Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психометрическая (психоквалиметрическая) и диагностическая нормы.
Имея в виду двухуровневое строение объекта психодиагностики, с точки зрения Ануфриева А. Ф., следует различать: с одной стороны, психометрические (количественные) или психоквалиметрические (качественные) нормы, задаваемые явно на одном уровне объекта обследования — уровне причинных оснований, и, с другой стороны, диагностические нормы, определяемые одновременно на двух уровнях и включающие в качестве составной части психометрические или психоквалиметрические нормы. Принимая во внимание результаты проведенного анализа нормы как оптимального состояния системы «деятельность» или «психическое состояние» и как исходного начала для сравнения получаемых в процессе обследования данных, следует отметить, что исследователи, говоря о норме, чаще всего имеют в виду психометрическую или психоквалиметрическую нормы. При этом параметры объекта психодиагностики на феноменологическом уровне специально не определяются. Они чаще всего подразумеваются, о чем свидетельствуют следующие утверждения: · о необходимости сопоставления оцениваемых с точки зрения статистической нормы диагностических данных с внешним критерием (валидностъ теста как измерительного средства относительно критерия), · о имплицитном присутствии в социально-психологическом нормативе объективных требований общества, задаваемых, например, через образовательные программы. Параметры объекта психодиагностики на феноменологическом уровне также обычно задаются в крайне обобщенном виде через указание выполняемой феноменологическими переменными функции. Последнее подтверждает трактовка нормы в терминах приспособления или адаптации, предполагающая, помимо описания относящихся к уровню причинных оснований психических компонентов регуляции, общую характеристику соответствующих феноменологическому уровню жизненных процессов с точки зрения возможности обеспечения ими приспособления человека к социальной и биологической среде. Проведенный анализ понятия «нормы» позволяет сделать следующие выводы: 1. Понятие «норма» предполагает указание цели, для достижения которой создан и используется объект. Оно применимо к вовлеченным в человеческую деятельность объектам и не распространяется на те из них, которые рассматриваются в абстракции от них.
2. Норма для практического психолога, устанавливающего диагноз, выступает в двух аспектах: как оптимальное состояние объекта психодиагностики, в качестве которого выступают функциональные системы «деятельность» или «психическое состояние», и как исходное начало для сравнения получаемых в процессе обследования данных. 3. Норма как оптимальное состояние объекта психодиагностики, зафиксированное в определенных значениях диагностических переменных, обеспечивает приспособление человека к социальной и природной среде, а также ее преобразование, обусловленное реализацией социально значимых целей. 4. Норма как исходное начало для сравнения получаемых в процессе обследования данных представляет собой систему отсчета, в качестве которой могут выступать два критерия: а) популяция людей, позволяющая определить относительное положение обследуемого в группе на основе сопоставления индивидуального показателя с показателями других индивидов, обобщенных с помощью статистических методов; б) установленная область содержания, представленная в требовании (эталоне) и дающая возможность соотнести индивидуальный показатель с ним и определить степень близости обследуемого к этому требованию. На основе вышеизложенного первый критерий можно обозначить как формальный групповой, а второй как содержательный эталонный. 5. Критерии по способу представленности практическому психологу делятся на логические и интуитивные, а по степени общности их описания — на общие, или абстрактные, соответствующие адаптивной или родовой норме, и конкретные, отвечающие локальной ситуативной норме. На общих критериях строятся нормы клинической, общей и возрастной психодиагностики, а на конкретных, представляющих собой четко сформулированные требования общества к тому или иному виду деятельности, — нормы школьной и профессиональной психодиагностики. 6. Следует различать психометрические (психоквалиметрические) нормы, задаваемые на одном уровне объекта психодиагностики — уровне причинных оснований, и диагностические нормы, определяемые как на феноменологическом уровне, так и на уровне причинных оснований.
7. Диагностическая норма может рассматриваться как соотношение двух психометрических (психоквалиметрических) норм, находящихся в причинно-следственной зависимости и относящихся к разным уровням объекта психодиагностики. 8. Диагностические нормы на феноменологическом уровне могут иметь как непсихологическую, так и психологическую природу, а на уровне причинных оснований задаются только психологическими переменными. 9. Диагностические нормы по типу функциональных систем психической регуляции подразделяются на нормы систем «психическое состояние» и на нормы систем «деятельность». 10. Нормы систем «психическое состояние» характеризуют оптимальное состояние психики в целом и обеспечивая возможность адаптации человека к окружающей среде или реализацию его родовой сущности. Они распространяются на предельно широкий объем жизненных процессов, не зависят от особенностей конкретной ситуации (т.е. являются внеситуационными) и имеют предельно высокую степень общности описания элементов объекта психодиагностики на феноменологическом уровне и на уровне причинных оснований. 11. Нормы систем «деятельность» фиксируют оптимальное состояние определенных компонентов психической регуляции. Они выполняют функцию реализации конкретного социально значимого требования, охватывают строго ограниченный объем жизненных процессов, являются ситуативными и задаются конкретными значениями параметров на двух уровнях объекта психодиагностики.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.005 с.) |