ЭТАПЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЭТАПЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ



Можно выделить три основных этапа психодиагностического исследования:

1 этап. Решение диагностической задачи и сбор данных в соответствии с ней. Сбору данных и выбору диагностического инструмента должен предшествовать период предварительного ознакомления с данными об обследуемом (например, биографические факты, заключения других специалистов и т.д.), о специфике деятельности или группы, о ситуации обследования. С этой целью могут быть использованы анкеты, беседа или интервью. Таким образом, намечаются элементы рабочей картины объекта исследования, необходимые для диагноза и прогноза.

Диагностическая задача состоит в адекватном выборе конкретных методик и включает три аспекта, учет которых обеспечивает её правильное решение:

1) содержание диагностики — что (какие качества или свойства), у кого и зачем подлежат диагностике.

При комплектовании методического комплекса следует исходить из того, насколько широко необходимо охарактеризовать личность. Широта охвата определяется тем, насколько глубокий нам необходим диагноз и насколько точный и определенный прогноз. В некоторых случаях обнаружение какого-либо признака, например, констатация какого-либо неблагополучия, - необходимое и достаточное условие психологического диагноза.

Однако чаще всего диагноз направлен на выработку практических рекомендаций. Поэтому лучше использовать ступенчатую стратегию сбора данных, первоначально используя методики, которые позволяют получить наиболее общие представления о личности и выработать гипотезу. Диагноз и прогноз осуществляется на основе проверки гипотез с помощью методик, позволяющих получить более локальные данные. Для развернутого диагноза, о котором пойдет речь ниже, потребуются методики, как минимум, трех направлений диагностики:

- личностные особенности (в первую очередь, потребности, ценности, цели и способы их достижения), а также их природная (конституциональная) основа;

- оценка человеком своих личностных качеств и определенных ситуаций (рефлексивные особенности или сфера самосознания);

- история развития личности и настоящая жизненная ситуация (средовые факторы).

Соответственно целям и задачам психодиагностического исследования комплектуется набор диагностических средств, именуемой иногда диагностической батареей. Например, необходимо провести психодиагностику взрослого человека для оказания помощи в ситуации необходимости смены профессии — в данном случае требуется ступенчатая схема диагностики с большим количеством используемых методик. В случае же, если нам необходимо сделать заключение об уровне развития конкретного профессионально-важного свойства (например, выносливости и работоспособности), набор методик может быть небольшим и локальным (направленный на изучение энергопотенциала, нейродинамических, стилевых и мотивационных особенностей личности).

Часто при выборе методик руководствуются только содержательным аспектом диагностической задачи, однако информация о многих психологических характеристиках может быть получена с помощью различных диагностических средств – например, личностные свойства могут быть изучены и с помощью стандартизированных личностных опросников и с помощью мало формализованных проективных техник и пр.. Сориентироваться в дальнейшем выборе помогут следующие технические аспекты диагностической задачи;

2) диагностическая ситуация — как внешняя (то есть условия диагностики – временные, пространственные и др.), так и внутренняя (мотивационная). Последняя чаще всего представлена в двух вариантах, условно называемых «ситуация клиента» и «ситуация экспертизы».

В первом случае клиент сам обращается за психологической помощью, он заинтересован в получении объективной информации и идет на сотрудничество с диагностом — это позволяет диагносту больше ориентироваться на свои методические предпочтения и меньше заботиться о защищенности методик от фальсификации результатов.

Во втором случае клиент либо не заинтересован в диагностике (например, когда его на службе принуждают участвовать в исследовании), либо заинтересован в тенденциозном искажении результатов (иногда выгодно представить себя в наилучшем свете или нарисовать социально желательную картину своего поведения — и тогда тебя примут, отберут и т.п., иногда выгодно, наоборот, преувеличить свои слабые стороны и — и тогда тебе окажут социальную помощь и пр.). Такая ситуация обязывает диагноста выбирать только те методики, которые защищены от фальсификации результатов, например, объективные тесты или опросники, содержащие шкалы достоверности;

3) пользователь диагностической информации, то есть, кто и как будет использовать результаты диагностики. Наиболее частые адресаты результатов диагностики:

- специалисты-смежники (врачи, педагоги) или заказчики (руководители, родители), то есть третьи по отношению к диагностическому процессу лица. В таком случае необходимо выбрать такие диагностические средства, которые позволят получить стандартизированные (переведенные в шкальные оценки) данные, которые возможно сравнить при разработке стратегии долгосрочных действий. Кроме того, информация, предоставляемая третьим лицам, должна исключать возможность использования её во вред клиенту и об этом надо думать уже при выборе методических средств (с вариативностью способов представления данных и языка описания) — этот вопрос регулируется этическими нормами психодиагностики (см. выше сноску 3);

- специалист, проводящий исследование, то есть сам психодиагност (например, при консультировании). В этом случае диагност имеет наибольшую свободу в выборе методических средств соответственно своему опыту и теоретическим позициям. Как правило, предпочтение отдается диалогическим, проективным техникам помогающим выстроить тактику взаимодействия и психологической помощи клиенту;

- клиент, то есть сам исследуемый. Иногда его просто информируют о результатах диагностики, часто — в письменной форме, в виде компьютерной компиляции. Соответственно при выборе методик необходимо учитывать легкость перевода получаемых данных на доступный для понимания неспециалистом язык. Например, специалист при диагностике личности, возможно, предпочтет MMPI, но, учитывая особенности восприятия людьми клинической терминологии, лучше остановиться на личностном опроснике Р.Кеттелла (см. аннотированный указатель методик настоящего пособия).

При выборе диагностических методик следует руководствоваться сведениями об их надежности и валидности по отношению к диагностической задаче, о чем уже говорилось выше (см. выше сноску 4), так как любой метод ограничен областью применения.

 

На этапе сбора диагностических данных следует контролировать процесс и выполнять требования стандартизации психодиагностических процедур, что обеспечивает объективность исследования; а также — обеспечить соответствующую подготовку испытуемого, исключить из тестовой ситуации элементы неожиданности, которые могут внести искажение в выполнение теста (кроме тех случаев, которые предусматривают влияние диагноста на диагностический процесс — об интерактивных техниках также говорилось выше). Но в любом случае диагност должен стремиться к взаимопониманию с тестируемым.

Этап сбора данных завершается представлением полученных результатов в виде, который задан типом методики, — таблица «сырых» и стандартных оценок, графическое представление «профиля личности» или распределения выявленных характеристик в группе, расчет индексов (сплоченности), коэффициентов(интеллекта), уравнений (успешности) и т.п.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.017 с.)