Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод единства непосредственности и опосредствованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Диалектический метод доказательства, как метод единства анализа и синтеза, непосредственно есть метод единства непосредственности и опосредствования (это не частные логические методы, которые были рассмотрены выше; это характеристика одного и того же диалектического метода, как метода доказательства, представленного в различных аспектах. Гегельянское понимание диалектического метода мы критически рассмотрели в нашей работе «Начало доказательства», поэтому оно здесь не будет рассмотрено). Метод единства непосредственности и опосредствования есть метод единства анализа и синтеза, выраженный всего лишь в других категориях. Анализ, как было сказано, не выходит за сферу непосредственного; выход за сферу непосредственности, ее преодоление есть опосредствование. Анализом непосредственного полагается другое, являющееся определенностью первого (непосредственного), т.е. снимается непосредственность и устанавливается опосредственность, содержащая непосредственность; это их единство. Единство анализа и синтеза есть единство непосредственности и опосредствованности. Субъект суждения, взятый непосредственно, высказывается в предикате, но предикат определяет субъект, он есть его определенность, т.е. субъект опосредствуется предикатом. Умозаключение, как опосредственная связь, есть единство непосредственности и опосредствования, так как суждение, как элемент умозаключения, по сравнению с ним, есть непосредственная связь; и само умозаключение, как законченное целое, непосредственно. Умозаключение есть единая мысль, опосредствованная в самой себе. Если умозаключение представлено в виде единства единичного, особенного и общего, то, как мы уже знаем, оно есть опосредствованная связь этих категорий: 1) связь единичного с общим посредством особенного, 2) связь особенного с общим посредством единичного или 3)связь единичного с особенным посредством общего. Категорический силлогизм есть не что иное, как связь единичного с общим посредством особенного (связь меньшего понятия с большим посредством среднего). Дедукция имеет смысл тем, что она есть опосредствованная связь общего с частным. Индукция тоже есть опосредствованная связь частного с общим. То же можно сказать и о редукции. Опосредствование, как мы знаем, есть определение, например, определение частного посредством общего, или наоборот; определение основания посредством следствия, или наоборот и. т. п. Мы знаем и то, что полное опосредствование осуществляется тогда, когда имеем дело с внутренним отрицанием, именно с бесконечным умозаключением, как с единством противоречия или как с самоутверждением посредством внутреннего отрицания. В бесконечном умозаключении отрицаемое нечто есть непосредственное, его отрицание и его же утверждение этим отрицанием есть полное опосредствование; поэтому это умозаключение есть полная опосредствованная связь, полное единство непосредственного и опосредствования. Эта полнота заключается в том, что противоречие исчерпывает природу конечного и утверждает бесконечное, которое содержит конечное, но само не есть конечное. Поэтому более высшее, чем оно, невозможно. Поскольку логические связи всегда синтетичны, постольку в них осуществляется универсальный логический метод, как метод единства опосредствования и непосредственности. Высшая и наиобщая форма единства опосредствования и непосредственности есть форма самоутверждения внутренним отрицанием, форма бесконечного умозаключения. Невозможность противоречия есть выражение природы аналитичности и непосредственности, а единство противоречия полностью выражает природу синтетичности и опосредствованности. Мы выяснили и то, что первое есть необходимый момент второго. Синтетически-логическое всегда конкретно. Каждое конкретное логическое внутренне опосредствованно, т.е. оно есть единство аналитичности и синтетичности или единство непосредственности и опосредствования. Это характерно вообще для диалектико-логического. «Диалектическая логика требует того, чтобы мы шли дальше, чтобы по настоящему познакомиться с вещью, надо изучить все ее стороны, все ее связи и «опосредствования»[257]. В этой логике отождествляются диалектика, логика и теория познания, так что ни одна из них не отрицается, т.е. диалектическая логика есть такая логика, которая является и теорией познания и такая теория познания, которая есть логика. Все опосредствовано, связано в едином, связано переходами[258]; так обстоит дело и в логическом. Как это было выяснено при рассмотрении понятий непосредственности и опосредствования, как начало, так и конец логического процесса являются непосредственными. Снятие непосредственности есть опосредствованность, которая «наглядно» представлена, например, в суждении, в умозаключении, в определении понятия, в доказательстве. Поэтому единство непосредственности и опосредствования (так же как и единство анализа и синтеза) есть определенный «кругооборот», определенный круг, который представляет не ошибку, а именно истину, логическую истину (и вместе с тем, вследствие объективности логического, и познавательную истину). Метод единства опосредствованности и непосредственности есть кругообразный метод. Таков диалектический метод доказательства.
§ 226. Метод логического развития Мысль, изложенная выше, полностью может быть представлена при рассмотрении метода логического развития. Диалектический метод, как метод доказательства, есть метод логического развития. Это метод логического изложения, рассмотренный выше в общих чертах. Метод переходит от абстрактного к конкретному в полном виде выступает в методе логического развития, как именно диалектическом методе, осуществляемом в логических формах мысли и в системе доказательства. Как это было отмечено выше, логическое есть отражение реально-исторического, представляет собой мысленную репродукцию развития предмета (К. Маркс); в частности, логическое есть общая сторона познавательно-исторического, истории познания. Таково логическое: 1. В «Логике» Гегеля, которая есть не что иное, как история философии в ее общем аспекте. С точки зрения Гегеля, история философии начинается учением Парменида о бытии; и в начале логики имеется именно то бытие, которое рассматривал Парменид; а ничто вытекает из бытия Парменида (с нашей точки зрения это ничто Горгия); бытие Парменида само есть ничто, переходит в ничто. А взаимопереходы бытия и ничто есть становление Гераклита и т. д. «Логика» Гегеля, как система логического развития категорий, есть история философии в ее логическом аспекте 2. Система «Капитала» К. Маркса, как система категорий, есть мысленно представленная история. В истории прежде всего был товар, а после деньги и капитал. Система этих категорий, как развитие, есть отражение истории. Логическое развитие имеет объективный характер, так как оно представляет собой отражение исторического. 3. С точки зрения В. И. Ленина, узловыми пунктами истории познания являются категории[259], логическая система которых есть сама логика, которая представляет историю познания в ее общем аспекте; поэтому такая логика, как было сказано, есть и теория познания. Логическое развитие, как доказательство, хорошо видно в понятии самого логического, в частности: 1) в гегелевском понятии логического и. 2) в его нашем понимании, изложенном выше, при анализе форм мышления. По мнению Гегеля, коротко говоря (вскользь это было затронуто и выше), логическое имеет три вида или момента; абстрактно-логическое, диалектико-логическое и спекулятивно-логическое, которым в истории логики соответствуют три ступени: формально-логическое, отрицательная диалектика Канта и спекулятивно-логическое Гегеля[260]. Первое есть логическое, опирающееся на невозможность противоречия, второе — логическое необходимости противоречия и третье — логическое, имеющее природу единства противоречия (история логики должна содержать именно эти три ступени. Такая история логики еще не создана, ее создание представляет неотложную задачу). Логическое одной стороны противоречия, рассудочное или абстрактно-логическое Гегеля, согласно своей природе переходит в необходимость противоречия, а эта последняя в единство противоречия, т.е. первое есть момент второго, а второе (и первое) представляет собой момент третьего. Так что понятие логического имеет природу развития, именно, логического развития. В этом развитии второе отрицает первое, а третье — второе, но также и сохраняет их. Здесь имеется логическое снятие-сохранение, что и представляет собой логическое развитие и одновременно доказательство; логическое развитие, имеющееся в понятии логического, есть доказательство. Логическое снятие-сохранение есть как познавательное объяснение, так и логическое полагание-оправдание. С точки зрения Гегеля, рассудочное логическое есть независимо, абстрактно взятая определенность мысли, где положительное и отрицательное представлены друг вне друга и различию придано абсолютное значение. Рассудок фиксирует определенность согласно принципу тождества; он отрицает неопределенность, смешивание. Он отделяет друг от друга определенности мысли, перечисляет их (положительное суждение, отрицательное суждение и т. д.). Поэтому для логического рассудочное логическое необходимо; логическое не может быть неопределенным. Соблюдение принципа, тождества и установление однозначности в определенностях мысли необходимо для логического. Для логического вообще абстрактно-логическое необходимо, но недостаточно; абстрактно-логическое не исчерпывает логического, оно представляет только один его момент. Рассудочная определенность, когда она представлена полностью, приходит к отрицанию самой себя и переходит в свою противоположность. Например, общее, которое противополагается особенному, само есть особенное; таким образом, логическое расширяется до необходимости противоположностей, до «диалектико»-логического или отрицательно-диалектико-логического. Это необходимость противоречия, например, необходимость частного для общего, бесконечного для конечного, сложного для простого, неустранимость необходимости для свободы и т. п. Для рассудочного логического это непонятно. Отрицательно-диалектико-логическое, взятое само по себе, есть момент скептицизма. Но отрицательная диалектика коренится в природе рассудочной определенности; переход в противоположное есть имманентный переход. Диалектика создает необходимость имманентной связи. Поэтому отрицательно-диалектико-логическое переходит и оправдывается в спекулятивной — в положительной диалектике, в единстве противоположностей, Отрицательная диалектика возможна благодаря положительной диалектике и в ней. Единство противоположностей в мысли есть полное конкретное логическое. Таким образом, связь моментов логического есть связь-развитие и является доказательством. Ошибка Гегеля заключается в том, что он представил логическое, как абсолют, как бога; у него логическое пронизано мистикой. Но его мысль о том, что в логическом осуществляется единство противоречия, что логическое имеет диалектическую природу и представляет собой развитие, именно развитие, имеющее природу доказательства, безусловно есть «рациональное зерно» в его учении. С этим обстоятельством должна обязательно считаться материалистическая диалектическая логика. С нашей точки зрения, исторически имело место и существует и конечное и бесконечное логическое, но так, что первое является моментом второго. Отдельное представление конечно-логического возможно и поэтому существовала и существует формальная логика, которая изучает конечно-логическое; бесконечно-логическое есть положительно-диалектико-логическое, которое содержит в качестве моментов формально-логическое и отрицательно-диалектическое; конечное логическое включает формально-логическое и отрицательно-диалектико-логическое, независимое существование которого неправомерно, так как оно приводит не к логике, а софистике (логика Аристотеля и возникла именно в борьбе против софистики; софистику окончательно побеждает только диалектическая логика, в которой преодолена — снята и сохранена отрицательная диалектика). Как мы знаем, конечное есть то, что есть это, а не другое; это обстоятельство непосредственно высказывается в суждении; а бесконечно-логическое высказывается бесконечным умозаключением, одну сторону которого представляет конечное логическое (поэтому формальная логика есть логика суждения, а диалектическая логика представляет собой логику бесконечного умозаключения. Формальная логика изучает одну сторону диалектико-логического). Формально-логическое есть однозначное логическое. Последнее представляет собой один момент положительно-диалектико-логического. Оно имеет аналитический характер, поскольку не выходит за пределы какой-нибудь определенности. Именно поэтому для формальной логики положительное есть только положительное, а отрицательное — только отрицательное; внутренняя необходимая связь положительности и отрицательности считается невозможной; но этим природа логического нарушается, так как именно на необходимую связь положительности и отрицательности опираются логические формы мысли (суждение, умозаключение и доказательство), в которых действует именно утверждение-отрицание в их необходимом единстве. Еще представитель античного скептицизма Энезидем указал на недостаточность, по его мнению, ложность однозначно-логического (и этим якобы — вообще на невозможность логического). С точки зрения Энезидема, невозможно однозначное понятие причины и однозначное понятие следствия, так как понятие причины с необходимостью подразумевает понятие следствия и следствия — понятие причины. Нет причины без следствия и наоборот, тогда как для логики необходимы однозначные понятия причины и следствия. Необходимость двузначности для логического впервые была доказана при рассмотрении природы антиномий Кантом; сделалась очевидной необходимость для нечто его противоречащего, что было требованием, именно понятия бесконечности. Именно понятием бесконечности была преодолена однозначность конечного. Как мы увидели, в антиномиях Канта стало очевидной необходимость бесконечного для конечного и наоборот, сложного для простого и наоборот, прерывности для непрерывности и наоборот, причинности для свободы и наоборот и т. п., хотя для Канта отрицательная диалектика, как двузначность, осталась непреодолимой ошибкой, «иллюзией». И в самом деле, отрицательная диалектика, как внутренняя природа конечного, заключающаяся в отрицании самой себя, не выходит за сферу конечного, хотя доходит до её границы, разрушает ее, но останавливается здесь, не осуществляет смысла логического. То обстоятельство, что отрицательное имеет и положительный смысл, что положительное содержит и отрицательное, что бытие в определенном смысле подразумевает ничто и наоборот, показывает необходимость двузначности. Для логического необходимо преодоление двузначности не сведением ее к однозначности (так как однозначная логическая определенность в силу своей природы переходит в свою противоположность — в двузначность), а установлением такой однозначности, которая снимает и сохраняет двузначность; это положительная диалектика, содержащая отрицательную, как определенный синтез однозначности и двузначности. Отрицательное диалектико-логическое, как двузначное, имеет определенную рефлексивность, поскольку в отрицательном «видно» положительное и наоборот, в конечном «видно» бесконечное и наоборот, в частном «видно» общее и наоборот. Так понятая рефлексивность (гегелевское понимание рефлексивности) должна быть преодолена полной рефлексивностью, именно логическим самополаганием, природу чего выявляют рассмотренные нами категории логического, а более полно, бесконечные умозаключения. Бесконечное умозаключение, как самоутверждение посредством отрицания, содержит, разумеется, отрицательное утверждение, как такую отрицательность, которая имеет вместе стем и положительный характер, т.е. содержит двузначность, определенное противоречие (которое, со своей стороны, содержит и момент невозможности противоречия) однако оно больше него, так как оно не только противоречие, но и его единство. Таким образом, здесь имеется какая-то «трехзначность», но «третье» значение не имеет конечного характера, оно по своей природе бесконечно, содержит в самом себе двузначность и однозначность — конечные. Попытка Günther-a оправдать двузначность многозначностью является ошибочной (Гюнтер обещает оправдать эту попытку во втором томе своего труда)[261], поскольку бесконечное не делится на множество, необходимое в математике, но не в логике, которая необходимо должна быть философской наукой. Позиция Heiss-a[262], предпочтительнее, но его исследование пока-что не имеет определенных результатов. Вообще труды Heiss-a и Gunther-a касаются еще неразрешенных проблем и трудностей современной логики. Эти проблемы, с нашей точки зрения, могут быть разрешены и разрешаются, в диалектической логике. Гюнтер чувствует, что трудности современной логики должны разрешаться оправданием логической рефлексии, но против него надо сказать, что логическая рефлексия возможна только в сфере бесконечно-логического, а не в многозначной логике, которая представляет собой отрасль математики. Для нас в данном случае главное отметить, что однозначное логическое согласно своей природе переходит в двузначное, которое оправдывается в «трехзначном» бесконечно-логическом — в положительно-диалектико-логическом (релятивно-логическое переходит в абсолютно-логическое). Таким образом, понятие логического представляет собой логическое развитие, как определенное доказательство. Можно и нужно сказать, что диалектический метод доказательства, как метод логического развития, есть не что иное, как то развитие, которое мы охарактеризовали выше при рассмотрении: 1) связи-развития логических законов, 2) переходов и связи-развития форм мышления и 3) перехода абстрактного в конкретное, как развития, связи анализа и синтеза и непосредственности и опосредствования. Здесь достаточно вспомнить несколько моментов субординации форм мысли, для того, чтобы выяснить природу метода логического развития. Положительное суждение антиномично, так как содержит момент отрицания, оформляемый в отрицательном суждении. Разрешение этого противоречия осуществляется в умозаключении; но первая форма умозаключения — непосредственное умозаключение — само антиномично, так как для него характерна обратимость, в нем неразличимы основание и следствие; следствие есть основание и основание — следствие, т.е. рефлексивность такого умозаключения требует оправдания. Непосредственное умозаключение есть переход в противоречащее, например, частное есть основание общего или наоборот. Так же непосредственное умозаключение противоречиво, поскольку умозаключение должно быть опосредствованным, а не непосредственным. Непосредственное умозаключение оправдывается в опосредствованном умозаключении, где связь двух опирается на третье, оправдывается средним. Но существуют конечное опосредствованное умозаключение и бесконечное опосредствованное умозаключение, поскольку опосредствующим может быть как конечное, так и бесконечное. Конечное опосредствованное умозаключение есть определенное единство частного и общего, которое является понятием, хотя оно есть умозаключение, а не понятие. Общий смысл умозаключения есть понятие. Единство частного и общего, как единство противоположностей, является бесконечным. Поэтому понятие должно быть бесконечным, но оно не является бесконечным, поскольку оно есть его только общий смысл. Поэтому антиномичность понятия должна разрешиться в бесконечном умозаключении, в однопонятийном умозаключении, в безусловном логическом — единстве противоречия, которое оправдывает всякое логическое и в котором логическое представлено в полном виде. Здесь кончается логическое развитие, начинающееся суждением. Таким образом, связь форм мысли есть логическое развитие — субординация, осуществляемая путем возникновения и разрешения внутреннего противоречия и завершаемая в единстве противоречия, как в самополагании; в логических формах мысли осуществляется способ, метод развития, который содержит индукцию, дедукцию и редукцию как моменты, так как развитие форм мысли есть: 1) путь от абстрактного общего к конкретному, 2) переход от содержательного частного к такому же общему и 3) переход совершается в содержательное общее, как в оправдывающее основание. Логическое развитие форм есть процесс определения логического. Поэтому метод логического развития и метод определения понятия логического совпадают друг с другом. В логическом развитии устанавливается истина логического, понятие логического. Природа логического представлена полностью в конце развития, в самом развитии. «Истина лежит не в начале, а в конце, вернее, в продолжении»[263]. Истинная природа логического представляется в развитии. Логическое есть развитие, поэтому соответствующий ему метод есть метод развития. Каждая логическая форма мысли должна рассматриваться в развитии. Как мы убедились, связь логических форм мысли есть развитие, завершаемое бесконечным умозаключением. Но мы знаем и то, что само бесконечное умозаключение является развитием. Природа логического развития в полном виде представлена именно в бесконечном умозаключении. В диалектическом методе как методе доказательства, как субординации, основное — бесконечное умозаключение, как развитие. Как было отмечено выше, бесконечное умозаключение есть единство непосредственности и опосредствования. В нем непосредственно то, что отрицается, но его отрицание применяет и утверждает его же; это утверждение, осуществляемое отрицанием, есть опосредствование; утверждение опосредствовано и доказано. Это единство непосредственности и опосредствования представляет собой развитие, разумеется, логическое развитие. Отрицаемое непосредственное логически есть, так сказать, низшее; но оно как утвержденное в последующем — утвержденное посредством отрицания, логически является более высшим — развитым, поскольку оно доказано, Доказанное совершеннее, полнее чем недоказанное. Логически иначе невозможно. Таким образам, отрицанием нечто его же полагание есть развитие и представляет собой сущность логического развития. Способ или метод бесконечного умозаключения, как развития, есть высший логический способ, метод.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.93 (0.015 с.) |