Тема 15. История и теория тестологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. История и теория тестологии



Этапы формирования научного статуса теста как метода исследования. Классическая теория тестов, ее ориентация на выявление и оценивание ошибок, наличие нормативных данных, статистические основания классической модели. Характеристика эффективных психологических тестов. Понятие надежности и классическая теория тестов, недостатки классической концепции надежности. Современная теория тестов — теория ответов на задание тестов (JRT), преимущества, недостатки. Индивидуально–ориентированное тестирование.

 

Тема 16. Создание надежных тестов

Личностные опросники. Проблема конструирования личностных опросников. Разработка заданий. Правила для формулировки заданий. Содержание вопросов (утверждений). Создание тестов для диагностики интеллекта и способностей. Задания для тестов интеллекта. Аналогии, последовательность, альтернативные задания, задания других типов. Создание проективных тестов. Шкалы настроений и состояний, измерение аттитюдов.

Тема 17. Стандартизация новых тестов

Вычисление надежности тестов. Значение истинных показателей. Источники неудовлетворительной надежности по внутренней согласованности. Ретестовая надежность. Вычисление коэффициента надежности. Вычисление валидности тестов. Содержательная валидность. Конструктная валидность, прогностическая валидность. Стандартизация выборки. Объем выборки. Правила для общих норм. Нормализация показателей. Представление норм.

 

Раздел 4.   РАЗВИТИЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Тема 18. Компьютерная психодиагностика

Компьютерная психодиагностика, преимущества и недостатки компьютерной экспозиции стимульного материала.

Компьютерный вариант 16-PF Р.Кеттелла. Комбинированный личностный опросник (КЛО). Версия MMPI. Автоматизированный психодиагностический комплекс (Л.Н.Собчик). Компьютерные версии проективных тестов: тест М.Люшера, тест Л.Сонди, тест С.Розенцвейга. Психодиагностическая система «Статус». Профориентационная система «PROFI».

Тема 19. Современные тенденции развития психодиагностики

Развитие малоформализованных методов сбора психодиагностической информации. Тесты обучаемости и критериально-ориентированные тесты. Принцип коррекционности. Цели и принципы ситуативной психодиагностики.

Современные компьютерные методики. Метод репертуарных конструктов и ко-терапевтическая система «Келли-98». Использование компьютерных возможностей в диагностике состояний и скрытых проблем личности (методика экспресс-диагностики состояния и работоспособности, методика диагностики суицидального риска «Сигнал»).

Психосемантический подход в психодиагностике и новые возможности диагностики сферы самосознания личности. ПДСМ И.Соломина.

Исследование жизненного пути — новые возможности биографического метода (И.Соломин).

Психодиагностика в решении прикладных задач профориентации и профотбора, образования и здравоохранения. Цели и задачи современной психодиагностики в системе образования. Психодиагностика в современных системах отбора и подбора персонала. Ассемент.

 

В. По времени проведения курса

Учебная дисциплина «Психодиагностика» изучается на 4-м курсе в  7-м семестре.

Г. Текст лекций

Краткий текст лекций представлен в приложении 2; основные термины по курсу (глоссарий) — в приложении 5.

1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.3.1. Список литературы:

а) основная литература:

1. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика. — СПб., 2008.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. — СПб., 2010.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь–справочник по психологической диагностике. — СПб., 2008.

4. Общая психодиагностика. / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. — М., 2000.

5. Тютюнник Е. И., Яковлева И. В., Тютюнник А. В. Психодиагностика: Учебно-методическое пособие. — СПб., 2006.

 

б) дополнительная литература:

1. Акимова М. К. Опросники: Методологические вопросы разработки и применения. /Психологическая диагностика, 2003, № 2. — М., 2003 — Сс.3-14

2. Акимова М. К. Что измеряют тесты интеллекта? /Психологическая диагностика, 2003, № 1. — М.,2003. — Сс. 23-36

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1997. — Глава V.

4.   Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.

5. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. — М., 2006.

6. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М., 2001.

7. Батаршев А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика. — М., 2001.

8. Болотова А., Макарова И. Прикладная психология. — М., 2001.

9. Большая энциклопедия психологических тестов. / Сост. Карелин А. — М., 2009.

10. Бурлакова Н.С., Олешкович В.И. Проективные методы. — М., 2001.

11. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб., 1997.

12. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. — М., 1996.

13. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб, Питер, 2009. Гриф УМО МО РФ.

14. Клайн П. Справочное руководство по конструированию психологических тестов. — Киев, 1994.

15. Лидерс А. Г. О культуре публикации психодиагностических методик. / Психологическая диагностика, 2003, № 2. — М., 2003— Сс.44-53

16. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. — М.: Изд.центр «Академия», 2006.

17. Ноос И. Н. Руководство по психодиагностике. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.

18. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 2001.

19. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. — М., 2001.

20. Осницкий А. К. Подводные камни психометрики. / Психологическая диагностика, 2003, № 2. — М., 2003— С.54-61

21. Основы психодиагностики. / Под ред. А.Г.Шмелева. — М., Р.-Д., 1996.

22. Практикум по возрастной психологии: / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб, 2001.

23. Практическая психодиагностика. /Ред.-сост. Д. Я. Рейгородский. — Самара: «БАХРАХ», 2006.

24. Проективная психология. Пер. с англ. — М., 2000.

25. Психодиагностика: тесты, тексты, пояснения. Изд. Феникс, 2009.

26. Психологическая диагностика детей и подростков. / Под ред. К.М.Гуревича. — М., 2000.

27. Психологическая диагностика, журнал издается с 2003 г.

28. Рабочая книга практического психолога для специалистов, работающих с персоналом. / Под ред. А.А.Бодалева. — М.,2003.

29. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. — СПб., 2001.

30. Соломин И. Л.  Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. — СПб.: Речь, 2006.

31. Сост. Посохова С. Т., Соловьева С. Л. Настольная книга практического психолога. СПб, Сова, 2008.

32. Справочник практического психолога. Психодиагностика/ под общ. ред. С.Т. Посоховой. М.: АСТ; СПб.:Сова, 2005.

33. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.

34. Червинская К. Р. Методика интерперсональных отношений. Практикум по психодиагностике. Изд. Речь. 2008.

35. Шапаров В.Д., ТимченкоА.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. — Р.-Д., 2002.

36. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. — М.–СПб., 2002.

37. Энциклопедия психодиагностики.Психодиагностика детей./ Ред-сост. Д. Я. Рейгородский. — Самара, 2008.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.012 с.)