Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логическое как отражение исторически-реальногоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Если логическое объективно, то оно есть отражение. Отражением чего оно является? Ясно, это отражение реальной действительности, находящейся в движении-развитии, осуществляемое на основе практической деятельности человека. Отражение действительности есть ее познание, осуществляемое в истории. Поэтому логическое должно быть отражением исторически-реального. Этот вопрос, именно, логическое, как отражение развития, истории и как развитие, будет подробно рассмотрен в последующем. Здесь нас этот вопрос интересует как довод за то, что если логическое есть отражение исторически-реального, тогда, ясно, диалектика, логика и теория познания есть одно и то же. Как известно (мы это рассмотрим в последующем), К. Маркс в введении к своему труду «К критике политической экономии» и Ф. Энгельс в рецензии на эту работу доказали, что логическое есть отражение исторического[197]; логическое есть историческое познание, взятое в его общих чертах. Это подчеркивается и В. И. Лениным[198]. Более того, В. И. Ленин говорит, что история мысли по существу совпадает с законами мышления[199]. Логическое, понятое таким образом, В. И. Ленин применяет для определения логики вообще; согласно В. И. Ленину, логика есть учение не о внешних формах мышления, а о результатах истории познания всей действительности[200]. Диалектическая логика не есть учение только о внешних формах мысли; ее предметом являются результаты истории познания всей действительности, «узловые пункты» этой истории — понятия, категории. Логика изучает эти категории в их взаимосвязи, именно в логической связи. Логическое есть логическое взаимосвязи узловых пунктов и результатов истории познания. Поэтому логика есть, вместе с тем, и теория познания. История и теория познания, взятая в его сущности, есть логика. Логическая субординация категорий, как узловых пунктов истории познания, есть логическое развитие; его то и изучает логика, именно, диалектическая логика. Логическая связь категорий, как понятий, является существенной в познании, в истории и теории познания, поскольку здесь одновременно имеется отражение-познание, логическое и история-развитие логического, поэтому диалектика, логика и теория познания представляют одну и ту же науку. Согласно К. Марксу, Ф. Энгельсу и В. И. Ленину, логическое есть историческое познания в его общности. Проблема аподиктичности логического разрешается и должна разрешаться на основании именно так понятого логического. Логическое есть не только отражение исторического, но и само есть история, как «логическое развитие»(Ф. (Ф. Энгельс). Логическое развитие, как это мы выясним в последующем, есть доказательство. Доказательство, как логическое развитие, представляет собой отражение исторического. Поэтому аподиктичность доказательства, его объективность доказаны. Сущность всякого движения-развития, в частности, истории познания и логического развития, есть единство противоположностей (согласно материалистической диалектике). В этой сущности, ясно, совпадают друг с другом диалектика, логика и теория познания. В единстве противоположностей совпадают друг с другом диалектическое, познавательное и логическое, поэтому диалектика, логика и теория познания одно и то же. Тождество предмета отождествляет и науки о нем. Логическое есть отражение исторического. Логическое, отражающее историческое, представляет, вместе с тем, и истину. Логическое есть и познавательное на основании реально-исторического; они оба представляют развитие, т.е. оба являются диалектическими. Следовательно: 1) диалектическое, логическое и познавательное есть одно и то же, поэтому 2) диалектика, логика и теория познания есть одно и то же.
Истинность логического
Из содержания предыдущего параграфа непосредственно вытекает правильность-правомерность понятия истинности логического. В диалектике, в логике и в теории познания имеется одна и та же объективность. Объективность логического, как было сказано, есть объективность истины. Постольку можно говорить об истинности логического. Истинность логического состоит в том, что в мысли имеется объективное; а объективное в мысли есть то, логическое отрицание чего невозможно; в противном случае, само это отрицание было бы объективным; поэтому в мысли объективное есть то, логическое отрицание чего утверждает его же. Логическая необходимость опирается на объективность логического; полная логическая необходимость, которая, например, осуществляется в рефлексивности категории логического, совпадает с логической объективностью, с тем, что является истинностью логического. Объективность, осуществленная в бесконечном умозаключении, представляет собой истинность логического. Эта истинность имеет абсолютный характер и определяется природой бесконечности. Объективность и истинность моментов бесконечного умозаключения — утверждения и отрицания — имеют конечную природу. Первая объективность и истинность безусловна, а вторая — условна, поскольку конечное логическое подчиняется принципу «если—то». В последнем случае имеет место то, что называется правильностью. Правильность или «логическая истина», которая считается единственной в формальной логике, представляет собой истинность только условно-логического, односторонне-логического. Истинность логической условности требует оправдания, что и осуществляется в истинности безусловно-логического. Формально-логическое есть конечное логическое, где необходимым является то, противоречащее чему невозможно. Необходимость, как невозможность противоречащего, не есть логическое, взятое вне истины. И в этом конечно-логическом логическое и истина, в определенном аспекте. совпадают друг с другом. Это совпадение состоит не только в том, что логический путь есть путь к истине, что истина есть критерий этого пути, но и в том (и это глазное), что невозможность противоречия есть одновременно и логическое к истина. Противоречие считается ошибкой, а его невозможность представляет как истину так и оправданно логического (об этом будет речь именно тогда, когда мы рассмотрим вопрос в аспекте логического закона). Но необходимость доказательства — логическая необходимость, осуществленная в доказательстве — не равняется необходимости невозможности противоречащего, так как, поскольку нечто с необходимостью есть «это» вследствие невозможности противоречащего, постольку понятие нечто с необходимостью подразумевает и признак противоречащего. Это обстоятельство, между прочим, подтверждается и тем, что невозможно отрицание доказательства. Доказательство осуществляется всегда посредством утверждения-отрицания; доказательство возможно путем утверждения-отрицания. Это означает, что отрицание есть необходимый элемент доказательства. Поэтому, в случае отрицания доказательства (например, в случае «новых тропов» древних скептиков) применяется один основной элемент доказательства «отрицание», посредством чего совершается отрицание доказательства. Но это значит, что при отрицании доказательства применяется доказательство; невозможность доказательства доказывается. Таким образом, отрицание доказательства утверждает необходимость доказательства. Логическое отрицание доказательства есть не лишь логическая невозможность, но и невозможность с точки зрения истины. Утверждение необходимости доказательства отрицанием доказательства есть, вместе с тем, и логическое оправдание истины в доказательстве. Доказательство нечто есть демонстрация необходимости этого нечто; показать, что нечто логически необходимо, и значит доказать его. Но это доказательство есть утверждение того, что нечто существует так, а не по другому; поэтому доказательство есть и объяснение; а объяснение означает и познавательную истинность. Поэтому доказательство есть и истина. Например, суждение, как это было выяснено выше, по своей природе антиномично. Разрешение этой антиномичности в умозаключении есть одновременно и переход суждения в умозаключение с логической необходимостью и объяснение-разрешение антиномичности суждения, т.е. и истина. Таким образом, доказательство требует не только того, чтобы логическая необходимость осуществлялась на основе истинных посылок, но и того (и это главное), чтобы в самом доказательстве осуществлялась истина. Истина состоит «в продолжении»[201]. В доказательстве логическая необходимость и истина совпадают друг с другом. Иначе доказательства, в конечном счете, невозможно. Как мы уже знаем, логическое, которое осуществляет отношение «если—то» есть условно-логическое, релятивно-логическое. Существует релятивно-логическое так же, как. существует релятивная истина. Релятивная истина, как известно, есть частичная истина; она есть частичность безусловной или абсолютной истины, ее «зерне». Это относится, как мы знаем, и к условно-логическому: оно тоже есть «зерно», односторонность безусловного логического. Безусловно-абсолютное логическое есть логическое самоутверждения посредством отрицания — логическое бесконечного безусловного логического. Безусловно-абсолютное логическое есть логическое утверждения или отрицания. Утверждение или отрицание чего-либо есть утверждение-отрицание посредством другого, утверждение или отрицание внешним логическим основанием, тогда как самоутверждение есть логическое, имеющее внутреннее основание. Первое есть условно-логическое, а второе — безусловно-логическое. Здесь мы хотим сказать, что при условно-логическом возможно расхождение логического и истины, поскольку мы можем условно взять ложное за истинное и оттуда с логической правильностью вывести заключение. Это обстоятельство, как известно, точно определяет и Аристотель и оно легло в основание тенденции отрыва логического от истины. Но в безусловно-логическом невозможно разъединение логического и истины, они здесь совпадают друг с другом. Невозможность отрицания нечто и логическая необходимость отрицанием нечто его же утверждения, есть, вместе с тем, и абсолютная истина. В качестве примера этого можно привести из истории философии cogito Декарта в нашей интерпретации. Невозможно отрицание мысли, логическое отрицание мысли есть утверждение самой мысли, поскольку это отрицание само есть мысль, и именно этим отрицанием осуществляется доказательство как определенное самоутверждение. С точки зрения Декарта (как это мы выяснили в «Начале доказательства»), «cogito, ergo sum» выражает и представляет высшую — абсолютную — истину. Поэтому вызывает удивление то обстоятельство, что Декарт для оправдания, истинности своих положений обращается к богу. Если в cogito дана абсолютная истина, тогда именно оно оправдывает истинность других положений; бог становится совершенно излишним. То обстоятельство, что в бесконечно-логическом совпадают друг с другом логическое и истина, и что бесконечное логическое представляет собой единство противоположностей (самоутверждение внутренним отрицанием есть единство противоположностей), означает, что логическое и познавательное имеют диалектическую природу. Поэтому надо сказать, что диалектика, логика и теория познания есть одно и то же. Диалектичность логического обеспечивает истинность логического и наоборот, истинность логического состоит в его диалектичности. Истинность диалектико-логического проявляется в логических формах мысли. Суждение есть релятивно-логическое — односторонность полного логического, такова и истинность его — суждения как логического. В бесконечном умозаключении осуществляется полнота логического — полное логическое; это есть абсолютно-логическое; такова и его истинность. Смысл суждения, как мы знаем, состоит в утверждении-отрицании, а умозаключение представляет единство утверждения-отрицания. Суждение оправдывается в умозаключении; истинность суждения устанавливается в умозаключении. Это означает и то, что перевод суждения в умозаключение есть его доказательство, которое имеет характер развития. Поэтому надо сказать, что высшая форма объективного, истинности и логического есть единство противоречий, которое действует как универсальный закон. Поскольку предмет определяет мысль, постольку охарактеризованная здесь природа логического определяет тождество диалектики, логики и теории познания. Это означает и то, что каким является содержание логического, такова и его форма. Содержание определяет форму.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.223.129 (0.009 с.) |