Методические указания преподавателю 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания преподавателю



 

Учебный курс «Психодиагностика» читается студентам всех форм обучения: очной, очно-заочной и заочной, причем у студентов двух последних форм обучения значительно повышается доля самостоятельной подготовки по данному учебному предмету. Преподавание данного учебного предмета предполагает использование всех организационных форм обучения: лекций, семинаров и практических занятий. Обучение — групповое, хотя в отдельных случаях возможно и индивидуальное. Информационная обеспеченность дисциплина достаточно высока, так как имеется три базовых учебника по психодиагностике (Акимовой, Бурлачука и Бодалева и Столина). Однако эти учебники содержат материал, касающийся теоретических разделов курса. Практическое знакомство с методиками, как правило, должен обеспечить преподаватель. И здесь следует проявить особую осторожность при рекомендации студентам книг, являющихся сборниками психодиагностических методик, поскольку в этих сборниках очень часто встречаются неточности при описании методик, небрежность в изложении, а иногда и просто ошибки. Поэтому целесообразно обеспечить работу с первоисточниками — методическими материалами и рекомендациями, разработанными самими авторами методик. Большую помощь в отборе этих пособий может указать аннотированный указатель психодиагностических методик, приведенный в учебном пособии Тютюнник Е. И., Яковлевой И. В., Тютюнника А. В. «Психодиагностика», имеющемся в библиотеке института, в котором описаны более 250 методик с указанием надежных первоисточников.

Работа по подготовке преподавателя к проведению занятия начинается с анализа учебной программы учебной дисциплины.

При анализе программы следует обращать внимание на следующие моменты:

1. Особенности и содержание материала разделов и тем. Первый и частично третий разделы в программе носят теоретический характер, второй и четвертый разделы имеют четко выраженную практическую направленность.

В первом разделе целесообразно уделить достаточное внимание истории психодиагностики, особенно отечественной психодиагностики, показав драматичность ее развития в нашей стране.

В первом разделе очень важной является тема, посвященная психометрическим основам психодиагностики. Следует учесть, что, как правило, она является достаточно сложной для усвоения. Сложным для усвоения также, как правило, является и третий раздел. Он требует знания основ математико-статистического анализа материала исследований.

2. Связь между отдельными темами. В первом разделе курса все темы взаимосвязаны, поскольку по мере изложения материала освещаются основные вопросы теоретических основ психодиагностики. Во втором разделе темы являются относительно самостоятельными, так как они посвящены рассмотрению методов исследования отдельных сторон личности и групп людей. Однако необходимо помнить о целостности человека и искусственности «разложения» его на составные элементы, с одной стороны. С другой стороны, часть методик является комплексной и отнесение ее в тот или иной раздел является условным, так как диагностируются особенности, относящиеся к нескольким сторонам личности. Третий раздел курса конкретизирует психометрию и неразрывно связан с первым разделом, в котором были заложены основы понимания необходимости предъявления к методикам и сущности психометрических требований. Четвертый раздел курса предназначен осветить основные тенденции развития психодиагностики, что подразумевает хорошее знание ее истории и состояния на современном этапе.

3. Логика структурирования материала в программе. Учебная программа построена по принципам «от общего — к частному» и «от теории — к практике». При изложении тем второго (конкретного, методического) раздела рекомендуется также следовать этим принципам и начинать изучение методик с наиболее общих, диагностирующих несколько свойств в данном блоке личности, а потом уже переходить к монодиагностике.

4. Ключевая терминология (основные понятия) по данному курсу приведены в глоссарии.

5. Технология преподавания отдельных тем. Подавляющее большинство тем данного курса преподаетсяв форме лекций, которые проводятся методами: проблемного изложе­ния материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами. Кроме этого, учебным планом по многим темам предусмотрены семинарские и практические занятия, которые проводятся в описанных выше формах активного обучения.     

Подготовка к занятиям осуществляется в три этапа.

1. Этап диагностики. На этом этапе преподаватель на основе наблюдения или специальных методик оценивает: уровень мотивации студентов, степень их познавательного интереса, способности и возможности студентов учебной группы в среднем. Преподаватель также определяет конкретные условия, в которых ему придется проводить занятия: расстановка, мебели, наличие аппаратуры, раздаточного и демонстрационного материала.

2. Этап прогнозирования – предположения преподавателя по поводу возможного развития событий во время занятия.

3. Этап проектирования. На этом этапе преподаватель составляет сценарий учебного занятия, который составляется путем осуществления нескольких оперативных действий: замысла учебного занятия, формулирования его целей, определения содержания учебного занятия, организации деятельности преподавателя и студентов.

На этапе проектирования составляется план учебного занятия, например, по такой схеме: вступление (установление контакта с аудиторией, обоснование важности изучаемой темы) – основная часть (активизация познавательной деятельности, сообщение учебной информации, управление восприятием и закреплением информации) – заключение.

Поскольку данный курс представляет собой цикл лекций, семинаров и практических занятий, подготовка к проведению занятий должна обеспечивать именно эти формы обучения.

При подготовке к изложению материала курса преподаватель должен учитывать, что акцент в данном курсе делается не только на ознакомлении с различными средствами распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека, а на методологических основах создания достоверных психодиагностических методик.

При проведении семинарских занятий необходимо использовать методы и приемы, повышающие познавательную активность студентов. Поэтому целесообразно обращать внимание студентов на противоречия в различных подходах, на проблемы и не решенные до настоящего времени вопросы.

При проведении практических занятий очень важно знакомить студентов с концептуальными основами конкретных методик, показывать взаимосвязь теоретических положений, рассматриваемых в базовых курсах общепрофессиональных дисциплин (таких как «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития», «Математические методы в психологии» и т.п.), и особенностей тех или иных конкретных психодиагностических методов и методик. Необходимо подробно останавливаться на возможностях и ограничениях рассматриваемых методик. Важно работу с каждой методикой доводить до логического конца — написание заключения и, может быть, конкретные рекомендации, вытекающие из психодиагностических результатов.

3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы

 

Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.

Самостоятельная работа может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования самостоятельная работа студентов обеспечивается комплексом профессиональных умений студентов, в частности умением осуществлять планирование деятельности, искать ответ на непонятное, неясное, рационально организовывать свое рабочее место и время.

Самостоятельная работа приводит студента к получению нового знания, упорядочению и углублению имеющихся знаний, формированию у него профессиональных навыков и умений.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций:

- развивающую;

- информационно-обучающую (аудиторные занятия, не подкрепленные самостоятельной работой, становятся малорезультативными);

- ориентирующую и стимулирующую;

- воспитывающую;

- исследовательскую.

Виды самостоятельной работы:

1. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы.

2. Проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх.

3. Выполнение контрольных работ.

4. Работа с тестами и вопросами для самопроверки.

5. Моделирование или анализ конкретной ситуации.

6. Обработка статистических данных, нормативных материалов и др.

В рамках курса «Психодиагностика» используются такие виды самостоятельной работы как работа с тестами и вопросами для самопроверки; решение психодиагностических задач; конспектирование первоисточников и другой учебной литературы; проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе), выполнение самостоятельной творческой работы (методические указания и требования к ее выполнению изложены в приложении 1).

Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.

В ряде заданий от студента требуется определенная наблюдательность. Наблюдая за поведением людей в различных ситуациях, вспоминая свой опыт взаимодействия с людьми, студент глубже проникает в суть тех психологических процессов, которые управляют такого рода взаимодействиями. Именно посредством наблюдения и сопоставления получаемых при этом данных со сведениями, полученными в рамках данного курса, студент оказывается в состоянии принимать решения при составлении психологического диагноза различных уровней, особенно этиологического и типологического.      

При освоении данного курса студент может пользоваться библиотекой вуза, которая в полной мере обеспечена соответствующей литературой. Значительную помощь в подготовке к очередному занятию может оказать имеющееся в данном комплексе учебно-методическое пособие Тютюнник Е. И., Яковлевой И. В., Тютюнник А. В. «Психодиагностика». Оно же может использоваться и для закрепления полученного в аудитории материала.

 

3.1. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки

  1. Предмет психодиагностики и задачи психодиагностики.
  2. Психодиагностика как теоретическая наука.
  3. Психодиагностика как область практической деятельности психолога.
  4. Основные понятия психодиагностики.
  5. Предыстория психодиагностики.
  6. История развития тестов интеллекта.
  7. История развития методов исследования способностей.
  8. История развития тестов достижений.
  9. История развития методов диагностики личностных свойств.
  10. История психодиагностики в России.
  11. Краткая характеристика подходов, используемых в психодиагностике.
  12. Классификации психодиагностических методик.
  13. Операциональная классификация методик.
  14. Предметная классификация методик.
  15. Психометрия и требования к психодиагностическим методам.
  16. Стандартизация психодиагностических методик.
  17. Надежность психодиагностических методик.
  18. Валидность психодиагностических методик.
  19. Адаптация психодиагностических методик.
  20. Понятие нормы в психодиагностике.
  21. Стандартные шкалы в психодиагностических методиках: Z-шкала, IQ-шкала, Т-шкала, шкала стенов, шкала стенайнов.
  22. Психодиагностическая задача и этапы ее решения.
  23. Психодиагностические ситуации и требования к выбору методик.
  24. Принципы составления тестовой батареи.
  25. Понятие психологического диагноза и его виды.
  26. Профессионально-этические нормы в психодиагностике.
  27. Критерии эффективности практической работы психодиагноста.
  28. Теория черт, теория типов и теория инстанций при описании личности.

29. Концепция Big five («большой пятерки»).

30. Принципы построения комплексного психологического портрета личности.

  1. Основные направления и возможности конституциональной диагностики.
  2. Основные индикаторы нейродинамических свойств.
  3. Возможности диагностики темперамента.
  4. Проблема диагностики общих способностей.
  5. Творческие способности и методические принципы их диагностики.
  6. Понятие интеллекта и его виды. Возможности диагностики.
  7. Тест Р. Амтхауэра: характеристика методики.
  8. Краткий отборочный тест: характеристика методики.
  9. Тест Д. Векслера: характеристика методики.
  10. Тесты невербального интеллекта: тест Р. Кеттелла и тест Дж. Равенна.
  11. Факторные теории личности как методологическая основа построения диагностических средств.
  12. Многофакторные личностные опросники.
  13. Калифорнийский психологический опросник: характеристика методики.
  14. Самоактуализационный тест: характеристика методики.
  15. Опросник Р. Кеттела и его разновидности: характеристика методики.
  16. Опросник MMPI, его русскоязычные адаптации и область применения.
  17. Основные синдромы, выявляемые с помощью опросника MMPI/
  18. Основные типы профилей при обследовании с помощью опросника MMPI, их интерпретация.
  19. Патохарактерологический диагностический опросник Личко и его современные модификации: характеристика методики.
  20. Тест рисуночной ассоциации Розенцвейга и его современные модификации. Особенности и области применения.
  21. Hand-test: характеристика методики, возможности использования при диагностике нормы и патологии.
  22. Особенности использования и возможности цветового теста Люшера.
  23. Метод цветовых метафор Л. Д. Соломина при диагностике скрытой мотивации.
  24. Диагностика тревожности: опросники, проективные методики.
  25. Диагностика особенностей Я-концепции.
  26. Тест Лири и его диагностические возможности.

 

3.2. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Современное понятие психодиагностики и ее место в структуре психологических методов.

2. Основные этапы в развитии психодиагностики.

3. Психологический диагноз и принципы его построения.

4. Классификации психодиагностических методик.

5. Психометрические требования к психодиагностическим методам.

6. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности.

7. Конкретные примеры стандартных шкал в психодиагностике: Z-шкала, IQ-шкала, Т-шкала, шкала стенов.

8. Профессионально-этические нормы в работе психодиагноста.

9. Требования к пользователям психодиагностического инструментария и к психодиагностической литературе.

10. Теория личности как основа психодиагностики.

11. Основные индикаторы и методы диагностики темперамента.

12. Методы диагностики познавательных функций.

13. Измерение уровня и структуры интеллекта.

14. Диагностика школьной готовности.

15. Диагностика общих и специальных способностей.

16. Диагностика креативности.

17. Психодиагностика личностных особенностей.

18. Патопсихологическая диагностика.

19. Диагностика мотивационной сферы.

20. Принципы и методы диагностики индивидуального самосознания.

21. Диагностика межличностных отношений.

22. Психодиагностика состояний.

23. Методы проективной диагностики.

24. Проективная цветодиагностика.

25. Рисуночные тесты.

26. Графические методы психодиагностики.

27. Психодиагностика в системе образования.

28. Психодиагностика в целях профориентации и профотбора.

29. Психодиагностика типов личности.

30. Классическая теория тестов. Характеристика эффективных психологических тестов.

31. Преимущества и недостатки компьютерной экспозиции стимульного материала. Компьютерные версии классических психодиагностических методик.

32. Психосемантические методы в психодиагностике.

33. Особенности «обратной связи» в практике психодиагностики.

34. Метод репертуарных конструктов в психодиагностике.

35. Психодиагностика конституциональных свойств.

36. Тест Равенна.

37. Интеллектуальный тест Кеттелла.

38. Тест Векслера.

39. Тест Гилфорда-Г.Салливена.

40. Школьный тест умственного развития.

41. КОТ.

42. ТСИ Амтхауэра.

43. Опросник Стреляу.

44. Опросники Айзенка.

45. ОФДСИ Русалова.

46. Методы диагностики школьной готовности.

47. Личностные опросники Кеттелла.

48. Опросник Шмишека.

49. ПДО Личко.

50. Фрайбургский личностный опросник FPI.

51. Калифорнийский психологический опросник КПО.

52. Гиссенский личностный тест ГТ.

53. ТЮФ.

54. ОТеЦ.

55. СЖО.

56. УСК.

57. MMPI и его отечественные адаптации.

58. Тест Люшера и его модификации.

59. Hand-тест.

60. Тест Лири.

61. Тест Розенцвейга.

62. Методика исследования соотношения (МИС).

63. Самоактуализационный тест (САТ).

64. Моторная проба Шварцландера.

65. Шкала тревожности Спилбергера-Ханина.

66. ТШТ Филлипса.

67. Опросник Басса-Дарки.

68. Тест Фидлера.

69. Тест Томаса.

70. Тест Мира-и-Лопеса.

 

                                         

Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля

4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:

знать:

§ понятие индивидуально-психологических различий;

§ научную систему методов и приемов постановки психологического диагноза;

§ психометрию и ее основные параметры: тестовые нормы и проверку их репрезентативности; границы применения норм, надежность, валидность, достоверность;

§ 8-10 универсальных психодиагностических методик исследования личности и интеллекта, их возможности и ограничения: например, Миннесотский опросник (MMPI); опросник Кеттела (16 PF), Методика исследования самоотношения (МИС), уровень субъективного контроля (УСК), рисуночные методики (РНЖ, рисунок человека), проективные методики (МЦВ Люшера, ТАТ, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера);

§ профессионально-этические нормы в психодиагностике;

уметь:

§ поставить психодиагностическую задачу;

§ составить психодиагностическую батарею в соответствии с задачей психодиагностического обследования;

§ работать с 8-10 универсальными психодиагностическими методиками;

 

 иметь представление:

§ о технологии конструирования тестов;

§ о психологическом диагнозе и принципах представления психологического портрета личности;

§ об арсенале психодиагностических методик, существующих в настоящее время в психологии.

4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний

Формы промежуточного контроля знаний  —  обучающий тестовый контроль, отчеты по практикуму.

Формы итогового контроля знаний — самостоятельная творческая работа, предшествующая экзамену.

 

Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Промежуточная аттестация проводится в форме письменной контрольной работы.

К итоговой аттестации студент должен выполнить самостоятельную творческую работу, требования к которой изложены в приложении 1.

Перед экзаменом возможна аттестация минимальной профессиональной компетентности по психодиагностике.

Итоговая аттестация (экзамен) проводится в виде письменных ответов на тестовые вопросы по всему курсу.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Требования и методические указания по выполнению самостоятельной творческой работы студентов

В процессе изучения учебной дисциплины «Психодиагностика» студенты должны выполнить самостоятельную работу. При написании этой работы следует руководствоваться методическими рекомендациями, изложенными в методическом пособии «Методические указания к оформлению контрольных, курсовых проектов (работ) и рефератов», имеющемся в библиотеке института. Однако следует учесть, что самостоятельная работа по «Психодиагностике» не является аналитическим реферативным обзором, а должна представлять собой творческую практическую работу. Поэтому ее структура несколько изменяется.

Самостоятельная творческая работа состоит из следующих заданий:

1. Студенты самостоятельно проводят психографическое исследование личности одного человека.

2. В процессе исследования студент должен провести диагностику следующих особенностей:

§ Сфера направленности

§ Темперамент

§ Характер

§ Особенности интеллектуальной сферы

§ Самооценка, самоотношение, особенности самосознания

Выбор методик диктуется особенностями конкретной ситуации обследования и производится студентом самостоятельно.

3. Кроме психодиагностических данных, для контекстного понимания жизненной ситуации необходимо собрать и использовать биографические данные обследуемого, его анамнез.

4. Обследуемого человекастуденты выбирают самостоятельно, соблюдая при этом ряд условий:

а) пол обследуемого может быть любым;

б) возраст испытуемого должен позволить провести полидиагностику всех структур личности.

5. В итоге работы студент представляет протоколы исследования и психографическое описание обследуемых.

Методические указания по выполнению самостоятельной творческой работы студентов

Цель выполнения самостоятельной творческой работы — приобретение опыта комплектования диагностической батареи и составления психологического диагноза.

Для проведения психодиагностического обследования студент должен самостоятельно найти одного человека. В качестве обследуемых целесообразнее всего выбирать людей, имеющих какую-либо проблему, решающих какую-то жизненную задачу или сложную жизненную ситуацию.

На первом этапе работы после ознакомления с запросом обследуемого или связанных с ним лиц собираются данные о параметрах деятельности или состояния обследуемого человека (жалобы, проблемы анамнестические данные). В результате создается синтетическая картина объекта психодиагностики на феноменологическом уровне, после чего возможна формулировка психодиагностической задачи. При этом выдвигаются гипотезы о психологических причинах, обусловливающих установленное на первом этапе состояние.

На следующем этапе работы с клиентом осуществляется проверка выдвинутых гипотез. Для этого составляется психодиагностическая батарея, адекватная выдвинутой гипотезе (или гипотезам). Методики для диагностики должны отбираться с учетом возраста обследуемого человека, запроса и гипотез и должны охватывать основные подструктуры личности, а именно сферу направленности, темперамент, характер, способности (прежде всего, интеллектуальную сферу как общую способность), Я-концепцию (например, самооценку, самоотношение, особенности самосознания).

Далее проводится психодиагностическое обследование данного человека, интерпретация и оценка состояния психологических переменных с точки зрения нормы. При необходимости могут выдвигаться новые гипотезы и осуществляться их проверка.

На последнем этапе работы составляется психологический диагноз или диагностическое заключение, то есть развернутое описание психологического статуса обследуемого человека. Это заключение рекомендуется структурировать в соответствии с подструктурами личности, то есть описать психодинамические особенности, способности, индивидуально-стилевые особенности, особенности Я-концепции и мотивационно-потребностные. Психологический диагноз должен содержать элементы прогнозирования состояния и развития обследуемого. В наиболее полном варианте должны быть сформулированы рекомендации по оказанию психологической помощи.

Данная работа в окончательном варианте, который предоставляется преподавателю, должна быть иметь следующую структуру:

1. Социально-демографические характеристики обследуемого человека.

2. Психодиагностический запрос.

3. Анамнестические данные.

4. Психодиагностическая задача и состав психодиагностической батареи.

5. Результаты диагностики (этот раздел составляют обработанные протоколы обследования по выбранным методикам с кратким заключением по каждой методике).

6. Психологический диагноз, то есть структурированное психографическое описание обследованного человека с прогнозом и выделением путей психологической помощи.

7. Использованная литература (а именно «точные адреса» методик — автор, название печатного издания, издательство, место и год издания, страницы).

Примечание: Стимульный материал методик и их описание приводить в работе не нужно.

Образец титульного листа самостоятельной творческой работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.107 (0.104 с.)