Музыкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста



Пашкова Василиса Максимовна, группа 140

«Дошкольное образование»

Руководитель: Баглай Н.Н.

Агрессия часто оказывается главным источником трудностей взаимоотношений между людьми.

В детском саду часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, возникающих в работе с детьми дошкольного возраста.

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, а также необходимостью профилактики и коррекции.

Цель исследования – определить эффективность музыкальной терапии в коррекции агрессивного поведения дошкольников.

Задачи:

1. Изучение причин формирования агрессивности дошкольников.

2. Выявление основных форм и характерных особенностей детской агрессивности.

3. Коррекция агрессивного поведения старших дошкольников методом музыкотерапии.

Методы, которые использовались для проведения исследования: анализ информации из различных литературных и интернет-источников, личная оценка событий, наблюдение.

Данная учебно-исследовательская работа будет интересна будущим студентам для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью мызыкотерапии.

Этапы работы над проектом:

1 этап: Проанализировать литературу по данной теме, выявить причины проявления агрессии у детей, какие виды агрессии бывают.

Задача: Раскрыть следствием чего является агрессия, почему ребенок становится агрессивным.

Причины проявления агрессивности разнообразны. Это и стремление привлечь к себе внимание сверстников, и ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть своё превосходство, защита, месть, стремление быть главным, стремление получить желаемый предмет. Проявление агрессивного поведения чаще всего можно наблюдать в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства.

Проявление агрессии у дошкольника является следствием неудовлетворённости ребёнка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками; низким социальным статусом ребёнка в группе; неуспехом в совместной со сверстниками деятельности, обусловленной как трудностями операционного характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности; неудовлетворённостью потребности в признании.

Общепринятым считается, что в основном у детей дошкольного возраста отмечается доброкачественная агрессия. Доброкачественная агрессия представлена псевдо агрессией и оборонительной агрессией. В свою очередь, псевдо агрессия бывает двух видов: непреднамеренная агрессия и агрессия как самоутверждение.

2 этап: Изучить что такое музыкотерапия.

Задача: Рассмотреть влияние музыкотерапии на коррекцию агрессивного поведения дошкольников.

Музыкотерапия выступает актуальным, перспективным средством психокоррекционной деятельности педагогов-психологов, которое имеет широкое применение в мировой психологической практике.

Для коррекции агрессивного поведения дошкольников подходит внедрение в работу программы «Здравствуй», разработанной М.Л.Лазаревым. В данной программе музыке отводится ведущее место, как лечебному и профилактическому средству. Музыкотерапия может быть эффективно использована в коррекционной работе с агрессивным поведением, в связи с ее взаимодействием с правым полушарием головного мозга, которое ответственно за образное восприятие. В музыкотерапии, при включении в работу правого полушария головного мозга происходит активное функционирование эмоциональной сферы учащихся, что приводит к освобождению от негативных эмоций, снятию психоэмоционального напряжения и устранению очага возбуждения, который связан с поведенческим нарушением.

Рассмотрим средства музыкотерапии, которые могут применяться в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими агрессивное поведение. Тихая и размеренная классическая музыка, плавная и спокойная, способствует повышению состояния расслабленной готовности к психолого-педагогическим воздействиям, предоставляет возможность достичь чувства пространственной расслабленности у ребенка, подходит для спокойных занятий и медитаций. Медленная музыка в стиле барокко (И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, А.Вивальди, А.Корелли) предоставляет учащемуся чувство стабильности, упорядоченности и безопасности. Классическая музыка (Й.Гайдн и В.А.Моцарт) способствует повышению концентрации внимания, улучшению пространственного восприятия. Музыка романтизма (Ф.Шуберт, Р.Шуман, П.И.Чайковский) обостряет чувство индивидуальности, подходит для возбуждения чувствований и ощущений. Музыка импрессионистов (К.Дебюсси, М.Равель, Ж.Фавр) построена на легко передаваемых музыкальных настроениях, провоцирует возникновение благоприятных образов в воображении дошкольника. Религиозная и обрядовая музыка способна успокаивать нрав агрессивного ребенка.

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, в первую очередь, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребёнка.

3 этап: Исследование и диагностика.

Задачи: Провести эксперимент среди дошкольников, в ходе которого можно понаблюдать за тем, как влияет музыкотерапия на агрессивных воспитанников.

Практическая работа была проведена на базе Детского сада №13 г.Кунгура с детьми старшей группы в количестве 15 человек. Мы включили детям мелодию «Летние звуки природы» для гармонии сознания, тела и души, а также релаксации и снятия агрессии.

Такая музыкотерапия показала следующий эффект: у детей, у которых было вялое и грустное настроение, все изменилось – в их глазах появилась искорка, небольшая активность в движениях и хорошее настроение; дети с агрессивным поведением стали более послушными и спокойными, злость исчезла.

Подводя итоги, убеждаемся в том, что музыкотерапия является эффективным средством преодоления агрессивности ребёнка. Танцевальные движения помогают снять стресс, мышечные зажимы, повысить настроение. Развивая в детях музыкальность, обучая их музыкально-ритмическим движениям, умению двигаться под музыку можно решить проблемы агрессивности дошкольников.

Список литературы:

1.Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. / Под ред. Н. М. Платоновой – СПб.: Речь, 2005.

2.Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – М., 2007.

3.Бреслав Г. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2004.

4.Георгиев Ю. Музыка здоровья: [Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии] // Клуб. – 2001. – №6. – С.39.

5.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: изд. “NB МАГИСТР”, 1993. – 190 с.

6.Чижова С.Ю. Детская агрессивность. – Ярославль, 2001.

 

 

Место



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.006 с.)