Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Содержательная (категориальная) индукция
Этот вопрос будет исчерпывающе разрешен при рассмотрении диалектического метода, как метода доказательства, поскольку в нем оправдываются как индукция, так и другие частные логические методы. Здесь вопрос будет рассмотрен в несколько общих чертах, как заключение того, что было сказано выше об индукции и как часть введения для окончательного разрешения этой проблемы. Как было сказано, для индукции должно быть достаточным одно единичное: если это так, тогда, ясно, что она, как получение общего из частного, должна осуществляться в сфере одного единичного, где частное будет односторонностью единичного, а общее — единством, существующим в единичном; содержательное частное перейдет в содержательное общее. Содержательная индукция есть переход от односторонности к единству. При формально-логической индукции (рассматриваемой в формальной логике) субъектов единичных суждений, данных в посылках, множество, а предикат всего один (Иван смертен, Сократ смертен... следовательно, все люди смертны), при содержательной же индукции наоборот меняются предикаты, а субъект остается тем же, но так, что предикаты исчерпывают субъект, имеющий характер содержательной общности, представляющий собой единство, именно, единство предикатов; субъект превращается в предикат, предикаты совпадают с субъектом. Предикаты исчерпывают субъект, который и есть их корень, их единство. Например, моменты производства исчерпывают его; производство есть потребление, распределение, обмен, собственно производство. Оно субъект своих моментов, но и общий их предикат. В производстве субъект и исчерпывающие его предикаты — признаки, моменты совпадают друг с другом и вообще субъект суждения высказывается предикатом; предикат есть то, что из себя представляет субъект. Впервые Аристотель отметил, что: 1) общее выражает природу единичного (вторая субстанция представляет природу первой субстанции); 2) первая субстанция, как категория, такова именно потому, что она есть общее подлежащее — субъект других категорий, как ее определенных предикатов. Исходя из этих положений Аристотель должен был разрешить проблему индукции, как метода доказательства, но он не рассмотрел ее в этом аспекте. Обыкновенную — формально-логическую — индукцию считают аналитической, когда; 1) говорят о полной индукции, где заключение суммирует, повторяет посылки; 2) имеют в виду, что индукция не доходит до общего и постольку остается опять-же в сфере частного. Но когда общее получают вероятностно, тогда индукцию понимают синтетически; вероятное получение общего из частных, правда, не необходимо, но синтетично. Однако поскольку в такой синтетичности нет логической необходимости, а есть только вероятность, постольку синтетичность отрицают, исключают из сферы логики; индукцию не считают логическим методом, именно, методом доказательства.
Содержательная индукция есть как логический, т.е. необходимый, так и синтетичный переход. Синтез здесь осуществляется с необходимостью. Потребление есть сторона производства, но «потребление есть производство». Субъект суждения, как частное, есть предикат, как общее; «частное есть общее» значит и то, что частное переходит в общее; общее — предикат — высказывает то, что есть частное — субъект. Обыкновенная, т.е. формально-логическая индукция, опирается на индукцию содержательную (это относится и к дедукции), поскольку получение «всех» из единичных опирается на получение единства из односторонности. Общее получается из единичных потому, что оно есть в них. Общее, существующее в одном единичном, повторяется и во многих, из которых и пытаются получить общее. Единичные не могут дать общее, если из единичного оно заранее исключено (это и есть недостаток старой индукции). В содержательной индукции имеется полная необходимость, поскольку, как мы знаем, есть только два полных частных; только два полных частных необходимы и достаточны для получения их единства, как общего. Два полных конечных необходимы и достаточны для полагания, «получения» бесконечности; противоречие, которое имеет только две стороны, полагает единство противоречия. Из содержательного частного — «частное есть общее», — как мы уже знаем, вытекает второе, противоположное частное — «частное не есть общее». Из этой противоположности получается их основание — единство частного и общего, в котором они оправдываются. Именно переход суждения в умозаключение есть, как нам известно, содержательная индукция, индукция во взаимосвязи логических форм.
Содержательная или категориальная индукция осуществляется в переходе от частного как категории, к общему как категории, что было рассмотрено выше как один из видов умозаключения. От частного с необходимостью осуществляется переход к общему, поскольку частное, взятое вне общего, само имеет абсолютный характер. В бесконечном умозаключении утверждение и отрицание являются частными, их необходимое единство, осуществляемое в этом умозаключении, есть общее; поэтому утверждение отрицанием дает общее; это полная форма содержательной индукции. Содержательная индукция должна быть понята как переход от абстрактного к конкретному, поскольку, как мы знаем, односторонность есть абстрактное, а единство односторонностей — конкретное. Например, по «Капиталу» К. Маркса, товар переходит в деньги, а деньги — в капитал. Это переходы от абстрактного к конкретному, как от частного к общему. Таков переход от суждения, как от односторонности к умозаключению, как к единству и т. п. Если содержательные частные берутся как основание, а общее как их следствие, то имеется содержательная индукция, в полном виде она осуществляется в бесконечном умозаключении. Но это уже не индукция, а диалектика. Во взаимоотношении содержательного частного и содержательного общего индукция представляется совершенно своеобразно. Такая индукция так связывается с соответствующей ей дедукцией и редукцией, что получаем диалектический метод как метод доказательства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.004 с.) |