Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема индукции как проблема сужденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Разрешимость проблемы индукции во взаимосвязи категорий не означает, что известная трудность индукции осталась все-таки неразрешенной, поскольку индукция заключается в получении общего из частных, а категории являются общими; разрешение проблемы индукции во взаимосвязи категорий как будто не содержит разрешения вопроса получения общего из единичных предметов, ведь вероятность индукции существует именно вследствие неисчерпаемости единичных? Правда, вопросы математической вероятности и математической статистики не входят в компетенцию логики, она не поглощает частные науки, но логика должна определить, на что должна опираться частная наука. Должен быть открыт логический путь, действующий и в области категорий и в получения общего из единичных. Вышерассмотренный пример производства и отношения его моментов показывает именно то, как открывается в единичном общее и как это «открытие» осуществляется с логической необходимостью. Как мы знаем, К Маркс в введении «К критике политической экономии» рассматривает отношение моментов производства друг к другу и к производству, как их единству, представляющему общность этих моментов[245]. В отношении моментов производства обнаруживается их единство-общность; это «обнаружение» имеет логический характер, поскольку: 1) оно есть предикация («потребление есть производство» и т. д.); 2) оно — необходимое единство моментов, необходимость общего для частных, в единичном производстве «обнаружилось» общее; моменты единичного с необходимостью связываются с их общностью, как с их единством. В качестве второго примера можно взять паровую машину Сади Карно; Сади Карно обнаружил именно в одной машине, доказал на основании одной машины, что «из теплоты можно получить механическое движение. 100.000 паровых машин доказывали это не более убедительно, чем одна машина»[246]. Единство определенных моментов, существующее в единичном, есть общность, для получения которой не нужны многие единичные, достаточно только одно. Если общее не обнаруживается в единичном, оно не обнаруживается также и во множестве таких единичных. Обнаруженная в единичном содержательная общность есть его сущность, повторяющаяся в подобных единичных. Понятие есть отражение сущности единичного, а не повторения, хотя и это последнее подразумевается в нем. Единичные являются примерами содержательной общности одного единичного. Множество единичных нужно для психологической уверенности. Для индуктивного логического достаточно то множество, которое представляют собой моменты единичного и которые «составляют» их единство, как общность. Отсюда нельзя вывести заключение о том, что номинализм (современный номинализм, напр., Куайн, Гудмен) якобы стоит на правильном пути, сводя общее к единичным, отрицая общее. Здесь достаточен и один аргумент: обнаружение общего в единичном есть обнаружение в нем его противоположности; поскольку общее противоположно и противоречит единичному, постольку его сведение к единичному ложно. Обнаружение общего в единичном, о котором мы говорили выше, ясно, не есть формально-логическая индукция, которая всегда проблематична и осуществление которой в логическом смысле невозможно. Это своеобразная индукция, которая будет специально рассмотрена ниже. Надо разрешить и выяснить путь обнаружения общего в единичном; каким образом действовал, напр., Сади Карно, о котором говорит Ф. Энгельс в связи с проблемой индукции? Это, как отмечает Ф. Энгельс, путь анализа. Ниже мы специально рассмотрим, каким образом достигается разрешение проблемы индукции посредством анализа, посредством единства анализа и синтеза; будет подробно рассмотрено и то, что проблема индукции в конечном счете разрешается в логическом развитии. Поэтому неправ Гуссерль, когда он говорит, что обнаружение общего в единичном осуществляется интуицией (эйдетическим созерцанием)[247]. Таким образом, в единичном открывается общее, в единичном осуществляется переход и именно логический переход от частного к общему. Путь обнаружения (открытия) и путь логического перехода совпадают друг с другом. Именно это есть основание и образец для отождествления путей открытия и доказательства. Метод индукции является логическим методом. Поэтому логика и теория познания должны совпадать друг с другом. Следовательно, осуществляется логическая связь, которая может быть выражена так: «частное есть общее». Это — разрешение проблемы индукции. «Частное есть общее» есть, как мы знаем, суждение. Поэтому надо сказать, что проблема индукции сводится к проблеме суждения. Разрешение проблемы суждения и разрешение проблемы индукции — одно и то же. Если мы знаем, каким образом возможно «частное есть общее», то это дает нам знание и того, каким образом возможно суждение, и того, каким образом возможен переход от частного к общему, т.е. индукция. Об этом вопросе будет речь ниже, но он фактически был разрешен при рассмотрении перехода от суждения к умозаключению. Как было сказано, суждение есть логическое конечное, логическая односторонность — частное. Его переход в умозаключение есть переход в общее, своеобразная индукция. Мы знаем и то, что суждение антиномично, имеет природу отрицательной диалектики. Эта антиномичность разрешается и отрицательная диалектика оправдывается в умозаключении, — в конечном счете, в бесконечном умозаключении; именно в бесконечном умозаключении разрешается окончательно проблема индукции (но не только проблема индукции). В самом отношении моментов бесконечного умозаключения имеется своеобразная индукция, дедукция и редукция. Именно поэтому необходимо рассмотрение этих моментов для окончательного разрешения нашей проблемы (как индукции, так и вообще проблемы доказательства).
КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.187 (0.01 с.) |