Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Пашкова Василиса Максимовна, группа 140 «Дошкольное образование» Руководитель: Баглай Н.Н. Агрессия часто оказывается главным источником трудностей взаимоотношений между людьми. В детском саду часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, возникающих в работе с детьми дошкольного возраста. Актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, а также необходимостью профилактики и коррекции. Цель исследования – определить эффективность музыкальной терапии в коррекции агрессивного поведения дошкольников. Задачи: 1. Изучение причин формирования агрессивности дошкольников. 2. Выявление основных форм и характерных особенностей детской агрессивности. 3. Коррекция агрессивного поведения старших дошкольников методом музыкотерапии. Методы, которые использовались для проведения исследования: анализ информации из различных литературных и интернет-источников, личная оценка событий, наблюдение. Данная учебно-исследовательская работа будет интересна будущим студентам для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью мызыкотерапии. Этапы работы над проектом: 1 этап: Проанализировать литературу по данной теме, выявить причины проявления агрессии у детей, какие виды агрессии бывают. Задача: Раскрыть следствием чего является агрессия, почему ребенок становится агрессивным. Причины проявления агрессивности разнообразны. Это и стремление привлечь к себе внимание сверстников, и ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть своё превосходство, защита, месть, стремление быть главным, стремление получить желаемый предмет. Проявление агрессивного поведения чаще всего можно наблюдать в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства. Проявление агрессии у дошкольника является следствием неудовлетворённости ребёнка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками; низким социальным статусом ребёнка в группе; неуспехом в совместной со сверстниками деятельности, обусловленной как трудностями операционного характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности; неудовлетворённостью потребности в признании.
Общепринятым считается, что в основном у детей дошкольного возраста отмечается доброкачественная агрессия. Доброкачественная агрессия представлена псевдо агрессией и оборонительной агрессией. В свою очередь, псевдо агрессия бывает двух видов: непреднамеренная агрессия и агрессия как самоутверждение. 2 этап: Изучить что такое музыкотерапия. Задача: Рассмотреть влияние музыкотерапии на коррекцию агрессивного поведения дошкольников. Музыкотерапия выступает актуальным, перспективным средством психокоррекционной деятельности педагогов-психологов, которое имеет широкое применение в мировой психологической практике. Для коррекции агрессивного поведения дошкольников подходит внедрение в работу программы «Здравствуй», разработанной М.Л.Лазаревым. В данной программе музыке отводится ведущее место, как лечебному и профилактическому средству. Музыкотерапия может быть эффективно использована в коррекционной работе с агрессивным поведением, в связи с ее взаимодействием с правым полушарием головного мозга, которое ответственно за образное восприятие. В музыкотерапии, при включении в работу правого полушария головного мозга происходит активное функционирование эмоциональной сферы учащихся, что приводит к освобождению от негативных эмоций, снятию психоэмоционального напряжения и устранению очага возбуждения, который связан с поведенческим нарушением. Рассмотрим средства музыкотерапии, которые могут применяться в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими агрессивное поведение. Тихая и размеренная классическая музыка, плавная и спокойная, способствует повышению состояния расслабленной готовности к психолого-педагогическим воздействиям, предоставляет возможность достичь чувства пространственной расслабленности у ребенка, подходит для спокойных занятий и медитаций. Медленная музыка в стиле барокко (И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, А.Вивальди, А.Корелли) предоставляет учащемуся чувство стабильности, упорядоченности и безопасности. Классическая музыка (Й.Гайдн и В.А.Моцарт) способствует повышению концентрации внимания, улучшению пространственного восприятия. Музыка романтизма (Ф.Шуберт, Р.Шуман, П.И.Чайковский) обостряет чувство индивидуальности, подходит для возбуждения чувствований и ощущений. Музыка импрессионистов (К.Дебюсси, М.Равель, Ж.Фавр) построена на легко передаваемых музыкальных настроениях, провоцирует возникновение благоприятных образов в воображении дошкольника. Религиозная и обрядовая музыка способна успокаивать нрав агрессивного ребенка.
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, в первую очередь, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребёнка. 3 этап: Исследование и диагностика. Задачи: Провести эксперимент среди дошкольников, в ходе которого можно понаблюдать за тем, как влияет музыкотерапия на агрессивных воспитанников. Практическая работа была проведена на базе Детского сада №13 г.Кунгура с детьми старшей группы в количестве 15 человек. Мы включили детям мелодию «Летние звуки природы» для гармонии сознания, тела и души, а также релаксации и снятия агрессии. Такая музыкотерапия показала следующий эффект: у детей, у которых было вялое и грустное настроение, все изменилось – в их глазах появилась искорка, небольшая активность в движениях и хорошее настроение; дети с агрессивным поведением стали более послушными и спокойными, злость исчезла. Подводя итоги, убеждаемся в том, что музыкотерапия является эффективным средством преодоления агрессивности ребёнка. Танцевальные движения помогают снять стресс, мышечные зажимы, повысить настроение. Развивая в детях музыкальность, обучая их музыкально-ритмическим движениям, умению двигаться под музыку можно решить проблемы агрессивности дошкольников. Список литературы: 1.Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. / Под ред. Н. М. Платоновой – СПб.: Речь, 2005. 2.Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – М., 2007. 3.Бреслав Г. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2004. 4.Георгиев Ю. Музыка здоровья: [Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии] // Клуб. – 2001. – №6. – С.39. 5.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: изд. “NB МАГИСТР”, 1993. – 190 с. 6.Чижова С.Ю. Детская агрессивность. – Ярославль, 2001.
Место
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.006 с.) |