Структура психодиагностической задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура психодиагностической задачи.



В соответствии с представленными в общей теории диагноза результатами методологического анализа понятия диагностической задачи в структуре психодиагностической задачи целесообразно выделять цель, условия, а также проблемную ситуацию.

Целью психодиагностической задачи является ответ на вопрос о причинах, обусловивших определенное состояние объекта психодиагностики, оцениваемого с точки зрения нормы.

Специфика условий психодиагностической задачи состоит в том, что:

1) отражая реальное отклонение диагностического объекта от нормы или его гипотетическую возможность, они не заданы эксплицитным образом, т.е. явно и в полном объеме, в самом начале решения задачи. Они устанавливаются и формулируются практическим психологом в ходе проведения обследования, представляющего собой содержательное изучение клиента. В связи с этим психодиагностическая задача не является чисто логической задачей.

2) условия психодиагностической задачи включают две составляющие: эмпирическую и априорную.

Первая представляет собой результат отображения фактов, полученных практическим психологом в процессе взаимодействия с клиентом. Существенно изменяясь в ходе диагностического поиска, пополняясь новыми сведениями и уточняясь, эмпирическая составляющая условий психодиагностической задачи не является константной величиной. Ее полнота и точность зависят от диагностической культуры, опыта и знаний практического психолога, используемых им диагностических средств и методов.

Априорную составляющую условий психодиагностической задачи образуют сведения (знания), имеющиеся у практического психолога до проведения обследования. Они представляют собой типовые описания отклонений функциональных систем «деятельность» или «психическое состояние».

Такие описания отражают с той или иной степенью полноты и точности объективные связи между элементами двух уровней систем психической регуляции и содержат в связи с этим характеристики как феноменологических переменных этих систем, так и соответствующего им дифференциального комплекса возможных психологических причин. Типовые описания отклонений систем «деятельность» или «психическое состояние» фиксируют лишь устойчивое, закономерное, общее, т.е. инвариантное содержание, и выступают в качестве практико-диагностических моделей или общих схем.

Поскольку без предварительного знания наиболее вероятных психологических причин диагност не в состоянии обнаружить их у клиента, такие описания выполняют функцию мысленных образов, с которыми сопоставляется реальное состояние обследуемого, и одновременно априорной теоретической основы психологического диагноза. Оставаясь в процессе решения отдельно взятой конкретной психодиагностической задачи константой, априорная составляющая ее условий за пределами данной задачи может изменяться в направлении углубления, уточнения, усовершенствования по мере накопления опыта психодиагностом, который в этом случае переходит от выполнения практической деятельности к совмещению научно-практической и научно-исследовательской работы.

Возникающая при соотнесении условий психодиагностической задачи с ее целью проблемная ситуация изменяясь в ходе диагностического процесса, на ранних его этапах и в самом начале диагностического поиска характеризуется неопределенностью, обусловленной неполнотой эмпирических сведений, полученных при проведении обследования, количеством возможных психологических причин дифференциального их комплекса, значениями вероятности каждой психологической причины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.004 с.)