себя и свой статус в классе. В содержание профилактики дезадаптации вошли следующие аспекты психолого-педагогичекого сопровождения (см. рис.1):
Рис. 1. Психолого-педагогичекое сопровождение профилактики дезадаптации младших школьников
Все мероприятия блоков учитель по возможности организует совместно с родителями, педагогом-психологом, интегрируя их в образовательный процесс: урочной, внеурочной, внешкольной жизни класса. По результатам диагностики составляется карта коррекционной работы с классом. В настоящее время проблема адаптации первоклассника к школе является одной из самых острых и массовых. Первый класс для ребёнка является сложным и трудным периодом жизни. Адаптация к школе – это перестройка сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребёнка. Выделено три сферы адаптации: учебная. сфера предполагает учебный материал усваивается на достаточном уровне, в полном объёме усваивается программный материал; социальная сфера предполагает широкий круг знакомых в классе, взаимоотношения строятся на индивидуальных психологических особенностях личности, школьники активны в выполнении поручений учителя; личностная сфера предполагает адекватно воспринимают себя и свой статус в классе. Библиографический список: 1.Боронина Л.И., Дидковская Я.В., Минеева С.И. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции //Университетское управление. 2001. № 4. С. 65-69. 2.Баданина Л. П. Адаптация к отметке в начальной школе: размышления психолога // Начальная шк. – 2007. - N 7. - С. 18-21. 3.Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная шк. плюс до и после. - 2007. - N 12. - С. 59-62. 4.Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов // Вопр. психологии. – 2007. - N 1. - С. 53-61. 5.Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов: дайджест // Психология обучения. – 2007. - N 6. - С. 122-124.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.009 с.) |