Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категориальная предикация, как определениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассмотренный выше диалектический анализ и вообще анализ, как отвлечение признака от предмета (именно его признака) есть не только отвлечение, но и приписывание его предмету, т.е. синтез «или следствие этого синтеза: приписывание или отвлечение признака от предмета осуществляется, понятно, в виде суждения. Здесь нас интересует то, что такое суждение осуществляется в категориях приписыванием-привязыванием одной категории ко второй. Суждение как утверждение-отрицание о чем-либо чего-либо есть предикация, а в сфере категорий — категориальная предикация. Эта предикация есть определение. Приписывание одной категории ко второй есть определение. Здесь не нужно и невозможно полагание ближайшего (и вообще) рода. Как было уже сказано, определение категории есть установление ее места в системе категорий. Приписывание одной категории к другой содержит трудность, так как категории, находящиеся в такой связи, могут и отрицать друг друга. Проблема именно в том, каким образом возможно приписывание друг другу противоположных или противоречащих категорий, как предикатов, т.е. так, чтобы они составляли суждение. Но такие суждения существуют, таковы, например: «конечное есть бесконечное», «одно есть многое», «единичное есть всеобщее»[144]. Это так, поскольку, по выражению Ленина, диалектика состоит вообще в отрицании первого «положения, в замене его вторым (в переходе первого во второе, в выявлении взаимосвязи первого со вторым и др.). Второе может стать предикатом первого[145], это возможно, так как в данном случае отрицание понимается не как голое отрицание, а как момент связи, момент развития с сохранением положительного[146]. Категориальная предикация, как определение, означает, что из природы одной категории посредством отрицания получается такая, которая может быть приписана первой, как предикат. Это своеобразное логическое развитие, в котором отражается реально-историческое развитие или его сущность. Например, из товара получаются деньги, из них — капитал; определение денег, как категории, есть то, что впереди них полагается товар, а после него — капитал. Количество, как таковое, есть определенное качество, а количество качества называется мерой и т. п. «Конечное есть бесконечное», так как: 1) если существует только конечное, то оно есть все — бесконечное, 2) все конечные составляют бесконечное, 3)«дурная бесконечность» конечна, т.е. конечное, не имеющее конца, есть бесконечное как незавершенное, такова бесконечность времени и пространства, 4) конечное есть бесконечное, если под конечным понимается основной закон бесконечного развития, который, ясно, не является незавершенным, 5) конечное есть бесконечное, поскольку бесконечное является полным и т. п. Впервые Платон в «Пармениде» сделал попытку доказательства того положения, что «одно есть множество». Одно нечто в своем развитии может полагаться как множество ступеней; входном имеется бесконечно много частей больше нуля; одно составляет множество, поскольку множество есть много единиц и т. д. Положение «единичное есть общее», выражается, как мы знаем, суждением, и т. п. Знаем и то, что суждение переходит в умозаключение; это означает, что суждение определяется, оправдывается в умозаключении; суждение, как утверждение-отрицание, по существу есть умозаключение; доказательство осуществляется тоже путем утверждения-отрицания. В категориальной предикации полагание определенности и определение совпадают друг с другом; этого нет в формальной логике, где определение осуществляется полаганием ближайшего рода и специфического признака, что не есть связь-развитие категорий; но тем не менее, это последнее лежит в ее основе (единство общего и частного лежит в основе единства рода и специфического признака). Из-за отсутствия в формальной логике категориальной предикации, там нет внутренней необходимой связи и переходов форм мысли[147]. Для диалектической же логики главное и существенное — логическая связь категорий, что и осуществляется категориальной предикацией, как определением.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.151.11 (0.006 с.) |