I.1. Радость (удовлетворение, веселье). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I.1. Радость (удовлетворение, веселье).



I.2. Грусть (апатия, печаль, депрессия).

I.3. Гнев (агрессия, озлобление).

I.4. Страх (тревога, испуг).

I.5. Удивление (любопытство).

I.6. Отвращение (презрение, брезгливость).

II. Функциональные состояния связаны с уровнем бодрствования и внимания:

II.1. Сон.

II.2. Дремота.

II.3. Спокойное бодрствование.

II.4. Активное внимание (ориентировочная реакция).

II.5. Напряженное внимание (тревога, стрессовая мобилизация).

II.6. Утомление (истощенное внимание, дистресс).

Репертуар и частота наблюдаемых у ребенка эмоциональных и функциональных состояний тесно связаны с чертами темперамента и характера. Так, более активные и выносливые дети чаще испытывают «стенические» эмоции радости или гнева, в то время как меланхолические дети (эмоционально нестабильные и интровертированные) — «астенические» эмоции (грусть и страх).

Наиболее точная регистрация функционального состояния требует специального оборудования (приборы для физиологической регистрации частоты дыхания, пульса, КГР, мускульного тонуса (миограмма), кровенаполнения сосудов (плетизмограмма) и т.п.

В школьных условиях функциональные состояния могут быть эффективно диагностированы с помощью простых в исполнении карандашно–бумажных методик, проб, тестов на продуктивность деятельности, требующей скоростного внимания. Примеры: корректурная буквенная проба Бурдона, компьютерные игровые тесты.

Опытный учитель очень хорошо определяет функциональное состояние детей по внешним признакам их поведения и колебаниям в точности и продуктивности их основной учебной деятельности. Функциональная диагностика в школе необходима для определения оптимальной учебной нагрузки в классе и для определения разумных размеров домашних заданий, доступных данному конкретному ребенку.

До сих пор лучшим инструментом оперативной диагностики эмоциональных состояний является аналитическая экспертная оценка интонаций, мимики, позы и жестов человека. Для обучения такой визуальной оценки в настоящее время активно используется видеотренинг с эталонным набором видеокассет.

Сознание и самосознание.

Особую разновидность сложных структурно организованных психических свойств образуют категориальные структуры сознания и самосознания человека. В психологии сознание рассматривается как особа форма отражения: сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно–историческому существу.

Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает появление у человека внутреннего отражения этого мира, в некотором смысле ВНУТРЕННЕЙ МОДЕЛИ ЭТОГО МИРА. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно встающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Таким образом, под сознанием можно понимать структуру внутренней модели внешнего мира.

Направляющее влияние этой модели на поведение человека предстает как ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: деятельность человека направляет и определяет развитие его сознания, а последнее, все в большей степени осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к внешнему миру. Это улучшение происходит за счет того, сознание формирует внутренний план деятельности, ее программу. В этом внутреннем плане синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде.  

В настоящее время в качестве основных свойств сознания выделяют: построение отношений, познание и переживание [17].

Отсюда непосредственно следует включение в процессы осознания памяти, мышления и эмоций. Основная функция эмоций — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, самому себе и другим людям. Первоначально эмоции реализуют грубые оценки информации (опасно — безопасно, съедобно — несъедобно), которые затем, на уровне сознания, уточняются и входят элементами в шкалу ценностей и значений, пригодную для социального потребления. Все формы и виды отношений синтезируются в структурах сознания и определяют глубинные процессы самооценки и самосознания.

Я–концепция — динамичная во времени система представлений о себе самом, включающая:

а) осознание своих физических, интеллектуальных и других свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факто ров.

Я–концепция как совокупность установок, направленных на самого себя, и тогда по аналогии аттютюдом в ней выделяют три структурных компонента:

1. Когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание).

2. Эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.

3. Оценочно–волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.

Самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения; оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Уровень притязаний — степень трудности целей, которые человек перед собой ставит.

 

Широкий спектр методических приемов и процедур — от очень простых (графическая методика Дембо–Рубинштейн) до очень сложных (реконструкция субъективных семантических пространств на основе данных семантического дифференциала Ч. Осгуда или теста личностных конструктов Дж. Келли).

Психолого–педагогический смысл диагностики сознания и самосознания состоит в выявлении доступного и освоенного ребенком уровня сознательной, произвольной регуляции собственного поведения. Как правило, более дифференцированная, разветвленная система категориальная система сознания приводит к более точной категоризации ситуации и сочетается с применением более богатого репертуара ситуационных тактик. В то же время грубая и бедная картина мира (узкое мировоззрение) приводит к тому, что поведение строится на основе плохо осознаваемых мотивационных импульсов низшего уровня, на основе стилевых диспозиций, обусловленных организмическими потребностями и темпераментом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.008 с.)