Специальность 030301 - Психология



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность 030301 - Психология



составлен на основании ГОС ВПО, утвержденных МО РФ

 

 

 

Автор учебного методического комплекса - Тютюнник Евгения Ивановна

 

                                                        Санкт – Петербург

2010


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 4

1.1. Цели и задачи курса. 4

1.2. Содержание дисциплины: 6

А. По видам учебных занятий. 6

Б. По темам и разделам курса. 7

В. По времени проведения курса. 12

Г. Текст лекций. 12

1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 12

1.3.1. Список литературы: 12

1.3.2. Перечень иных информационных источников. 13

1.3.3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п. 15

1.3.4. Активные методы обучения. 15

1.3.5. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля. 16

1.4. Материально-техническое обеспечение курса. 16

2. Методические указания преподавателю.... 16

3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы... 18

3.1. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки. 19

3.2. Вопросы для подготовки к экзамену. 21

4.Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля.. 23

4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: 23

4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний. 23

4.3. Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций. 24

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Требования и методические указания по выполнению самостоятельной творческой работы студентов. 25

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Конспект лекций к теоретической части курса. 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Методические указания по проведению практических занятий. 127

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Методические указания по проведению семинарских занятий. 131

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Глоссарий. 134


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи курса

Базовый курс «Психодиагностика» относится к блоку общепрофессиональных дисциплин ГОС по специальности 020400/направлению 521000 «Психология».

Психодиагностика — раздел психологического знания, сформировавшийся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими запросами жизни. Оказание эффективной психологической помощи невозможно без индивидуализации ее направленности. Эта индивидуализация базируется на глубоком проникновении в личность обратившегося, в его чувства, переживания, установки, картину мира, структуру взаимоотношений с окружающими. Однако для такой индивидуализации часто недостаточно одного лишь психологического чутья и интуиции, требуются специальные средства. Психодиагностические методики являются важнейшим инструментом как исследовательской, так и практической деятельности психолога. Они являются профессиональными средствами распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей людей, овладение которыми необходимо каждому профессионалу-психологу и социальному работнику.

Современная психодиагностика используется очень широко в таких областях практической психологии как: 1) расстановка кадров, профподбор и профориентация; 2) прогнозирование социального поведения как отдельных людей, так и их групп; 3) оптимизация учебно-воспитательных воздействий; 4) консультативная, психокоррекционная и психотерапевтическая помощь; 5) различные виды экспертизы, в том числе и медико-психолого-педагогическая; 6) прогнозирование психологических последствий изменения среды.

 

Целью курса «Психодиагностика» является ознакомление студентов с современным арсеналом психодиагностических методов и методик и с условиями их применения.

Курс лекций и практических занятий по психодиагностике содержит систематическое изложение разделов общей психодиагностики. В структуре курса оснащены вопросы теории и истории психодиагностики, описываются различные приемы, используемые в психодиагностической практике. Ряд тем посвящен психодиагностике отдельных психологических характеристик, которые наиболее часто становятся предметом психодиагностического обследования. К ним относятся черты личности, особенности мотивации, межличностные отношения, способности, интеллект и самосознание.

 

К основным задачам курса «Психодиагностика» можно отнести следующие:

§ ознакомить студентов с методологическими, теоретическими и конкретно-методическими принципами построения психодиагностических инструментов;

§ сформировать представление об этических принципах работы психодиагноста, выработать понимание необходимости их соблюдения;

§ научить ориентироваться во всем многообразии психодиагностических методов, понимать их преимущества и недостатки, уметь производить обоснованный выбор методик в соответствии с конкретными практическими задачами;

§ выработать умения постановки психодиагностических задач и комплектования психодиагностических батарей;

§ сформировать у студентов представление об особенностях формулирования психодиагностических заключений, принципах построения комплексного психологического портрета (профиля) личности и о психологическом диагнозе;

§ сформировать понимание необходимости проведения всего комплекса мероприятий, обеспечивающих адекватность методики в конкретных условиях ее применения;

§ ознакомить с основными понятиями и символами, технологиями, необходимыми и достаточными для проведения психодиагностического исследования;

§ выработать навыки самостоятельного психодиагностического обследования людей.

 

Данный учебный курс опирается на знания, полученные в курсах «Общая психология», «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «Математические методы в психологии», «Общий психологический практикум» или иные практикумы по этим дисциплинам. Поэтому введение его в учебный план возможно после (или параллельно) изучения хотя бы части содержания указанных учебных курсов. Это будет способствовать своевременному образованию ассоциативных связей между теоретическим и практическим материалом.

 

В процессе обучения предусмотрены:

— лекции, которые проводятся методом проблемного изложе­ния материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами;

— семинары, на которых студенты выступают с сообщениями и обсуждают наиболее сложные и проблемные вопросы курса;

— практические занятия, но которых студенты учатся проводить диагностическое обследование (работать с конкретными методиками, обрабатывать полученные результаты и писать заключения по методикам).

 

       Самостоятельная работа студентов представляет собой:

- домашние задания по отдельным разделам курса;

- выполнение творческой работы, включающей самостоятельное комплектование психодиагностической батареи в соответствии с запросом клиента, проведение диагностического обследования, обработку, анализ и обобщение полученного материала и составление психологического диагноза, таким образом, студенты имеют возможность приобрести опыт целостного психодиагностического обследования.

 


1.2. Содержание дисциплины:

А. По видам учебных занятий

 

Разделы и темы

Всего часов

Аудиторные занятия, в том числе:

Самостоятельная работа

Лекции Семинарские и практические занятия

Раздел 1. Методологические основы психодиагностики

1. Предмет и задачи психодиагностики 4 2 2
2. Классификация психодиагностических методов 12 2 10
3. Психометрические основы психодиагностики 22 4 2 16
4. Профессионально-этические нормы в психодиагностике 8 2 6
5. Теория личности как основа психодиагностики 14 2 2 10

Раздел 2. Методы и методики психодиагностики

6. Диагностика психофизиологических основ личности 16 2 2 12
7. Диагностика общих и специальных способностей 10 2 2 6
8. Диагностика умственного развития и интеллекта 28 2 4 22
9. Диагностика личностных свойств 24 2 4 18
10. Диагностика эмоционально-мотивационной сферы и психических состояний 12 2 4 6
11. Диагностика самосознания личности 12 2 4 6
12. Диагностика межличностных отношений 10 2 2 6
13. Патопсихологическая диагностика 12 2 4 6
14. Планирование психодиагностического обследования 8 2 6

Раздел 3. Основы конструирования тестов

15. История и теория тестологии 8 1 7
16. Создание надежных тестов 12 2 10
17. Стандартизация новых тестов 12 1 11

Раздел 4. Современные тенденции развития психодиагностики

18. Компьютерная психодиагностика 12 2 10
19. Современные тенденции развития психодиагностики 4   2 2
  Итого: 240 34 34 172
  Всего: 240

68



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.146 (0.014 с.)