Специфическое отставание по языку.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфическое отставание по языку.



Подвиды:

1) отставание в овладении навыком чтения;

2) несформированность умений четко и полно выражать мысли, низкая речевая активность;

3) несформированность речедвигательных процессов;

4) несформированность графических навыков письма;

5) отставание в овладении навыками правописания. (Психологические детерминанты на данные подвиды не приводятся.)

3. Специфическое отставание по математике. (Подвиды и психологические детерминанты не указываются.)

4. Отклонение от индивидуального оптимума учебной деятельности.

Подвиды отклонений в учебной деятельности представлены соответствующими подтипами учащихся:

1) учатся на «удовлетворительно» и «хорошо», но ниже актуального уровня своих способностей. Психологическая детерминанта:

— недостаточная сформированность мотивов учебной деятельности;

2) стараются учиться лучше, чем позволяет актуальный уровень развития их способностей, но в результате учатся хуже в связи с эмоциональным стрессом. Психологические детерминантьт:

— гипермотивация учебной деятельности;

— завышенный уровень притязаний;

3) учатся на «удовлетворительно» и «хорошо», но могли бы учиться лучше, если бы не имели отдельных недостатков в способностях и учебных умениях. Психологические детерминанты:

— гиперактивность;

— неустойчивость внимания;

— несформированность умения рационально планировать и контролировать свою деятельность:

5. Недисциплинированное поведение. (Подвиды и психологические детерминанты не указываются.)

 

Отмечая практическую полезность, новаторский характер и перспективность приведенной типологии, а, также учитывая, что она должна охватывать полный набор задач на определение психологических причин отклонений в учебной деятельности и поведении, возникающих в профессиональной деятельности учителя начальных классов, следует отметить, что данную типологию нельзя признать законченной, поскольку она:

1) распространяется на процессы психической регуляции, связанные лишь с оптимизацией учебной деятельности и поведения, т.е. на функциональные системы «деятельность», и не затрагивает психическую регуляцию систем «психическое состояние» (тревожность, агрессивность, демонстративность и т.п.);

2) в общей форме, без детализации на подвиды характеризует два вида из пяти педагогической типологии (специфическое отставание по математике и недисциплинированное поведение);

3) для трех из пяти видов педагогического уровня (специфического отставания по языку, математике, недисциплинированного поведения) не указывает психологические детерминанты;

4) неполно характеризует отклонения в поведении младших школьников, не сводимые, с нашей точки зрения, только к не дисциплинированному поведению, а включающие также, например, грубость, лживость, упрямство.

 

Вторая классификация практических задач школьной психодиагностики учитывает особенности процесса их решения и строится на основании двух критериев широты психодиагностического обследования и продолжительности постановки психологического диагноза (долговременности его использования).

По первому критерию выделяются, с одной стороны, задачи целостной психодиагностики, предполагающие всестороннее изучение относительно устойчивых свойств объекта диагностики в целях профилактики и профориентации и подразделяющиеся по его специфическим особенностям на два подтипа задачи диагностики целостной индивидуальности школьника и задачи установления целостной индивидуальности группы.

С другой стороны, по этому основанию выделяются более близкие и понятные учителю задачи частичной психодиагностики, связанные с фрагментарным обследованием психодиагностического объекта в целях определения психологической причины какого-либо неблагополучия и последующего проведения коррекционных действий.

По критерию продолжительности диагноза задачи частичной диагностики делятся на два подтипа: оперативной и долговременной психодиагностики. деятельность диагноста при их решении направлена на установление как относительно устойчивых, так и кратковременных, быстро меняющихся характеристик обследуемого.

Первый подтип включает задачи на диагностику:

1) устных ответов учеников;

2) письменных ответов учащихся;

3) отдельных поступков школьников;

4) психического состояния ученика;

5) психического состояния группы.

Второй подтип образуют задачи на определение:

1) недостатков и отклонений в учебной деятельности и поведении ученика;

2) отдельных черт психической индивидуальности группы.

Признавая практическую полезность, теоретическую значимость и возможность совершенствования изложенной классификации, целесообразно отметить ее слабые стороны, а именно:

— нечеткое описание критерия деления психодиагностических задач на оперативные и долговременные. Это проявляется в том, что в одном случае критерий формулируется как «долговременность использования психологического диагноза» (очевидно, имеются в виду его результаты), в другом как «продолжительное время для постановки диагноза», в третьем как степень изменчивости изучаемых психических характеристик во времени;

— неоправданность включения в один класс в качестве различных объектов долговременной частичной психодиагностики недостатков и отклонений в учебной деятельности и поведении ученика и отдельных черт его психической индивидуальности. Последние, выполняя роль компонентов психической регуляции по отношению к первым и образуя с ними единую функциональную систему «деятельность», не составляют независимых элементов указанного класса, выделяемых по единому логическому основанию;

— неправомерность связывания целостной психодиагностики только с долговременной, вытекающая из попытки объединить два критерия в единой классификации (широту обследования и продолжительность постановки диагноза). При наличии высокой квалификации и большого опыта психодиагноста оценка целостной индивидуальности возможна в течение относительно небольшого времени, о чем на материале медицины свидетельствуют известные факты постановки опытными врачами интуитивного диагноза «первого взгляда». Принимая во внимание, что применительно к постановке психологического диагноза возможность таких диагнозов пока основывается на гипотетических рассуждениях, требующих экспериментальной проверки, следует отметить, что и утверждение о жесткой связи между целостной и долговременной диагностикой в настоящее время также не имеет эмпирического подтверждения в силу слабого развития психодиагностической практики;

— необоснованность рассмотрения в качестве объектов оперативной психодиагностики наряду с психическими состояниями ученика его устных и письменных ответов, являющихся лишь требующими специальной интерпретации показателями (средствами выражения) быстро изменяющихся характеристик психической индивидуальности школьника или группы.

 

Систематизация практических задач профессиональной психодиагностики, представленная Ю. З. Гильбухом, предполагает выделение двух основных типов задач групповой профпсиходиагностики (объект — трудовые коллективы, малые и большие группы) и индивидуальной профпсиходиагностики (объект — отдельные работники).

По особенностям производственной ситуации в первом типе, групповой профпсиходиагностике, можно выделить следующие задачи.

1. Снижение производственных показателей в трудовом коллективе (брак, снижение заработка). Психологическая детерминанта:

— плохое самочувствие рабочих, обусловленное чрезвычайно высоким уровнем производственного шума после установки нового, более производительного оборудования.

2. Отставание одного коллектива от другого. Психологические детерминанты:

— недостаточно высокий уровень профессиональной подготовленности коллектива;

— недостаточная компетентность руководителя;

— отсутствие у него организаторских способностей;

— неумение работать с людьми.

3. Высокая аварийность. Психологические детерминанты:

— склонность работника к неоправданному риску;

— халатность;

— «утрата лидерства» руководителем коллектива, приводящая к невыполнению указаний по технике безопасности;

— некритическое отношение подчиненных к руководителю, проявляющему склонность к неоправданному риску.

4. Аварийность при эксплуатации новой техники. Психологические детерминанты:

— неприспособленностъ техники к психическим способностям человека;

— недостаточная профессиональная подготовленность;

— небрежность;

— невнимательность.

5. Трудности внедрения организационного или технического новшества. Психологические детерминанты:

— недоверие к надежности получаемой информации от ЭВМ;

— экономическое недоверие, связанное с проблематичностью ожидаемой экономической отдачи;

— нарушение личных интересов работников, обусловленное необходимостью выполнения ими дополнительной напряженной работы.

Задачи индивидуальной профпсиходиагностики в данной классификации представлены одним видом, который характеризуется на феноменологическом уровне объекта психодиагностики и связан с низкой эффективностью отдельных работников. Психологические детерминанты:

— недостатки обучения и профессиональной подготовки

— межличностные напряжения;

— нерациональная организация рабочего места;

— неоптимальный режим труда и отдыха.

 

Оценивая изложенную типологию профпсиходиагностических задач, в качестве ее недостатков следует отметить:

— отсутствие детализации на подтипы возникающих в производственных ситуациях отклонений, вследствие чего она имеет обобщенный характер,

— а также то, что третий и четвертый типы (высокая аварийность в данном коллективе и аварийность при эксплуатации новой техники), соотносясь как род и вид, не являются независимыми членами рассматриваемой систематизации профпсиходиагностических задач.

Подобно типологии задач школьной психодиагностики, выделяемых на основании видов отклонений в учебной деятельности и поведении младших школьников, классификация профпсиходиагностических задач относится к функциональным системам психической регуляции «деятельность» и имеет в качестве критерия систематизации элементы объекта психодиагностики феноменологического уровня непсихологической природы.

Оценивая в целом рассмотренные типологии практических психодиагностических задач, адекватно отражающие состояние проблемы их систематизации на современном этапе развития психодиагностики, следует отметить, что они являются рабочими классификациями диагностических задач и нуждаются в доработке, так как не всегда отвечают требованиям полноты, эмпирической и логической обоснованности.

 

Признавая допустимым существование различных классификаций психодиагностических задач, следует отметить, что перспективной исследовательской задачей их систематизации является построение единой типологии, охватывающей различные области психодиагностической практики и обладающей возможностью развития по мере накопления фундаментальной и прикладной наукой новых психологических знаний.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.011 с.)