УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Специальность 030301 - Психология

составлен на основании ГОС ВПО, утвержденных МО РФ

 

 

 

Автор учебного методического комплекса - Тютюнник Евгения Ивановна

 

                                                        Санкт – Петербург

2010


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 4

1.1. Цели и задачи курса. 4

1.2. Содержание дисциплины: 6

А. По видам учебных занятий. 6

Б. По темам и разделам курса. 7

В. По времени проведения курса. 12

Г. Текст лекций. 12

1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 12

1.3.1. Список литературы: 12

1.3.2. Перечень иных информационных источников. 13

1.3.3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п. 15

1.3.4. Активные методы обучения. 15

1.3.5. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля. 16

1.4. Материально-техническое обеспечение курса. 16

2. Методические указания преподавателю.... 16

3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы... 18

3.1. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки. 19

3.2. Вопросы для подготовки к экзамену. 21

4.Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля.. 23

4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: 23

4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний. 23

4.3. Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций. 24

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Требования и методические указания по выполнению самостоятельной творческой работы студентов. 25

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Конспект лекций к теоретической части курса. 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Методические указания по проведению практических занятий. 127

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Методические указания по проведению семинарских занятий. 131

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Глоссарий. 134


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи курса

Базовый курс «Психодиагностика» относится к блоку общепрофессиональных дисциплин ГОС по специальности 020400/направлению 521000 «Психология».

Психодиагностика — раздел психологического знания, сформировавшийся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими запросами жизни. Оказание эффективной психологической помощи невозможно без индивидуализации ее направленности. Эта индивидуализация базируется на глубоком проникновении в личность обратившегося, в его чувства, переживания, установки, картину мира, структуру взаимоотношений с окружающими. Однако для такой индивидуализации часто недостаточно одного лишь психологического чутья и интуиции, требуются специальные средства. Психодиагностические методики являются важнейшим инструментом как исследовательской, так и практической деятельности психолога. Они являются профессиональными средствами распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей людей, овладение которыми необходимо каждому профессионалу-психологу и социальному работнику.

Современная психодиагностика используется очень широко в таких областях практической психологии как: 1) расстановка кадров, профподбор и профориентация; 2) прогнозирование социального поведения как отдельных людей, так и их групп; 3) оптимизация учебно-воспитательных воздействий; 4) консультативная, психокоррекционная и психотерапевтическая помощь; 5) различные виды экспертизы, в том числе и медико-психолого-педагогическая; 6) прогнозирование психологических последствий изменения среды.

 

Целью курса «Психодиагностика» является ознакомление студентов с современным арсеналом психодиагностических методов и методик и с условиями их применения.

Курс лекций и практических занятий по психодиагностике содержит систематическое изложение разделов общей психодиагностики. В структуре курса оснащены вопросы теории и истории психодиагностики, описываются различные приемы, используемые в психодиагностической практике. Ряд тем посвящен психодиагностике отдельных психологических характеристик, которые наиболее часто становятся предметом психодиагностического обследования. К ним относятся черты личности, особенности мотивации, межличностные отношения, способности, интеллект и самосознание.

 

К основным задачам курса «Психодиагностика» можно отнести следующие:

§ ознакомить студентов с методологическими, теоретическими и конкретно-методическими принципами построения психодиагностических инструментов;

§ сформировать представление об этических принципах работы психодиагноста, выработать понимание необходимости их соблюдения;

§ научить ориентироваться во всем многообразии психодиагностических методов, понимать их преимущества и недостатки, уметь производить обоснованный выбор методик в соответствии с конкретными практическими задачами;

§ выработать умения постановки психодиагностических задач и комплектования психодиагностических батарей;

§ сформировать у студентов представление об особенностях формулирования психодиагностических заключений, принципах построения комплексного психологического портрета (профиля) личности и о психологическом диагнозе;

§ сформировать понимание необходимости проведения всего комплекса мероприятий, обеспечивающих адекватность методики в конкретных условиях ее применения;

§ ознакомить с основными понятиями и символами, технологиями, необходимыми и достаточными для проведения психодиагностического исследования;

§ выработать навыки самостоятельного психодиагностического обследования людей.

 

Данный учебный курс опирается на знания, полученные в курсах «Общая психология», «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «Математические методы в психологии», «Общий психологический практикум» или иные практикумы по этим дисциплинам. Поэтому введение его в учебный план возможно после (или параллельно) изучения хотя бы части содержания указанных учебных курсов. Это будет способствовать своевременному образованию ассоциативных связей между теоретическим и практическим материалом.

 

В процессе обучения предусмотрены:

— лекции, которые проводятся методом проблемного изложе­ния материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами;

— семинары, на которых студенты выступают с сообщениями и обсуждают наиболее сложные и проблемные вопросы курса;

— практические занятия, но которых студенты учатся проводить диагностическое обследование (работать с конкретными методиками, обрабатывать полученные результаты и писать заключения по методикам).

 

       Самостоятельная работа студентов представляет собой:

- домашние задания по отдельным разделам курса;

- выполнение творческой работы, включающей самостоятельное комплектование психодиагностической батареи в соответствии с запросом клиента, проведение диагностического обследования, обработку, анализ и обобщение полученного материала и составление психологического диагноза, таким образом, студенты имеют возможность приобрести опыт целостного психодиагностического обследования.

 


1.2. Содержание дисциплины:

А. По видам учебных занятий

 

Разделы и темы

Всего часов

Аудиторные занятия, в том числе:

Самостоятельная работа

Лекции Семинарские и практические занятия

Раздел 1. Методологические основы психодиагностики

1. Предмет и задачи психодиагностики 4 2 2
2. Классификация психодиагностических методов 12 2 10
3. Психометрические основы психодиагностики 22 4 2 16
4. Профессионально-этические нормы в психодиагностике 8 2 6
5. Теория личности как основа психодиагностики 14 2 2 10

Раздел 2. Методы и методики психодиагностики

6. Диагностика психофизиологических основ личности 16 2 2 12
7. Диагностика общих и специальных способностей 10 2 2 6
8. Диагностика умственного развития и интеллекта 28 2 4 22
9. Диагностика личностных свойств 24 2 4 18
10. Диагностика эмоционально-мотивационной сферы и психических состояний 12 2 4 6
11. Диагностика самосознания личности 12 2 4 6
12. Диагностика межличностных отношений 10 2 2 6
13. Патопсихологическая диагностика 12 2 4 6
14. Планирование психодиагностического обследования 8 2 6

Раздел 3. Основы конструирования тестов

15. История и теория тестологии 8 1 7
16. Создание надежных тестов 12 2 10
17. Стандартизация новых тестов 12 1 11

Раздел 4. Современные тенденции развития психодиагностики

18. Компьютерная психодиагностика 12 2 10
19. Современные тенденции развития психодиагностики 4   2 2
  Итого: 240 34 34 172
  Всего: 240

68

172

Тема 14. Планирование психодиагностического обследования

Диагностический процесс как процедура, необходимая для ответа на запрос или для решения проблемы. Принципы построения комплексного психологического портрета личности. Комплектование методик в батареи. Стратегия сбора данных. Диагностический (практический) цикл: проблема, диагноз, план, воздействие, оценка. Методы постановки психологического диагноза. Модель проверки гипотез (МПГ). Модель полезности ожидаемых последствий.

Г. Текст лекций

Краткий текст лекций представлен в приложении 2; основные термины по курсу (глоссарий) — в приложении 5.

1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.3.1. Список литературы:

а) основная литература:

1. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика. — СПб., 2008.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. — СПб., 2010.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.Словарь–справочник по психологической диагностике. — СПб., 2008.

4. Общая психодиагностика. / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. — М., 2000.

5. Тютюнник Е. И., Яковлева И. В., Тютюнник А. В. Психодиагностика: Учебно-методическое пособие. — СПб., 2006.

 

б) дополнительная литература:

1. Акимова М. К. Опросники: Методологические вопросы разработки и применения. /Психологическая диагностика, 2003, № 2.— М., 2003 — Сс.3-14

2. Акимова М. К. Что измеряют тесты интеллекта? /Психологическая диагностика, 2003, № 1. — М.,2003. — Сс. 23-36

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1997. — Глава V.

4.  Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.

5. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. — М., 2006.

6. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М., 2001.

7. Батаршев А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика. — М., 2001.

8. Болотова А., Макарова И. Прикладная психология. — М., 2001.

9. Большая энциклопедия психологических тестов. /Сост. Карелин А. — М., 2009.

10. Бурлакова Н.С., Олешкович В.И. Проективные методы. — М., 2001.

11. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А.Методы нейропсихологической диагностики. — СПб., 1997.

12. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. — М., 1996.

13. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб, Питер, 2009. Гриф УМО МО РФ.

14. Клайн П. Справочное руководство по конструированию психологических тестов. — Киев, 1994.

15. Лидерс А. Г. О культуре публикации психодиагностических методик. /Психологическая диагностика, 2003, № 2. — М., 2003— Сс.44-53

16. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. — М.: Изд.центр «Академия», 2006.

17. Ноос И. Н. Руководство по психодиагностике. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.

18. Овчарова Р.В.Практическая психология в начальной школе. — М., 2001.

19. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. — М., 2001.

20. Осницкий А. К. Подводные камни психометрики./Психологическая диагностика, 2003, № 2. — М., 2003— С.54-61

21. Основы психодиагностики. / Под ред. А.Г.Шмелева. — М., Р.-Д., 1996.

22. Практикум по возрастной психологии: / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб, 2001.

23. Практическая психодиагностика./Ред.-сост. Д. Я. Рейгородский. — Самара: «БАХРАХ», 2006.

24. Проективная психология. Пер. с англ. — М., 2000.

25. Психодиагностика: тесты, тексты, пояснения. Изд. Феникс, 2009.

26. Психологическая диагностика детей и подростков. / Под ред. К.М.Гуревича. — М., 2000.

27. Психологическая диагностика, журнал издается с 2003 г.

28. Рабочая книга практического психолога для специалистов, работающих с персоналом. / Под ред. А.А.Бодалева. — М.,2003.

29. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. — СПб., 2001.

30. Соломин И. Л.  Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. — СПб.: Речь, 2006.

31. Сост. Посохова С. Т., Соловьева С. Л. Настольная книга практического психолога. СПб, Сова, 2008.

32. Справочник практического психолога. Психодиагностика/ под общ. ред. С.Т. Посоховой. М.: АСТ; СПб.:Сова, 2005.

33. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.

34. Червинская К. Р. Методика интерперсональных отношений. Практикум по психодиагностике. Изд. Речь. 2008.

35. Шапаров В.Д., ТимченкоА.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. — Р.-Д., 2002.

36. Шмелев А.Г.Психодиагностика личностных черт. — М.–СПб., 2002.

37. Энциклопедия психодиагностики.Психодиагностика детей./Ред-сост. Д. Я. Рейгородский. — Самара, 2008.

 

Активные методы обучения

Практическая самостоятельная работа по дисциплине «Психодиагностика» может быть отнесена к учебно-исследовательским работам, поскольку является творческой работой студентов. Студенты после ознакомления с жизненной ситуацией обследуемого человека самостоятельно ставят психодиагностическую задачу, подбирают адекватные ей психодиагностические методики, проводят обследование и составляют психологический диагноз.

К активным методам обучения также следует отнести семинарские и практические занятия по данному курсу. В приложениях приводятся планы практических занятий и методические указания по их проведению (приложение 6) , а также планы семинарских занятий и методические указания по их проведению (приложение 7).

Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля

4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:

знать:

§ понятие индивидуально-психологических различий;

§ научную систему методов и приемов постановки психологического диагноза;

§ психометрию и ее основные параметры: тестовые нормы и проверку их репрезентативности; границы применения норм, надежность, валидность, достоверность;

§ 8-10 универсальных психодиагностических методик исследования личности и интеллекта, их возможности и ограничения: например, Миннесотский опросник (MMPI); опросник Кеттела (16 PF), Методика исследования самоотношения (МИС), уровень субъективного контроля (УСК), рисуночные методики (РНЖ, рисунок человека), проективные методики (МЦВ Люшера, ТАТ, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера);

§ профессионально-этические нормы в психодиагностике;

уметь:

§ поставить психодиагностическую задачу;

§ составить психодиагностическую батарею в соответствии с задачей психодиагностического обследования;

§ работать с 8-10 универсальными психодиагностическими методиками;

 

 иметь представление:

§ о технологии конструирования тестов;

§ о психологическом диагнозе и принципах представления психологического портрета личности;

§ об арсенале психодиагностических методик, существующих в настоящее время в психологии.

4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний

Формы промежуточного контроля знаний  —  обучающий тестовый контроль, отчеты по практикуму.

Формы итогового контроля знаний — самостоятельная творческая работа, предшествующая экзамену.

 

Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Промежуточная аттестация проводится в форме письменной контрольной работы.

К итоговой аттестации студент должен выполнить самостоятельную творческую работу, требования к которой изложены в приложении 1.

Перед экзаменом возможна аттестация минимальной профессиональной компетентности по психодиагностике.

Итоговая аттестация (экзамен) проводится в виде письменных ответов на тестовые вопросы по всему курсу.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Требования и методические указания по выполнению самостоятельной творческой работы студентов

В процессе изучения учебной дисциплины «Психодиагностика» студенты должны выполнить самостоятельную работу. При написании этой работы следует руководствоваться методическими рекомендациями, изложенными в методическом пособии «Методические указания к оформлению контрольных, курсовых проектов (работ) и рефератов», имеющемся в библиотеке института. Однако следует учесть, что самостоятельная работа по «Психодиагностике» не является аналитическим реферативным обзором, а должна представлять собой творческую практическую работу. Поэтому ее структура несколько изменяется.

Самостоятельная творческая работа состоит из следующих заданий:

1. Студенты самостоятельно проводят психографическое исследование личности одного человека.

2. В процессе исследования студент должен провести диагностику следующих особенностей:

§ Сфера направленности

§ Темперамент

§ Характер

§ Особенности интеллектуальной сферы

§ Самооценка, самоотношение, особенности самосознания

Выбор методик диктуется особенностями конкретной ситуации обследования и производится студентом самостоятельно.

3. Кроме психодиагностических данных, для контекстного понимания жизненной ситуации необходимо собрать и использовать биографические данные обследуемого, его анамнез.

4. Обследуемого человекастуденты выбирают самостоятельно, соблюдая при этом ряд условий:

а) пол обследуемого может быть любым;

б) возраст испытуемого должен позволить провести полидиагностику всех структур личности.

5. В итоге работы студент представляет протоколы исследования и психографическое описание обследуемых.

Методические указания по выполнению самостоятельной творческой работы студентов

Цель выполнения самостоятельной творческой работы — приобретение опыта комплектования диагностической батареи и составления психологического диагноза.

Для проведения психодиагностического обследования студент должен самостоятельно найти одного человека. В качестве обследуемых целесообразнее всего выбирать людей, имеющих какую-либо проблему, решающих какую-то жизненную задачу или сложную жизненную ситуацию.

На первом этапе работы после ознакомления с запросом обследуемого или связанных с ним лиц собираются данные о параметрах деятельности или состояния обследуемого человека (жалобы, проблемы анамнестические данные). В результате создается синтетическая картина объекта психодиагностики на феноменологическом уровне, после чего возможна формулировка психодиагностической задачи. При этом выдвигаются гипотезы о психологических причинах, обусловливающих установленное на первом этапе состояние.

На следующем этапе работы с клиентом осуществляется проверка выдвинутых гипотез. Для этого составляется психодиагностическая батарея, адекватная выдвинутой гипотезе (или гипотезам). Методики для диагностики должны отбираться с учетом возраста обследуемого человека, запроса и гипотез и должны охватывать основные подструктуры личности, а именно сферу направленности, темперамент, характер, способности (прежде всего, интеллектуальную сферу как общую способность), Я-концепцию (например, самооценку, самоотношение, особенности самосознания).

Далее проводится психодиагностическое обследование данного человека, интерпретация и оценка состояния психологических переменных с точки зрения нормы. При необходимости могут выдвигаться новые гипотезы и осуществляться их проверка.

На последнем этапе работы составляется психологический диагноз или диагностическое заключение, то есть развернутое описание психологического статуса обследуемого человека. Это заключение рекомендуется структурировать в соответствии с подструктурами личности, то есть описать психодинамические особенности, способности, индивидуально-стилевые особенности, особенности Я-концепции и мотивационно-потребностные. Психологический диагноз должен содержать элементы прогнозирования состояния и развития обследуемого. В наиболее полном варианте должны быть сформулированы рекомендации по оказанию психологической помощи.

Данная работа в окончательном варианте, который предоставляется преподавателю, должна быть иметь следующую структуру:

1. Социально-демографические характеристики обследуемого человека.

2. Психодиагностический запрос.

3. Анамнестические данные.

4. Психодиагностическая задача и состав психодиагностической батареи.

5. Результаты диагностики (этот раздел составляют обработанные протоколы обследования по выбранным методикам с кратким заключением по каждой методике).

6. Психологический диагноз, то есть структурированное психографическое описание обследованного человека с прогнозом и выделением путей психологической помощи.

7. Использованная литература (а именно «точные адреса» методик — автор, название печатного издания, издательство, место и год издания, страницы).

Примечание: Стимульный материал методик и их описание приводить в работе не нужно.

Образец титульного листа самостоятельной творческой работы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Конспект лекций к теоретической части курса

 

История психодиагностики

 

Предыстория психодиагностики. Психодиагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже ХХ века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

Первый источник — экспериментальная психология. Возникновение экспериментальной психологии в 50 – 70 годы ХIХ века связано с возросшим влиянием естествознания на исследования психических явлений, с процессом «физиологизации». Начало возникновения экспериментальной психологии — 1878 год — Вильгельм Вундт, Германия, первая лаборатория экспериментальной психологии: ощущения, двигательные реакции, периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение. Вундт считал, что психические функции не изучаемы, поэтому изучал двигательные реакции. Его методы используются до сих пор. Подобные лаборатории и в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).

Англия — кузен Ч. Дарвина Фрэнсис Гальтон (1883) впервые включил в состав предложенной им новой комплексной науки «антропометрики» особые измерительные испытания не только физических характеристик человека. Гальтон в связи с проблемой умственной одаренности исследовал более 4000 родословных великих людей; пришел к выводу, что великие люди имели великих предков. Именно Гальтон предложил термин «тест» и с его именем связывается начало психодиагностики; он ввел близнецовый метод, психический замер, антропометрический замер и т.п.

Таким образом, первоначально психодиагностика стала складываться как наука о методах экспериментальной дифференциальной психологии (изучает различия между людьми экспериментальным путем).

Дифференциально–психологическое изучение человека вызвано было запросами практики (сначала медицины и педагогики, затем промышленности). Представители разных психологических школ по-разному отвечали на эти запросы. Тестовые методики тесно связаны с теоретическим принципами бихевиоризма. Поскольку поведение, согласно бихевиористской концепции, является единственным объектом изучения психологии, то первоначально цель диагностики сводилась именно к фиксации поведения. Именно эти м и занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов.

Корни клинического подхода уходят своим основание в ассоциативную психологию и психоанализ.

Тесты интеллекта. Первым исследователем, использовавшим слова "интеллектуальный тест", был Дж М. Кеттелл, который в 1890 г. в своей статье "Интеллектуальные тесты и измерения" писал о том, что применение серии тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов и тем самым приведет к преобразованию психологии в точную науку; научная и практическая ценность тестов возрастет, если условия их проведения будут однообразными. Так впервые было сказано о необходимости стандартизации тестов для возможного сравнения результатов. Дж. М. Кеттелл предложил в качестве образца 50 тестов (измерение чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания и т.д.). Вернувшись в Америку после работы в лаборатории Вундта и чтения лекций в Кембридже, он немедленно стал применять тесты в устроенной им при Колумбийском университете лаборатории (1891 г.). Вслед за ним и другие американские исследователи стали применять тесты. Возникла необходимость координации — 1895–1896 гг. два национальных комитета, призванных объединить усилия тестологов и придать общее направление тестологическим работам.

Первоначально в качестве тестов использовались приемы экспериментально–психологического исследования. По форме они походили на приемы лабораторного исследования, но смысл их применения был совершенно иным. Задача психологического эксперимента — выяснение зависимости психического акта от внешних и внутренних факторов, например, характера восприятия от внешних раздражителей, запоминания — от частоты и распределения во времени повторений и т.п. При тестировании психолог регистрирует индивидуальные различия, не изменяя внешних условий осуществления этих психических актов.

Следующий шаг в развитии тестов был сделан французским врачом и психологом Альфредом Бине (1857–1911) — создал самую популярную для своего времени серию тестов. В 1904 г. Министерство образования Франции поручило Бине заняться разработкой методик, с помощью которых можно было бы отделить детей, способных к учению, но ленивых и не желающих учиться, от страдающих прирожденными дефектами и не способных учиться в нормальной школе. Во Франции вводилось всеобщее образование. Одновременно потребовалось создание специальных школ для умственно неполноценных детей. Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста (начиная с 3 лет). Экспериментальные задания были проверены по статистическим критериям и стали рассматриваться как средство для определения интеллектуального уровня.

Первая батарея тестов (шкала) Бине–Симона появилась в 1905 году. Затем она несколько раз пересматривалась: авторы стремились изъять все задания, требующие специального обучения, так как Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания. Шкала Бине в последующих редакциях (1908 и 1911)была переведена на немецкий и английский языки. Задания в тесте Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Для каждого возраста подбирались определенные тесты, они считались соответствующими возрастной ступени, если их решало большинство детей данного возраста (80 – 90 %). Дети до 6 лет — по 4 задания, дети старше 6 лет — по 6 заданий. Выборка стандартизации 300 человек.

Показателем интеллекта был умственный возраст, который мог не совпадать с хронологическим возрастом. Максимальный возраст, все задания которого решаются испытуемым, назывался базовым умственным возрастом. Если, кроме того, ребенок выполнял также некоторые задания более старших возрастных групп, то каждое задание оценивалось числом "Умственных месяцев". Например: Ребенок решал все задания для семилетнего возраста и 2 задания восьми леток. Число месяцев рассчитывается так. Вначале определялась "цена" одного задания в месяцах: 12 месяцев : 6 (число заданий доля восьмилеток) = 2 месяца. После этого "цена" умножалась на число решенных заданий: 2*2 = 4 месяца. Итак, умственный возраст данного ребенка равен 7 годам и 4 месяцам. Несовпадение умственного и хронологического возрастов считалось показателем либо умственной одаренности, либо умственной отсталости.

Вторая редакция шкалы Бине послужила основой работы, проведенной в Стэнфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Л. М. Термена. Этот вариант тестовой шкалы был предложен в 1916 г. и имел так много серьезных изменений, что был назван шкалой Стэнфорд–Бине. Два основных нововведения: введение в качестве показателя по тесту КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕЛЛЕКТАЛЬНОСТИ (IQ) и введение статистической тестовой нормы.

Коэффициент IQ был предложен В. Штерном: как частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический, умноженное на 100. По этому показателю можно классифицировать детей по степени умственного развития.

Шкала Стэнфорд–Бине рассчитана на детей от 2,5 до 18 лет. Состоит из разных заданий, сгруппированных по возрастным категориям. Для каждого возраста наиболее типичный средний показатель выполнения равен 100, а статистическая мера рассеивания (среднее квадратическое, или стандартное отклонение) равно 16. Все индивидуальные показатели, попавшие в интервал 100±16, т.е. ограниченные числами 84 и 116 считаются нормальными, соответствующими возрастной норме; более 116 — одаренность, менее 84 — умственная отсталость.

Шкала Стэнфорд–Бине имела несколько редакций — 1937, 1960, 1972, 1986. В последней редакции она применяется и в настоящее время. Показатель IQ на долгие годы стал синонимом интеллекта; валидность вновь создаваемых интеллектуальные тестов стала проверяться путем сопоставления с результатами шкалы Стэнфорд–Бине. Многие из них используют ту же шкалу с параметрами 100 и 16 (иногда 100 и 15).

Следующий этап в развитии психологического тестирования характеризуется изменением формы проведения тестового испытания. Первое десятилетие ХХ века — тесты индивидуальные. Использовать их могли лишь специально подготовленные люди, имеющие достаточно высокую квалификацию. США — период первой мировой войны появляется новая форма — групповое тестирование. Необходимость как можно быстрее отобрать и распределить полутора миллионную армию рекрутов по различного рода службам, школам и училищам заставила специально созданный комитет поручить А. С. Отису разработку новых тестов. Так появились две формы так называемых армейских тестов: "Альфа" — для работы с людьми, знающими английский язык, и "Бета" — для неграмотных и иностранцев. После окончания войны эти тесты и их модификации продолжали широко применять.

Групповые тесты допускали упрощение инструктирования, процедуры проведения и оценки результатов. К тестированию стали привлекаться люди, не имеющие настоящей психологической квалификации, а всего лишь обученные проведению тестирования.

Индивидуальные тесты применялись в основном в клинике, групповые тесты использовались преимущественно в системе образования, в промышленности и в армии.

20-е годы ХХ столетия — тестовый бум. Направленность на оперативное решение практических задач. Измерение интеллекта с помощью тестов рассматривалось как средство, позволяющее научно подойти к вопросам обучения, профотбора, оценки достижений и т.п. Было создано много разнообразных тестов, которые доводились до совершенства: все тесты тщательнейшим образом стандартизировались на больших выборках, отличались высокой валидностью и надежностью.

Тем не менее, им свойственны определенные недостатки. Валидизация выявила ограниченные возможности тестов интеллекта: необходимая точность прогнозирования на их основе успешности выполнения конкретных, достаточно узких видов деятельности часто не достигалась. Требовалась, помимо знания общего уровня интеллекта, дополнительная информация об особенностях психики человека. Возникает новое направление в тестологии — тестирование СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, которое вначале было призвано дополнить оценки тестов интеллекта, а затем выделилось в самостоятельную область.

Тесты специальных способностей и достижений. Толчком для развития тестов специальных способностей стало мощное развитие профессионального консультирования, а также профессионального отбора и распределения персонала в промышленности и военном деле. Тесты механических, канцелярских, музыкальных, артистических способностей; тестовые батареи для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и др. учебные заведения. Было разработано около дюжины комплексных батарей способностей. Однако, различаясь составом, методическими качествами, они сходны в одном — их характеризует низкая дифференциальная валидность. Учащиеся, выбирающие разные области образования или профессиональной деятельности, незначительно различаются своими тестовыми профилями.

Экспериментально-теоретической основой для создания тестовых батарей специальных способностей стал факторный анализ, который позволял точнее определить и классифицировать специальные способности. Английский психолог Чарльз Спирмен в своей статье в 1904 г. впервые опубликовал результаты исследований, доказывающих, что положительная корреляция между тестами на различные способности (например, матем. и литер.) выявляет некоторый общий генеральный фактор (G). Кроме того, в каждом из них обнаруживается S-фактор, специфический для данного вида деятельности.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.024 с.)