Ее конкретно-научными психологическими показателями являются: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ее конкретно-научными психологическими показателями являются:



Ø отношение к другому человеку как к самоценности;

Ø возмодность самопроектирования будущего;

Ø вера в осуществимость намеченного;

Ø внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими пололениями;

Ø стремление к обретению сквозного смысла жизни.

 

Имея в виду три изложенных понимания оптимального состояния объекта психодиагностики как состояния, обеспечивающего выживание, соответствие поведения социальным нормам, обретение человеком его родовой сущности (родовая норма), следует отметить следующее.

1. Такое понимание нормы охватывает предельно широкое пространство жизненных процессов человека или группы людей.

2. Как адаптационная, так и родовая нормы, не противоречат друг другу, поскольку последняя предполагает в качестве составной части первую, противопоставляются патологии, т.е. дезадаптации и отъединению от родовой сущности человека.

3. В качестве параметров феноменологических переменных выступают адаптивность жизненных процессов, обеспечивающая их соответствие требованиям природной и социальной среды, а также их родовая принадлежность, т.е. способность реализовывать творческую активность человека по преобразованию окружающей среды.

4. Уровень причинных оснований объекта психодиагностики образуют абстрактные, не меняющиеся и не зависящие от конкретной ситуации психические свойства, охватывающие всю психическую сферу и выполняющие функцию психической регуляции в любой точке пространства жизненных процессов (такие свойства, например, оценивают шкалы методики «шестнадцать личностных факторов» Р. Кеттелла или ММРI С. Хатэуэя и Дж. Маккинли).

 

Норма как исходное начало для сравнения (оценки) данных диагностического обследования. Учитывая различные значения термина «нормальный» («обычный», «типичный», «средний», «массовый», «упорядоченный», «правильный» и т.д.), большинство авторов согласны, что норма в диагностической деятельности выступает как исходное основание для сравнения получаемых в процессе обследования данных, позволяющее их оценивать.

Другая характеристика нормы заключается в том, что она представляет собой единство общего и специфического, в связи с чем сложность решения проблемы нормы заключается в нахождении их оптимального соотношения для рассматриваемой области. Как отмечают некоторые авторы, при построении нормы исследователь сталкивается с реальным противоречием, связанным с тем, что чем более универсальным является ее определение, т.е. чем шире круг диагностических объектов, к которым приложимо понятие нормы, тем менее конкретным содержанием оно наполнено. При этом абсолютизация одного из крайних полюсов оси «общее — единичное» при определении понятия нормы ведет к неприемлемым последствиям, утрате его практического смысла. Максимальная общность нормы, характерная для универсального и однозначного ее понимания, делает ее абстрактной, односторонней и, в конечном счете, пустой. Предельная же ее конкретность, требующая описания объекта диагностики только как особенного и уникального и выражающаяся в тезисе «все нормально по отношению к самому себе», означает, предполагая сравнение обследуемого с самим собой, как потерю критерия для оценки диагностических данных, так и снятие нормы как научной проблемы по причине отсутствия возможности нахождения альтернативных решений в сфере научного познания в пределах избранного подхода.

Отмечая бессмысленность результатов диагностического обследования без истолкования их в рамках единой, четко заданной системы отсчета, ряд авторов указывают, что чаще всего в качестве основания для оценки полученных в обследовании данных используется формальный критерий, связанный со статистическим подходом к пониманию нормы.

В биологии, медицине и психиатрии общепринятой является точка зрения, согласно которой человечество делится на огромное большинство (95 % популяции), обладающее признаками нормы, и незначительное меньшинство (5 %), имеющее признаки отклонений. Статистическая норма, опираясь на понимание нормального как типичного, широко распространенного, среднего и по функции совпадая с адаптационной нормой, задается посредством среднего показателя или средних показателей по ряду признаков. Статистическая норма строится на сопоставлении индивидуальных данных, полученных в процессе обследования, с групповым распределением показателей, зафиксированных в выборке стандартизации. Она определяет относительное положение (порядковое место) индивида в некоторой группе, позволяет определить, как он выглядит на фоне других.

Она характеризуется с помощью двух величин (средней арифметической  и стандартного отклонения ) и предполагает распределение изучаемых случаев по нормальному закону. Результаты в пределах ± , составляющие наиболее представительную часть распределения (68 % величины), задают границы нормы, а симметрично расположенные вправо и влево от них остальные части распределения (по 16 % с каждой стороны) — отклонение от нее.

При анализе недостатков статистической нормы целесообразно отметить следующее.

1. Сопоставление данных обследования со статистической нормой, позволяя определить место индивида среди других людей, входящих в выборку стандартизации, ничего не говорит о его действительных возможностях в выполнении того или иного вида деятельности.

2. Необычные психические проявления положительного характера, например большой объем эйдетической памяти, статистический подход рассматривает как отклонения, включая в норму лишь типичное, среднее для популяции.

3. Попытка определения на основе статистического подхода границ нормы человека в целом, предполагающая многопараметрическое его описание, приводит, с одной стороны, к утрате практической значимости нормы, отрицанию возможности существования соответствующих ей реальных диагностических объектов.

Это связано с тем, что практически каждый человек, обладая индивидуальной изменчивостью, в том или ином отношении представляет собой отклонение от канонизированной нормы «стандартного человека», построенной на основе объединения средних значений по ряду признаков. С другой стороны, при определении такой нормы исследователь сталкивается с парадоксом, заключающимся в том, что широко распространенное, присущее большинству выборки стандартизации явление, соответствующее статистическому пониманию нормы, оказывается крайне редким.

Доказательство существования этого противоречия применительно к «нормальному» характеру строит Ю.Б. Гиппенрейтер:

«Пусть «нормальными» будут считаться такие степени отклонения какого-нибудь свойства от математического среднего, которыми обладает половина популяции; тогда по 1/4 популяции разместятся на обоих полюсах этого свойства в зонах «отклонения» от нормы. Если мы теперь возьмем не одно, а два независимых свойства, то при тех же условиях в «нормальной» зоне окажется уже 1/4 часть популяции, а остальные 3/4 попадут в «отклонения»; при пяти независимых свойствах «нормальными» окажется один человек из 32, а при десяти свойствах один из 1024!».

4. Закономерности нормального распределения, справедливые для случайных явлений, не всегда применимы по отношению к психическим явлениям. На это, обсуждая проблему построения возрастных нормативов, справедливо указывает Н.Ф. Талызина: «Возможности управления процессом учения, а тем самым и процессом развития человека, дают основание считать, что достижения в интеллектуальном развитии людей не должны распределяться в соответствии с кривой Гаусса. Эта кривая отражает распределение достижений при стихийном ходе становления способностей».

 

Другой подход для оценки данных психодиагностического обследования предполагает в качестве «точки отсчета» использовать содержательные характеристики объекта психодиагностики, связанные с пониманием нормы как желательного, заданного, необходимого, требуемого его состояния. Эти характеристики по объему охватываемых ими жизненных процессов подразделяются на общие и конкретные. Последние получили отражение в понятия социально-психологического норматива.

Оценка результатов исследования в этом случае строится на сравнении успешности деятельности каждого обследуемого с содержанием норматива и выяснении степени его близости к нему. Такой подход применительно к разработке средств психических измерений приводит к иной постановке проблемы валидности и надежности диагностических методик, снятию вопросов, связанных с их обеспечением, и позволяет осуществить переход от групповых статистических норм к индивидуальным нормам.

Задаваясь в форме данных, должных, а также отсутствующих в действительности (или существующих в ней лишь в качестве отдельных образцовых) идеальных параметров, содержательные характеристики нормального состояния объекта психодиагностики выступают в роли исходного начала для сравнения получаемых в диагностическом обследовании данных.

По представленности практическому психологу в процессе осуществления психодиагностической деятельности они подразделяются на логические и интуитивные критерии.

Норма как отсутствие отклонений. Определение нормы через отсутствие отклонений существует в двух вариантах.

Первый вариант характеризует норму в терминах отклонений и отражается в формуле:

Все, что не Б (а, б, в) есть А

(все, что не отклонение Б, обладающее признаками а, б, в, есть норма А).

 

Этот вариант предполагает установление нормы через исключение отклонений без раскрытия ее положительных содержательных характеристик. Так определяется норма, например, с помощью десяти базисных шкал ММРI.

Второй вариант описания нормы, основываясь на заимствованных из психиатрии представлениях, предполагает сходство структуры больной и здоровой психики и выражается в формуле:

А (а1, б1, в1) есть слабая степень выраженности Б (а, 6, в)

(норма А по слабо выраженным признакам а1, б1, в1 есть отклонение Б по сильно выраженным признакам а, б, в).

 

Этот вариант описания нормы строится на предположении, что психически здоровый человек имеет в зачаточном виде скрытые признаки патологии и соответствует норме до тех пор, пока эти признаки в своем выражении не превосходят положенных границ. Такой подход позволяет оценить психику здорового человека в профилактических целях с точки зрения потенциальной угрозы дезадаптации (например, Я-структурный тест Аммона..

 

Описательная характеристика нормы предполагает установление набора признаков психического здоровья, основанием для выделения которых служат как общечеловеческие ценности, так и признаки продуктивной деятельности здоровой само актуализирующейся личности.

Среди них наиболее часто выделяются такие ее характеристики, как

ü интерес к внешнему миру,

ü наличие упорядочивающей накопленный опыт «жизненной философии»,

ü способность к юмористической окраске действительности,

ü установлению душевных контактов с окружающими, целостность.

Понимая сложность однозначного решения проблемы нормы и вследствие этого не претендуя на точное определение психического здоровья, некоторые авторы, опираясь на данные Всемирной организации здравоохранения, в качестве критерия нормы называют достаточно обширный перечень признаков психически здорового человека, который включает в себя:

1. причинную обусловленность психических явлений;

2. максимальную приближенность субъективных образов к отражаемым объектам действительности, гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;

3. соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений;

4. критический подход к обстоятельствам жизни;

5. способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;

6. адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);

7. чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

8. чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;

9. способность изменять поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций;

10. остальных его членов;

11. способность планировать и осуществлять свой жизненный путь и др.

 

Интуитивный подход. В противоположность логическим критериям, а также статистическому, интуитивный критерий нормы, предполагая невербальную характеристику исходного начала для сравнения полученных в диагностическом процессе данных, опирается на опыт психодиагностической работы и результаты длительного обследования клиента, ставя эффективность диагностической деятельности в зависимость от квалификации практического психолога.

Учитывая нестрогий характер интерпретации данных психодиагностического обследования на основе интуитивного критерия, целесообразно отметить, что деятельность практического психолога в этом случае относится в значительно большей степени к сфере искусства, чем науки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.016 с.)