Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направление «индивидуальный проект»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Секция «Открывая книгу, открываем мир» Место ЦЕНЗУРА И ЛИТЕРАТУРА: СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР Удалова Венера Алексеевна, группа 040 «Дошкольное образование» Руководитель: Булдакова О.И.
Выбор темы индивидуального проекта обусловлен тем, что эта проблема в настоящее время очень актуальна, в связи со свободой слова и неконтролируемым потоком информации в общество. Так же люди стали все реже читать литературу с появлением интернета, не говоря уже о новинках, появляющихся на полках магазинов и библиотек. Но есть такие произведения, которые несколько раз переписывались или вовсе не выходили в печать. Из-за чего же это происходит? На протяжении всей истории человечества обществу что-либо запрещали знать. Всегда цензоры мотивировали свои действия борьбой с неверием, порнографией, пороками и вредными идеями. Поэтому главной целью работы над проектом является получение информации в области цензуры: узнать о её влиянии на литературные произведения. Задачи: 1. Раскрыть сущность цензуры, проследить механизмы ее возникновения и функционирования. 2. Рассмотреть влияние цензуры на литературу. 3. Исследовать причины запрета выхода в свет литературных произведений. 4. Провести опрос среди студентов об необходимости цензуры в 21 веке. Методы, которые использовались для проведения исследования: анализ информации из различных литературных и интернет-источников, личная оценка событий, интернет-опрос. Этапы работы над проектом: 1 этап: Проанализировать литературу по данной теме и узнать, что такое цензура, откуда она появилась и где функционирует. Задача: Раскрыть сущность цензуры, проследить механизмы ее возникновения и функционирования. Цензура (лат. censura — «строгое суждение, суровый разбор, взыскательная критика») - система государственного надзора за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кино и фото произведений, передач радио и телевиденья, веб-сайтов и порталов, в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых властями нежелательными.
Существует также самоцензура как сознательное самоограничение автора в обнародовании информации на основе неких собственных соображений (например, морально-нравственных ограничений, пассивного приятия) или из-за боязни наказания за нарушение цензурных правил. 2 этап: Изучить взаимоотношения цензуры и литературы Задача: Рассмотреть влияние цензуры на литературу. Предварительная цензура на книги впервые была введена в 1471г. папой Сикстом IV. Позднее при папе Павле IV в 1557г. был выпущен «Индекс запрещенных книг для инквизиционных трибуналов. В конце XIX — начале XX века появились первые спецхраны, где складировалась литература с ограниченных доступом. В XX веке тоталитарные режимы сделали цензуру частью репрессивного аппарата, массовой манипуляции и пропаганды. В XXI ограничений в интернете и СМИ становится все больше. Изначально они были введены для защиты детей от вредной для них информации, при этом сильнее всего оберегающий детей закон повлиял на незаметную широкой публике сферу- детские книги. Появление возрастной маркировки – 0+, 6+, 12+, 16+,18+ - радикально изменило отношение издательств к текстам. Теперь авторы, которые пишут для подростков, должны быть очень аккуратны: если они не впишутся в требования закона, то книгу отправят на взрослую полку, где юный читатель ее просто не найдет и не сможет купить, а издательство понесет убытки. Мы пришли к выводу о том, что потребность в цензуре всё-таки есть, цензура может служить не только ограничением свободы творчества, она может быть благом, т. е. в первую очередь ограждать население от чрезмерного количества информации экстремистского характера. Цензура должна быть направлена на сохранение спокойной обстановки и гармонии в обществе. 3 этап: Исследование и диагностика. Задачи: 1. Исследовать причины запрета выхода в свет литературных произведений. 2. Провести опрос среди студентов о необходимости цензуры в 21 веке. Проведя анализ причин запретов книг в разное время, мы смогли выделить основные критерии для ограничения произведений. Их можно разделить на 3 класса: · Религия (Например, «Сатанинские стихи» автора Саламана Рушди. Книга могла стать причиной мусульманский беспорядков, поэтому она была запрещена во многих странах мира).
· Политика (Это произведения, которые относятся к политике, работе власти, критике со стороны власти. Например, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия» М. Булгакова, роман «Мы» Е. Замятина, поэма «Реквием» А.Ахматовой, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына и др.). · Прочие: ненормативная лексика, насилие, сексуальный подтекст, пропаганда суицида, аморальный контент и т.д. (К этой группе можно отнести и роман В. Набокова «Лолита» об истории любви взрослого мужчины к 13-летней девочке и др.) Все вышеназванные произведения были со временем напечатаны и стали доступны для читателей. Нам стало интересно, а сегодня как-то влияет на интерес современных читателей информация о том, что произведения долгие годы были под запретом? Мы провели социологический опрос в интернете. Респондентам были заданы 4 вопроса. На вопрос «Читали вы что-то из запрещенной литературы?» - 23% ответили «да», 77 % - «нет». Из предложенных нами произведений 70% опрашиваемых отметили, что читали роман Булгакова «Мастер и Маргарита», 30% назвали роман Д.Дефо «Робинзон Крузо». К сожалению, такие произведения, как роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», роман А. Солженицына «Раковый корпус» и некоторые другие не читал никто. Стоит отметить, что 73% респондентов проявляют больший интерес к этим произведениям, зная, что они долгие годы были под запретом. Размышляя дальше над нашей темой, актуальным остается вопрос: «Нужна ли цензура в наше время?». Так 75 % людей дали положительный ответ. Мы считаем, что, действительно, цензура в какой-то мере нужна в литературе, это не просто запрет для людей, а ограничения, необходимые для определенных возрастных категорий. Таким образом, мы видим, что цензура оказывает огромное влияние на литературу, как в прошлые времена, так и в настоящее время. А плодотворное ли это влияние? Ответ на этот вопрос не однозначен. Если говорить о советской цензуре, когда запрещались произведения по политическим соображениям, когда литератору нужно было считаться с постановлениями власти и официальным взглядом на вещи, то сложно судить. А если говорить о современной цензуре, когда запрещается мат, насилие и др., то можно рассматривать, как положительное влияние, связанное с ограничениями для определенного возраста. Подводя итоги работы, мы считаем, что она имеет важность и может быть полезна студентам с целью привлечения внимания к некоторым художественным произведениям и при выборе книг и фильмов, на которых стоят возрастные ограничения. Также это исследование может пригодится в будущем, при выборе книг для своих детей, т.к. некоторые произведения не рассчитаны для них. Список литературы: 1. Веревкина И. Н. Роль цензуры в литературе и СМИ: исторический аспект и современная ситуация // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 676-678. — URL https://moluch.ru/archive/116/31920 2. https://obrazovanie.guru/literatura/znachenie-slova-tsenzura-opredelenie.html 3. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/562636/
Место
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.132 (0.008 с.) |