Семинарское занятие № 2 по теме «Теория личности как основа психодиагностики»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие № 2 по теме «Теория личности как основа психодиагностики»



Вопросы для обсуждения:

1. Теории черт личности.

2. Теории типов личности.

3. Теории инстаций при описании личности.

4. Психологическая структура личности в современной психологии. Концепция Big five («большой пятерки»).

5. Психологический диагноз, его структура.

Литература:

1.  Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. — СПб., 2002.

2. Мадди Сальваторе Р. Теории личности: сравнительный анализ / Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2002.

3. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования / Пер. с англ. — М.: Аспект Пресс, 2000.

4.  Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб.: Питер, 2000.

 

Семинарское занятие № 3 по разделу «Основы конструирования тестов»

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы формирования научного статуса теста как метода исследования. Классическая теория тестов.

2. Характеристика эффективных психологических тестов.

3. Понятие надежности и классическая теория тестов, недостатки классической концепции надежности.

4. Современная теория тестов — теория ответов на задание тестов (JRT), преимущества, недостатки.

5. Индивидуально–ориентированное тестирование.

Литература:

Анастази А. Психологическое тестирование. — М., 1982. Кн 1.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Глоссарий

1. Психодиагностика — наука и практика постановки психологического диагноза, то есть выяснения наличия и степени выраженности психологических особенностей обследуемого человека.

2. Психодиагностика — отрасль психологической наука и одновременно важнейшая форма практической деятельности психолога, связанная с разработкой и применением методов распознавания психологических особенностей обследуемого.

3. Предметом психодиагностики являются методы распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

4. Объектом психодиагностики могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, особенности психических процессов, состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и т.д.

5. Диагностические признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать.

6. Диагностические категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их называют еще "латентными переменными". Для количественных категорий часто используют название "диагностические факторы".

7. Диагностический вывод — это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий.

8. Диагностическое обследование — это применение готового, уже разработанного теста. Его результатом являются сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека.

9. Идеографический подход в психодиагностике — направленность диагностического обследования на описание и объяснение личности как сложного целого с учетом ее индивидуального своеобразия, уникальности.

10. Номотетический подход в психодиагностике — направленность психодиагностического обследования на оценку личности с помощью стандартного набора черт с целью определения ее сходства с другими людьми, для того чтобы выявить, как в психике отдельного человека проявляются общие закономерности.

11. Дифференциально-диагностические исследование — это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства (скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков (или "эмпирических индикаторов"), по которым можно получить информацию о заданном свойстве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков.

12. Принцип ответственности означает, что психодиагност отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации.

13. Принцип компетентности предполагает знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование.

14. Принцип этической и юридической правомочности заключается в использовании полученной информации в рамках действующего законодательства.

15. Принцип конфиденциальности — обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого, или ограничение ее распространения кругом лиц, о которых обследуемый человек должен быть заранее осведомлен.

16. Принцип благополучия испытуемого заключается в том, что обследуемый человек по результатам диагностики не должен ухудшать своего психологического и соматического состояния, а также материального положения; ему не должен быть нанесен вред.

17. Принцип информирования клиента о целях обследования означает, что испытуемый должен представлять себе общие задачи диагностического обследования.

18. Принцип морально-позитивного эффекта обследования заключается в том, чтобы добиваться в результате обследования и консультации повышения настроения и снижения у испытуемого вероятности проявления негативных особенностей его поведения.

19. Принцип гражданственности и патриотизма предполагает умелое сочетание принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает.

20. Психометрия — область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии. К общей психометрии относятся измерения общепсихологического (свойственного всем людям) характера, т. е. функциональные зависимости между свойствами стимула и свойствами субъективных реакций.

21. Дифференциальная психометрия — технолого-методическая дисциплина, касающаяся измерений индивидуально-психологических различий между людьми по способностям, когнитивным функциям, мотивам, эмоциональным особенностям и пр. Обосновывает требования, которым должны удовлетворять психодиагностические методики, процедуру их разработки и применения.

22. Стандартизация — это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций, стимульного материала, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.

23. Выборка стандартизации — это большая репрезентативная выборка того типа, для которой данная методика предназначена и на которой проводится исследования с целью определения среднего уровня выполнения и его относительной вариативности выше и ниже среднего уровня.

24. Надежность — это относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при воздействии различного рода внешних и внутренних помех. Основные показатели надежности (по К. М. Гуревичу): коэффициент надежности (характеризует измерительный инструмент), коэффициент стабильности (характеризует стабильность измеряемого свойства, коэффициент константности (оценивает влияние личности экспериментатора).

25. Метод «расщепления» как способ проверки надежности методики состоит в том, что после проведения исследования методика делится на части, по каждой из них подсчитываются результаты и оценивается корреляция между ними.

26. Метод «тест-ретест» заключается в повторном обследовании испытуемых с помощью той же методики. О стабильности признака судят по коэффициенту корреляции между результатами первого и второго обследований.

27. Валидность по своей сути — это комплексная характеристика методики, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.

28. Валидизация — проверка валидности методики.

29. Теоретическая валидизацияметодикиэто доказательство того, что методика измеряет именно то свойство, качество, которое она по замыслу исследователя должна измерять.

30. Конвергентная валидность — установление связи проверяемой методики с родственной методикой.

31. Дискриминантная валидность — отсутствие связи с методиками, имеющими другое теоретическое основание.

32. Прагматическая валидизация подразумевает проверку методики с точки зрения ее практической эффективности, значимости, полезности, поскольку диагностической методикой имеет смысл пользоваться только тогда, когда доказано, что измеряемое свойство проявляется в определенных жизненных ситуациях, в определенных видах деятельности.

33. Независимый внешний критерий — показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни. Используется для проведения прагматической валидизации методики, то есть для оценки ее эффективности, действенности, практической значимости.

34. Валидность по одновременности — установление соответствия результатов проверяемой диагностической методики независимому внешнему критерию, отражающему состояние диагностируемой особенности в момент проведения исследования.

35. Валидность по содержанию, или логическая валидность — степень соответствия содержания заданий диагностической методики измеряемой области психических свойств.

36. Валидность по одновременности, или текущая валидность, определяется с помощью внешнего критерия, по которому информация собирается одновременно с экспериментами по проверяемой методике.

37. Предсказывающая» валидность, или прогностическая валидность определяется также по внешнему критерию, но информация по нему собирается некоторое время спустя после испытания.

38. Ретроспективная валидность определяется на основе критерия, отражающего события или состояние качества в прошлом.

39. Норма для психодиагноста рассматривается в двух аспектах: а) как оптимальное состояние объекта психодиагностики, в качестве которого выступают функциональные системы «деятельность» или «психическое состояние»; это оптимальное состояние обеспечивает приспособление человека к социальной и природной среде, а также ее преобразование, обусловленное реализацией социально значимых целей; б) как исходное начало для сравнения данных, получаемых в процессе психодиагностического обследования, то есть система отсчета, в качестве которой могут выступать два критерия — статистическая норма и социокультурный норматив.

40. Статистическая норма — это средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида. При нормальном распределении статистическая норма описывается как среднее арифметическое значение плюс/минус сигма, или стандартное отклонение. Этот вид норм чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт.

41. Социокультурный норматив — это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым.

42. Ипсативная норма — это результатсравнения относительных различий по шкалам внутри результатов, полученных от данного конкретного испытуемого.

43. Процентиль — значение признака, ниже которого в выборке стандартизации имеется соответствующий процент испытуемых (с равным или более низким значением).

44. Рестандартизация — экспериментальное исследование, направленное на пересмотр тестовых норм, проводимое чаще всего вследствие переноса методики в новую социокультурную среду, отличную от той, для которой методика разрабатывалась, или по причине устаревания методики.

45. Ч ерта личностиописательная переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, которая складывается под действием системы организмического, социально-нормативного и личностного уровней регуляции. Проще говоря, черта личности — устойчивая предрасположенность (диспозиция) к определенному поведению. В самом общем смысле понятие черта личности сближается с универсальным понятием "психическое свойство", но используется для обозначения более глобальных (т.е. проявляющихся в широком классе ситуаций) и устойчивых особенностей поведения.  

46. Способности — индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводящиеся к знаниям и навыкам и обусловливающие быстроту и легкость их приобретения.

47. Объективный подход: Диагностика производится на основе анализа результатов конкретной строго определенной деятельности, иногда процесса выполнения этой деятельности.

48. Субъективный подход: Диагностика производится на основе анализа сведений, которые испытуемый сообщает о себе самом.

49. Проективный подход: Диагностика производится на основе анализа результатов деятельности с внешне нейтральным неопределенным стимульным материалом, который в силу своей слабой структурированности становится объектом проекции.

50. Объективные методики — методики, в которых реализуется объективный подход.

51. Нормативно ориентированные методики — это методики, в которые квалификация результатов исследования производится на основе статистической нормы, полученной на выборке стандартизации.

52. Критериально ориентированные методики — это методики, которые используют для оценки и интерпретации результатов диагностирования систему отсчета, в качестве которой выступает социокультурный норматив (уровень свойства явно или неявно требуемый обществом) или оптимальное состояние объекта психодиагностики, в качестве которого выступают функциональные системы «деятельность» или «психическое состояние».

53. Субъективные методики — методики, в которых реализуется субъективный подход, или — это стандартизованные самоотчеты, построенные, чаще всего, по типу закрытых анкет.

54. Проективные методики — методики, в которых реализуется проективный подход.

55. Проективная гипотеза — один из основных принципов, лежащих в основе любого проективного исследования личности: Личность, понимаемая как относительно устойчивая система динамических процессов, на протяжении жизни человека постоянно и активно действует, формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида, которая накладывает отпечаток на каждое его новое действие, каждое эмоциональное проявление, восприятие, чувство, высказывание, двигательные акты. (Сформулирована Л. Франком.)

56. Тест в психодиагностике — это стандартизованные и обычно краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. 

57. Опросник — стандартизованная методика, в которой задания представлены в виде вопросов или утверждений с ограниченным набором вариантов ответа и предназначены для получения данных со слов обследуемого.

58. Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интерьюера с респондентом.

59. Компьютерные методики — методики, которые предполагают сбор диагностических результатов в режиме диалога обследуемого человека с компьютером.

60. Контент-анализ анализ содержания различных видов речевой продукции, материалов и документов (в том числе и протоколов проективных методик, диагностических интервью и т.п.) путем подсчета частоты появления определенных ключевых элементов или кодифицированных признаков (например, определенных понятий, суждений, образов и т.п.), регистрируемых в соответствии с задачами обследования.

61. Психосемантические методики — особая группа методов, направленных на изучение индивидуальных особенностей сознания личности посредством анализа индивидуальных систем значений, функционирующих в обыденном сознании, через призму которых происходит восприятие субъектом себя и окружающих людей.

62. Психофизиологические методики — особый класс психодиагностических методов, выявляющих природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.

63. Репертуарные решетки — особый класс методик для изучения системы индивидуальных представлений, в котором в процессе диагностирования происходит заполнение матрицы (решетки) субъективными оценками определенной, предложенной психодиагностом группы объектов (элементов).

64. Метод семантического дифференциала — один из способов построения субъективных семантических пространств, в котором измеряемые объекты (понятия, изображения, отдельные предметы и т.п.) оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал, полюса которых заданы с помощью антонимов.

65. Малоформализованные методики — методики, не имеющие строго определенных правил использования (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности). Они в большей степени зависят от профессионального опыта, психологической интуиции самого психодигноста.

66. Аддитивные методики — это разновидность проективных методик, в которых испытуемому предлагается завершить имеющие начало предложения, рассказы, истории или сказки.

67. Интерпретативные методики — это разновидность проективных методик, в которых испытуемому необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию.

68. Импрессивные методики — это разновидность проективных методик, в которых диагностика основана на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных как наиболее желательных, привлекательных, предпочитаемых.

69. Конститутивные методики — это разновидность проективных методик, в которых испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл.

70. Конструктивные методики — это разновидность проективных методик, в которых испытуемому предлагаются оформленные детали, из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его.

71. Катартические методики — это разновидность проективных методик, в которых испытуемому предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

72. Рефрактивные методики — это разновидность проективных методик, в которых личностные особенности, скрытые мотивы диагностируются по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации (например, речь, почерк).

73. Экспрессивные методики — это разновидность проективных методик, в которых испытуемому предлагается какая-либо изобразительная деятельность на свободную или заданную тему.

74. Социальная желательность — стремление испытуемого давать о себе социально одобряемую желательную информацию, приводящее к ошибкам в постановке психологического диагноза.

75. Психодиагностическая задача — адекватный выбор психодиагностических методик для ответа на вопрос о причинах, обусловивших определенное состояние объекта психодиагностики, оцениваемых с точки зрения нормы.

76. Психологический диагноз (греч.— распознание) — ко­нечный результат деятельности психоло­га, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особен­ностей личности с целью оценки их акту­ального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, оп­ределяемых задачей психодиагностичес­кого обследования.

 


[1] Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик/ - [3, с. 410-415].

[2] Стандартные требования к психологическим тестам./[3 , с.416-450].

[3] Для психометрического анализа тестов можно использовать пакет программ ТЕСТАН, разработчик А. Г.Шмелев, М., МГУ, фонд «Гуманитарные технологии», 2001.

[4] Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» психология была объявлена лженаукой и официально запрещена в нашей стране более, чем на двадцать лет. Не останавливаясь на анализе причин этой драмы, отметим, что значительную роль в ней сыграло неквалифицированное применение психодиагностических методов в практической психологии и существовавших тогда прикладных отраслях – педологии и психотехнике. Современный «тестовый ренессанс» в практической психологии не обернется очередным поражением психологической науки лишь в случае профессиональной психодиагностики с соблюдением принципов, норм и правил, указанных в настоящем пособии.

[5] Основы психодиагностики. / Под ред. А.Г.Шмелева. — М., Р.-Д., 1996.

[6] Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. — СПб., 2003.

[7] Основы психодиагностики. / Под ред. А.Г.Шмелева. — М., Р.-Д., 1996.

[8] Именно ошибки тестирования послужили поводом уже упоминавшегося выше запрета на психологические исследования в нашей стране в середине двадцатого века – применение тестов с отказом от психологического анализа получаемых результатов и подменой этого анализа только математической обработкой данных («манипулирование баллами»). Ошибки тестирования связаны с нарушением принципа личностного подхода, который предполагает анализ частных характеристик только в структуре целостной личности с учетом истории её развития, состояния и всех индивидуальных особенностей. Результаты тестов не имеют самостоятельного значения, а должны сопоставляться с данными других психологических и психодиагностических методов.

[9] Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. — М., 1997.

[10] Согласно теории основателя экспериментальной психосемантики Дж.Келли, личность – это система индивидуальных конструктов (или средств, путей интерпретации и толкования мира), которые составляют основу восприятия, мышления и отношений человека и объединяют объективные сведения и их субъективную интерпретацию. Такой подход позволяет определить видение ситуации с позиций самого обследуемого и корректировать его поведение и установки путем изменений и трансформации наличной системы конструктов. Выявляя и анализируя личностную систему конструктов, мы можем выйти на основные проблемы клиента, иногда им не осознаваемые, конструировать социальную ситуацию его жизнедеятельности и развития.

[11] Л.Франк в 1939 г. выдвину три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:

1. Оно направлено на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт.

2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

3. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой».

Определяя специфику проективного подхода, Л.Франк пишет о том, что это — прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы, используемые в проективных методиках, не являются строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а, прежде всего, в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым.

Л.Франк не рассматривает проективные методики как замену уже известным психометрическим. Назначение этих методик — исследование «идиоматичной» внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как способ организации жизненного опыта. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.

 

 

[12] Бурлакова Н.С., Олешкович В.И. Проективные методы. — М., 2001; Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. — Киев, 1997; Проективная психология. Пер. с англ. — М., 2000.

[13] Обращаем внимание на то, что и педагогические тесты знаний, умений и навыков, и тесты, не имеющие ограничений во времени работы испытуемого, имеют сходное название. Многие тесты достижений также не имею временных ограничений. Однако не всякий тест скорости является педагогическим тестом (например, КОТ — краткий отборочный тест, диагностирующий интеллектуальный потенциал или интеллектуальный культурно-свободный тест Кеттелла).

[14] В соответствии с концепцией В. Д. Шадрикова под способностями понимаются «индивидуальные особенности, являющиеся субъективными условия ми выполнения определенного рода деятельности».

[15] Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — 3-е изд. с изм. и доп. — СПб., 1997. — С. 375–396.

[16] Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

[17] Переживание = 1) любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни. 2) наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям. 3) форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования.

[18] Сказанное не означает, что в диагностической деятельности в качестве побочного продукта не может быть получено новое знание.

[19] При разработке предлагаемой диагностической схемы мы исходили из теоретической основы Я.Рейковского, изложенной Л.Ф.Бурлачуком. При этом предлагаемая здесь схема включает традиционную для отечественной психологии систему понятий и методологических принципов.

[20] Номотетический подход в психологическом исследовании выявляет среднестатистические закономерности, исходя из среднегрупповых данных, и не применим для индивидуального прогноза. В психодиагностике он используется:

- на этапе выработки гипотезы;

- на первой ступени диагностического заключения, когда необходимо дифференцировать людей по какому-то критерию – например, относительно среднего уровня выполнения того или иного задания;

- при построении диагностического заключения любой ступени для сравнения индивидуальных данных со среднестатистическими.

   Идеографический подход ориентирован на описание и объяснение целостности личности с учетом её индивидуального своеобразия. Сочетание идеографического и номотетического подходов позволяет повысить точность индивидуального диагноза и прогноза.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.230.177 (0.017 с.)