Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категориальная предикация, как определение

Поиск

Рассмотренный выше диалектический анализ и вообще анализ, как отвлечение признака от предмета (именно его признака) есть не только отвлечение, но и приписывание его предмету, т.е. синтез «или следствие этого синтеза: приписывание или отвлечение признака от предмета осуществляется, понятно, в виде суждения. Здесь нас интересует то, что такое суждение осуществляется в категориях приписыванием-привязыванием одной категории ко второй. Суждение как утверждение-отрицание о чем-либо чего-либо есть предикация, а в сфере категорий — категориальная предикация. Эта предикация есть определение. Приписывание одной категории ко второй есть определение. Здесь не нужно и невозможно полагание ближайшего (и вообще) рода. Как было уже сказано, определение категории есть установление ее места в системе категорий.

Приписывание одной категории к другой содержит трудность, так как категории, находящиеся в такой связи, могут и отрицать друг друга. Проблема именно в том, каким образом возможно приписывание друг другу противоположных или противоречащих категорий, как предикатов, т.е. так, чтобы они составляли суждение. Но такие суждения существуют, таковы, например: «конечное есть бесконечное», «одно есть многое», «единичное есть всеобщее»[144]. Это так, поскольку, по выражению Ленина, диалектика состоит вообще в отрицании первого «положения, в замене его вторым (в переходе первого во второе, в выявлении взаимосвязи первого со вторым и др.). Второе может стать предикатом первого[145], это возможно, так как в данном случае отрицание понимается не как голое отрицание, а как момент связи, момент развития с сохранением положительного[146].

Категориальная предикация, как определение, означает, что из природы одной категории посредством отрицания получается такая, которая может быть приписана первой, как предикат. Это своеобразное логическое развитие, в котором отражается реально-историческое развитие или его сущность. Например, из товара получаются деньги, из них — капитал; определение денег, как категории, есть то, что впереди них полагается товар, а после него — капитал. Количество, как таковое, есть определенное качество, а количество качества называется мерой и т. п. «Конечное есть бесконечное», так как: 1) если существует только конечное, то оно есть все — бесконечное, 2) все конечные составляют бесконечное, 3)«дурная бесконечность» конечна, т.е. конечное, не имеющее конца, есть бесконечное как незавершенное, такова бесконечность времени и пространства, 4) конечное есть бесконечное, если под конечным понимается основной закон бесконечного развития, который, ясно, не является незавершенным, 5) конечное есть бесконечное, поскольку бесконечное является полным и т. п. Впервые Платон в «Пармениде» сделал попытку доказательства того положения, что «одно есть множество». Одно нечто в своем развитии может полагаться как множество ступеней; входном имеется бесконечно много частей больше нуля; одно составляет множество, поскольку множество есть много единиц и т. д. Положение «единичное есть общее», выражается, как мы знаем, суждением, и т. п. Знаем и то, что суждение переходит в умозаключение; это означает, что суждение определяется, оправдывается в умозаключении; суждение, как утверждение-отрицание, по существу есть умозаключение; доказательство осуществляется тоже путем утверждения-отрицания.

В категориальной предикации полагание определенности и определение совпадают друг с другом; этого нет в формальной логике, где определение осуществляется полаганием ближайшего рода и специфического признака, что не есть связь-развитие категорий; но тем не менее, это последнее лежит в ее основе (единство общего и частного лежит в основе единства рода и специфического признака). Из-за отсутствия в формальной логике категориальной предикации, там нет внутренней необходимой связи и переходов форм мысли[147]. Для диалектической же логики главное и существенное — логическая связь категорий, что и осуществляется категориальной предикацией, как определением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.151.11 (0.006 с.)