Психометрическая (психоквалиметрическая) и диагностическая нормы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психометрическая (психоквалиметрическая) и диагностическая нормы.



Имея в виду двухуровневое строение объекта психодиагностики, с точки зрения Ануфриева А. Ф., следует различать:

с одной стороны, психометрические (количественные) или психоквалиметрические (качественные) нормы, задаваемые явно на одном уровне объекта обследования — уровне причинных оснований, и,

с другой стороны, диагностические нормы, определяемые одновременно на двух уровнях и включающие в качестве составной части психометрические или психоквалиметрические нормы.

Принимая во внимание результаты проведенного анализа нормы как оптимального состояния системы «деятельность» или «психическое состояние» и как исходного начала для сравнения получаемых в процессе обследования данных, следует отметить, что исследователи, говоря о норме, чаще всего имеют в виду психометрическую или психоквалиметрическую нормы.

При этом параметры объекта психодиагностики на феноменологическом уровне специально не определяются. Они чаще всего подразумеваются, о чем свидетельствуют следующие утверждения:

· о необходимости сопоставления оцениваемых с точки зрения статистической нормы диагностических данных с внешним критерием (валидностъ теста как измерительного средства относительно критерия),

· о имплицитном присутствии в социально-психологическом нормативе объективных требований общества, задаваемых, например, через образовательные программы.

Параметры объекта психодиагностики на феноменологическом уровне также обычно задаются в крайне обобщенном виде через указание выполняемой феноменологическими переменными функции. Последнее подтверждает трактовка нормы в терминах приспособления или адаптации, предполагающая, помимо описания относящихся к уровню причинных оснований психических компонентов регуляции, общую характеристику соответствующих феноменологическому уровню жизненных процессов с точки зрения возможности обеспечения ими приспособления человека к социальной и биологической среде.

Проведенный анализ понятия «нормы» позволяет сделать следующие выводы:

1. Понятие «норма» предполагает указание цели, для достижения которой создан и используется объект. Оно применимо к вовлеченным в человеческую деятельность объектам и не распространяется на те из них, которые рассматриваются в абстракции от них.

2. Норма для практического психолога, устанавливающего диагноз, выступает в двух аспектах: как оптимальное состояние объекта психодиагностики, в качестве которого выступают функциональные системы «деятельность» или «психическое состояние», и как исходное начало для сравнения получаемых в процессе обследования данных.

3. Норма как оптимальное состояние объекта психодиагностики, зафиксированное в определенных значениях диагностических переменных, обеспечивает приспособление человека к социальной и природной среде, а также ее преобразование, обусловленное реализацией социально значимых целей.

4. Норма как исходное начало для сравнения получаемых в процессе обследования данных представляет собой систему отсчета, в качестве которой могут выступать два критерия:

а) популяция людей, позволяющая определить относительное положение обследуемого в группе на основе сопоставления индивидуального показателя с показателями других индивидов, обобщенных с помощью статистических методов;

б) установленная область содержания, представленная в требовании (эталоне) и дающая возможность соотнести индивидуальный показатель с ним и определить степень близости обследуемого к этому требованию.

На основе вышеизложенного первый критерий можно обозначить как формальный групповой, а второй как содержательный эталонный.

5. Критерии по способу представленности практическому психологу делятся на логические и интуитивные, а по степени общности их описания — на общие, или абстрактные, соответствующие адаптивной или родовой норме, и конкретные, отвечающие локальной ситуативной норме.

На общих критериях строятся нормы клинической, общей и возрастной психодиагностики, а на конкретных, представляющих собой четко сформулированные требования общества к тому или иному виду деятельности, — нормы школьной и профессиональной психодиагностики.

6. Следует различать психометрические (психоквалиметрические) нормы, задаваемые на одном уровне объекта психодиагностики — уровне причинных оснований, и диагностические нормы, определяемые как на феноменологическом уровне, так и на уровне причинных оснований.

7. Диагностическая норма может рассматриваться как соотношение двух психометрических (психоквалиметрических) норм, находящихся в причинно-следственной зависимости и относящихся к разным уровням объекта психодиагностики.

8. Диагностические нормы на феноменологическом уровне могут иметь как непсихологическую, так и психологическую природу, а на уровне причинных оснований задаются только психологическими переменными.

9. Диагностические нормы по типу функциональных систем психической регуляции подразделяются на нормы систем «психическое состояние» и на нормы систем «деятельность».

10. Нормы систем «психическое состояние» характеризуют оптимальное состояние психики в целом и обеспечивая возможность адаптации человека к окружающей среде или реализацию его родовой сущности. Они распространяются на предельно широкий объем жизненных процессов, не зависят от особенностей конкретной ситуации (т.е. являются внеситуационными) и имеют предельно высокую степень общности описания элементов объекта психодиагностики на феноменологическом уровне и на уровне причинных оснований.

11. Нормы систем «деятельность» фиксируют оптимальное состояние определенных компонентов психической регуляции. Они выполняют функцию реализации конкретного социально значимого требования, охватывают строго ограниченный объем жизненных процессов, являются ситуативными и задаются конкретными значениями параметров на двух уровнях объекта психодиагностики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.005 с.)