Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Устаревшие слова в произведениях литературы⇐ ПредыдущаяСтр 67 из 67
Красноперова Ангелина, группа 050 «Преподавание в начальных классах» Руководитель: Булдакова О.И Особенностью словарного состава языка является его большая историческая подвижность. Она проявляется, прежде всего, в постоянном обогащении языка новыми словами и их значениями, а также в снижении употребительности и устаревании слов и их значений. При знакомстве с произведениями классической литературы, современные читатели нередко сталкиваются с трудностями, вызванными непониманием лексического значения слова. Без понимания значения слов, их функций невозможно полное осмысление содержания и формы художественного произведения, привитие интереса к языку, его изобразительно-выразительным возможностям. Особенно сложны для восприятия произведения художественной литературы прошлых веков для детей, поскольку мало времени отводится для внимательного и глубокого изучения устаревшей лексики, ее значения и происхождения. Мне данная тема интересна как будущему учителю начальных классов. Сначала надо самой рассмотреть такое явление как устаревшие слова, чтобы потом можно было объяснить детям. Цель работы: познакомиться с устаревшими словами и рассмотреть возможности использования данного материала в профессиональной деятельности Задачи: 1. Систематизировать теоритический материал по теме «Устаревшие слова». 2. Рассмотреть программу начальной школы по литературному чтению с целью определения произведений, в которых встречается большое количество устаревших слов. 3. Составить словарь устаревших слов по произведениям А.С. Пушкина. 4. Рассмотреть возможности использования данного материала в дальнейшей профессиональной деятельности. Словарный состав языка не является чем-то застывшим, неизменным. На протяжении веков изменялась звуковая система, происходили изменения в грамматике и лексике. Изменения носят двойственный характер – с одной стороны, словарный состав обогащается новыми словами, с другой, освобождается от ненужных на данном этапе элементов. Поэтому в языке существует два пласта – активная и пассивная лексика. К пассивной лексике относят устаревшие слова (архаизмы и историзмы). Они возникают в связи с выходом из обращения предметов быта, одежды, явлений и представлений, которые эти слова называют. Лексические значения устаревших слов часто забываются людьми. Устаревшие слова можно встретить в художественной литературе, пословицах и поговорках, исторических фильмах, научных статьях, описывающих быт людей в прошлом.
В современных условиях обучения детей литературному чтению в начальной школе необходимо сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, учить их мыслить самостоятельно. Для достижения этой цели в учебники по литературному чтению включены произведения устного народного творчества, литературы 18-19 веков, которые являются материалом изучения истории, культуры, традиций русского народа. Знакомясь с произведениями, дети часто встречают устаревшую лексику, испытывая трудности в объяснение лексического значения слов. Мы рассмотрели содержание литературного чтения по программе «Школа России» (автор Климанова Л.Ф. и др.), с какими жанрами УНТ, с какими произведениями прошлых времен знакомятся младшие школьники. Большое количество архаизмов и историзмов мы встречаем в произведениях А.С. Пушкина. В рамках данного проекта мы исследовали устаревшие слова в четырех сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Султане…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». На основе данных произведений мы составили словарь устаревших слов, которым может пользоваться учитель начальных классов на уроках литературного чтения. В словарь вошли около 30 архаизмов и историзмов, которые встречаются в сказках Пушкина. Кроме толкования мы подобрали еще рисунок к данному понятию. Также мы сделали подборку различных виды упражнений, которые могут обеспечить лучшее усвоение устаревших слов: раскрытие значения слова путем показа предмета; использование словаря устаревших слов; подбор синонимов; морфологический анализ слова, можно использовать карточки и т.д. Такая работа станет своеобразным мостиком от прошлого поколения к нынешнему и будущему. Воспитывая у детей уважение к русской старине, учитель воспитывает любовь к родине, ее самобытности.
Материалы проекта помогут будущим учителям начальных классов в проведении уроков Литературного чтения.
[1]. Иванов А.В. Учебное пособие. //Методика формирования социальной активности учащегося. – Москва, 2013. [2]. Арович Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М. Ю. Киселева, И. И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. М.: Карапуз, 2009. [3].Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2011. [4]. Иванов А.В. Учебное пособие. // Методика формирования социальной активности учащегося. – Москва, 2013. [5]. Ануфриев, Е.А. Социальная активность личности // Е.А. Ануфриева. – М.: Изд-во Академии Педагогических наук, 2000. [6]. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2011. [7]. Арович Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М. Ю. Киселева, И. И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. М.: Карапуз, 2009. [8]. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2011. [9] Выготский Л.С. «Педагогическая психология» Краткий курс, М., 1926, с. 57-58) [10] Биксалеев А.А. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные тенденции развития музея. №22. 2016
[11]. http://kuvschool5.ucoz.ru/kmmsoo/doklad_o_metodike_i_tekhnologii_organizacii_do.pdf [12]. Хуторской А.В. Практикум по дистанционному обучению. - М.: ИОСО РАО, 2000. - 304 с. [13] https://ru.wikipedia.org/wiki [14]. Челышева И.В. Из истории кружковой работы на материале киноискусства//Дополнительное образование. 2004. № 3. - С.62-63. [15] https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/4842 [16] https://mylektsii.ru/8-119679.html [17]. http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle [18] Зайцев В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Издатель-ство «Библиотека А. Миллера», 2019. - 23 с.
[19] https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/folklor-chto-ehto-takoe-zhanry-proizvedeniya-folklora.html [20] https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=24717 [21] https://gorod55.ru/news/society/07-04-2020/v-rossii-vyroslo-kolichestvo-besprizornyh-detey [22] Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике: учебное электронное текстовое издание./ А.С. Воронин. М.: Екатеринбург: УГТУ−УПИ, 2016.- 300 с. [23] https://infopedia.su/13x2efb.html [24] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, I, п. 6, абзац 4. [25] Панфёров, В.Н., Бодалев, А.А., Понятие и виды общения // Основы социально-психологической теории. М., 2015. [26] Фомин А.С. Многофункциональная природа танца и проблемы его изучения // Проблемы танцевальной педагогической деятельности: Психолого-педагогические, региональные и методологические аспекты: Первый Сибирский научно-практический конгресс «Танцы народов Сибири». 10--17.08.2002, г. Новосибирск. Новосибирск: Изд-во ЦЭРИС, 2002. [27]. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника (https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2011/12/10/psikhologo-pedagogicheskaya-kharakteristika-mladshego).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.007 с.) |