Устаревшие слова в произведениях литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устаревшие слова в произведениях литературы



Красноперова Ангелина, группа 050

«Преподавание в начальных классах»                                                    Руководитель: Булдакова О.И

   

Особенностью словарного состава языка является его большая историческая подвижность. Она проявляется, прежде всего, в постоянном обогащении языка новыми словами и их значениями, а также в снижении употребительности и устаревании слов и их значений.

При знакомстве с произведениями классической литературы, современные читатели нередко сталкиваются с трудностями, вызванными непониманием лексического значения слова. Без понимания значения слов, их функций невозможно полное осмысление содержания и формы художественного произведения, привитие интереса к языку, его изобразительно-выразительным возможностям.

Особенно сложны для восприятия произведения художественной литературы прошлых веков для детей, поскольку мало времени отводится для внимательного и глубокого изучения устаревшей лексики, ее значения и происхождения.  Мне данная тема интересна как будущему учителю начальных классов. Сначала надо самой рассмотреть такое явление как устаревшие слова, чтобы потом можно было объяснить детям.

Цель работы: познакомиться с устаревшими словами и рассмотреть возможности использования данного материала в профессиональной деятельности

Задачи:

1. Систематизировать теоритический материал по теме «Устаревшие слова».

2. Рассмотреть программу начальной школы по литературному чтению с целью определения произведений, в которых встречается большое количество устаревших слов.

3. Составить словарь устаревших слов по произведениям А.С. Пушкина.

4. Рассмотреть возможности использования данного материала в дальнейшей профессиональной деятельности.

Словарный состав языка не является чем-то застывшим, неизменным. На протяжении веков изменялась звуковая система, происходили изменения в грамматике и лексике. Изменения носят двойственный характер – с одной стороны, словарный состав обогащается новыми словами, с другой, освобождается от ненужных на данном этапе элементов. Поэтому в языке существует два пласта – активная и пассивная лексика.

К пассивной лексике относят устаревшие слова (архаизмы и историзмы). Они возникают в связи с выходом из обращения предметов быта, одежды, явлений и представлений, которые эти слова называют. Лексические значения устаревших слов часто забываются людьми. Устаревшие слова можно встретить в художественной литературе, пословицах и поговорках, исторических фильмах, научных статьях, описывающих быт людей в прошлом.

В современных условиях обучения детей литературному чтению в начальной школе необходимо сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, учить их мыслить самостоятельно. Для достижения этой цели в учебники по литературному чтению включены произведения устного народного творчества, литературы 18-19 веков, которые являются материалом изучения истории, культуры, традиций русского народа.

Знакомясь с произведениями, дети часто встречают устаревшую лексику, испытывая трудности в объяснение лексического значения слов. Мы рассмотрели содержание литературного чтения по программе «Школа России» (автор Климанова Л.Ф. и др.), с какими жанрами УНТ, с какими произведениями прошлых времен знакомятся младшие школьники.

Большое количество архаизмов и историзмов мы встречаем в произведениях А.С. Пушкина. В рамках данного проекта мы исследовали устаревшие слова в четырех сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Султане…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

На основе данных произведений мы составили словарь устаревших слов, которым может пользоваться учитель начальных классов на уроках литературного чтения. В словарь вошли около 30 архаизмов и историзмов, которые встречаются в сказках Пушкина. Кроме толкования мы подобрали еще рисунок к данному понятию.

Также мы сделали подборку различных виды упражнений, которые могут обеспечить лучшее усвоение устаревших слов: раскрытие значения слова путем показа предмета; использование словаря устаревших слов; подбор синонимов; морфологический анализ слова, можно использовать карточки и т.д.

Такая работа станет своеобразным мостиком от прошлого поколения к нынешнему и будущему. Воспитывая у детей уважение к русской старине, учитель воспитывает любовь к родине, ее самобытности.

Материалы проекта помогут будущим учителям начальных классов в проведении уроков Литературного чтения.

 

 


[1]. Иванов А.В. Учебное пособие. //Методика формирования социальной активности учащегося. – Москва, 2013.

[2]. Арович Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М. Ю. Киселева, И. И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. М.: Карапуз, 2009.

[3].Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2011.

[4]. Иванов А.В. Учебное пособие. // Методика формирования социальной активности учащегося. – Москва, 2013.

[5]. Ануфриев, Е.А. Социальная активность личности // Е.А. Ануфриева. – М.: Изд-во Академии Педагогических наук, 2000.

[6]. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2011.

[7]. Арович Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М. Ю. Киселева, И. И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. М.: Карапуз, 2009.

[8]. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2011.

[9] Выготский Л.С. «Педагогическая психология» Краткий курс, М., 1926, с. 57-58)

[10] Биксалеев А.А. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные тенденции развития музея. №22. 2016

 

[11]. http://kuvschool5.ucoz.ru/kmmsoo/doklad_o_metodike_i_tekhnologii_organizacii_do.pdf

[12]. Хуторской А.В. Практикум по дистанционному обучению. - М.: ИОСО РАО, 2000. - 304 с.

[13] https://ru.wikipedia.org/wiki

[14]. Челышева И.В. Из истории кружковой работы на материале киноискусства//Дополнительное образование. 2004. № 3. - С.62-63.

[15] https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/4842

[16] https://mylektsii.ru/8-119679.html

[17]. http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle

[18] Зайцев В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Издатель-ство «Библиотека А. Миллера», 2019. - 23 с.

 

[19] https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/folklor-chto-ehto-takoe-zhanry-proizvedeniya-folklora.html

[20] https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=24717

[21] https://gorod55.ru/news/society/07-04-2020/v-rossii-vyroslo-kolichestvo-besprizornyh-detey

[22] Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике: учебное электронное текстовое издание./ А.С. Воронин. М.: Екатеринбург: УГТУ−УПИ, 2016.- 300 с.

[23] https://infopedia.su/13x2efb.html

[24] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, I, п. 6, абзац 4.

[25] Панфёров, В.Н., Бодалев, А.А., Понятие и виды общения // Основы социально-психологической теории. М., 2015.

[26] Фомин А.С. Многофункциональная природа танца и проблемы его изучения // Проблемы танцевальной педагогической деятельности: Психолого-педагогические, региональные и методологические аспекты: Первый Сибирский научно-практический конгресс «Танцы народов Сибири». 10--17.08.2002, г. Новосибирск. Новосибирск: Изд-во ЦЭРИС, 2002.

[27]. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника (https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2011/12/10/psikhologo-pedagogicheskaya-kharakteristika-mladshego).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.007 с.)