Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектическое отношение основания и следствияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Выше было отмечено, что основание есть категория, поэтому существуют как реальное, так и логическое основания; существует также реальное и логическое следствия. Отношение основания и следствия есть, прежде всего, категориальное отношение, определяющее те логические отношения, которые имеются в индукции, в дедукции и т. д. Основание есть определяющее, подчиняющее, а следствие определяемое, подчиняемое. Определяющее может предшествовать определяемому, но может быть и последующим: например, суждение как заключение определяется посылками; умозаключение определяет заключение, как свои момент; но при переходе от суждения к умозаключению имеет место: 1) применение суждения как основания, поскольку здесь осуществляется переход от частного (односторонности) к общему (к целому); 2) правда, здесь умозаключение является последующим, следует из суждения индуктивно, но оно представляет собой объясняющее основание; переход от суждения к умозаключению есть переход следствия в основание, определенная редукция. Основание и следствие хотя по-разному, но все-таки определяют друг друга; основание есть основание следствия, а следствия есть следствие именно основания. Отношение основания и следствия, которое осуществляется в частных логических методах, есть одностороннее — «прямолинейное» отношение, поскольку здесь имеется переход или от основания к следствию, или наоборот — от следствия к основанию; хотя здесь есть и требование обращения, поскольку переход от следствия к основанию заранее подразумевает переход от основания к следствию; здесь два «прямолинейных» перехода. Индукция исходит из общего, опирается на него, хотя она есть переход от частного к общему — обоснование общего частным; эти два обоснования отличаются друг от друга, оба имеют «прямолинейный» — нерефлективный характер; хотя их единство требует рефлективности, но здесь она не осуществляется; она возможна и должна осуществиться в другом методе. Одностороннее основание (см. выше при рассмотрении категории основания об «одностороннем» и «двустороннем» основании) дает «прямолинейное» отношение основания-следствия, так как в данном случае основание есть только основание, а следствие — только следствие. Правда, при «двустороннем основании» имеется какое-то обращение, так как в этом случае, основание есть и следствие, но это обращение остается требованием, определение следствия основанием и основания следствием остаются двумя «прямолинейными» отношениями; например «двустороннее» основание имеется во взаимоотношении частного и общего, как во взаимоопределении противоположностей, где частное есть определяющее основание общего (и постольку общее есть следствие) и общее есть определяющее основание частного (а частное есть следствие); таково взаимоотношение противоположных сторон в каждом единстве противоположностей. Но каждое из них есть «прямолинейное» отношение. Обращение здесь не оправдывается; оно будет оправдано в более общем отношении, именно в самообосновании внутренним отрицанием.
Как нам известно, «бесконечное основание» есть единство противоположностей, не только единство, а именно единство противоположностей. Это бесконечное умозаключение, в котором имеются как основание, так и следствие, являющиеся моментами одной целостной мысли, но так, что отрицанием нечто утверждается оно же; основание и следствие есть одно и то же, но их единство осуществляется внутренним отрицанием; здесь имеется самооснование и самоследствие, т.е. логическая рефлексия, в которой «двузначность» существует в снятом и сохраненном виде. Так осуществляется диалектическое отношение основания-следствия, односторонностями которого являются другие — частные отношения основания со следствием; «прямолинейные» отношения определяются «кругообразностью», как логической рефлексией, которая полностью осуществляется в самообосновании — в бесконечном умозаключении. Из бесконечного умозаключения непосредственно вытекают 1) содержательная дедукция — утверждение и отрицание как противоположности опираются на единство, 2) содержательная индукция — на основании утверждения и отрицания получается их единство, 3) содержательная редукция — переход от утверждения и отрицания, как от следствия, к их основанию. Единство утверждения и отрицания есть общность, односторонностями которой они (утверждение и отрицание) являются. Здесь имеется, как мы уже знаем, отношение частного и общего, именно, полных частных и полного общего, диалектическое отношение, представленное в бесконечном умозаключении в виде логически рефлексивного осново-следственного отношения.
Здесь следует указать на одно обстоятельство. В бесконечном умозаключении, представляющем собой «ядро» диалектико-логического (логическое единство противоположностей) имеется переход от основания к следствию и обратно, своеобразное обращение. Это логически оправдано, ведь оно, как это выяснено выше, есть определенное умозаключение. Именно эта обратимость может и должна быть логическим основанием понятия управления в кибернетике, а не искусственная связь причинности как прямолинейности с «целью» как с действием следствия на причину[252]. Кибернетика, с нашей точки зрения, должна опираться не на понятие «цели», а на понятие обратной связи, в конечном счете — понятие самодвижения, которое вполне определенно представлено в материалистической диалектике.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.80.252 (0.011 с.) |