Моделирование психодиагностических задач. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моделирование психодиагностических задач.



При моделировании диагностических задач практического психолога А. Ф. Ануфриевым реализовались следующие этапы.

1. Построение типологии психодиагностических задач. Классификация психодиагностических задач разрабатывалась для определенной области психодиагностической деятельности, с учетом наиболее характерных запросов, содержала только такие задачи, которые поддаются решению посредством оказания психологической помощи. Построение классификации шло в направлении от феноменологического уровня к уровню причинных оснований объекта обследования и включало два этапа: выделение типологии запросов (феноменологический уровень) и разработку соответствующей ей классификации вероятных психологических причин (уровень причинных оснований).

2. Описание диагностических случаев из практики с поставленными диагнозами. Для этих целей была разработана схема описания диагностических случаев из практики. Она содержала как общий, т.е. не зависящий от специфики диагностической области, так и специальный компоненты.

3. Проведение избыточного обследования. Избыточный материал для диагностических задач собирался на основе специально разработанной программы дополнительного диагностического обследования проконсультированных клиентов. При составлении программы учитывалось, что диагност в своей работе привык пользоваться конкретными, известными в мировой психологической литературе методиками. С этой целью программа предполагала получение психологом-диагностом результатов обследования клиентов по методикам Векслера, Равенна, Кеттелла и др.

Программа дополнительного обследования позволяла получать максимально возможное количество эмпирических данных по диагностическому случаю, обеспечивала возможность активного получения и свободного выбора диагностической информации практическим психологом.

4. Разработка компьютерной программы. Все собранные сведения по каждому случаю из практики вводились в компьютерную программу и распределялись в соответствии с ее пунктами. Компьютерная программа обеспечивала психологу, решающему диагностическую задачу, предъявление запроса, данных анамнеза, результатов психодиагностического обследования по запрашиваемым методикам, подтверждение или опровержение правильности построенного диагностического заключения.

 

Диагностическая задача-модель предъявлялась на компьютере следующим образом. На экране монитора высвечивался запрос, а затем схема этапов диагностического процесса. Она была представлена в таком виде:

1. Феноменология и анамнез.

2. Гипотезы.

3. Психодиагностическое обследование.

4. Диагностическое заключение.

5. Уточненный диагноз.

6. Отказ (этот пункт давал возможность отказа от дальнейшего решения).

Программа предусматривала свободный выбор диагностом последовательности этапов диагностического процесса, а также возвращение к предыдущему этапу, как это происходит при решении практических диагностических задач.

Информация в разделах «феноменология и анамнез» и «психодиагностическое обследование» была представлена в виде перечня параметров. Выбрав интересующий параметр и запрашивая информацию по нему, можно было получить его конкретное значение. Иначе говоря, необходимые для решения диагностической задачи-модели сведения не предъявлялись в готовом виде, а предполагался их активный поиск. На этапах «гипотезы» и «диагностическое заключение» компьютерной программой предусматривалась работа с экранным редактором текста, позволяющим осуществлять ввод, редактирование удаление текста выдвигаемых гипотез и формулируемого диагностического заключения.

 

Проведенный анализ понятия «психодиагностическая задача» позволяет сделать следующие выводы.

1. Практические психодиагностические задачи, решаемые психологом-практиком, противопоставляются исследовательским задачам психодиагностики как научной дисциплины, отличаясь от них по объекту, методам и результатам решения.

2. Отражая состояние реального объекта, с которым имеет дело практический психолог, практическая психодиагностическая задача представляет собой совокупность сведений о состоянии обследуемого при указании его желаемого или требуемого состояния, принимаемого за норму, и поставленной цели установить диагноз в случае реального или предполагаемого отклонения состояния от нормального.

3. Своеобразие условий психодиагностических задач заключается, с одной стороны, в том, что значительная часть их устанавливается и формулируется диагностом в процессе проведения обследования посредством наблюдений, беседы, получения данных анамнеза, применения психодиагностических методик, а с другой стороны, они имеют эмпирическую и априорную составляющие.

4. Эмпирическая составляющая условий диагностической задачи, включая в себя совокупность диагностических фактов, полученных практическим психологом при установлении диагноза, находит выражение в диагностическом описании обследуемого, изменяющемся в ходе диагностического поиска.

5. Априорная составляющая условий диагностической задачи, образуемая сведениями, имеющимися у практического психолога до проведения обследования, представляет собой типовое описание отклонений состояния объекта психодиагностики. Она представлена психологу в виде дифференциального комплекса возможных психологических причин определенных параметров переменных феноменологического уровня.

6. Выделяемые в настоящее время в психологической литературе типологии диагностических задач, не являясь законченными и имея предварительный характер, могут рассматриваться лишь в качестве рабочих классификаций.

7. Перспективным направлением исследований в области психологической диагностики, имеющим теоретическое и практическое значение, является построение единой типологии практических психодиагностических задач.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.006 с.)