Феноменологический уровень и уровень причинных оснований. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феноменологический уровень и уровень причинных оснований.



Опираясь на результаты методологического анализа, связанные с правомерностью применения категорий явление и сущность, внешнее и внутреннее (наблюдаемое—ненаблюдаемое), следствие и причина для характеристики объекта диагностики, а также на интерпретацию данных некоторых психодиагностических исследований, при понимании объекта психодиагностики, с точки зрения А. Ф. Ануфриева, целесообразно исходить из его двухуровневого строения.

Объект психодиагностики при таком подходе образуют феноменологический уровень и уровень причинных оснований, которые соотносятся как явление, внешнее (наблюдаемое) и внутреннее (ненаблюдаемое); объясняемое и объясняющее; следствие и причина; цель и средство; характеристики эффективности деятельности или психического состояния комфорта — дискомфорта и их психические регуляторы; верхняя и нижняя границы вертикальной иерархии объекта психодиагностики.

Представление о двухуровневом строении объекта психодиагностики, учитывающее некоторые из указанных характеристик, нашло отражение у ряда исследователей. Обсуждая вопрос о применении психодиагностических методик в профконсультационной работе и отражая типичное для значительной части работающих в области психодиагностики исследователей чрезмерное увлечение анализом ее объекта на уровне причинных оснований при недооценке значения характеристик феноменологического уровня, А. В. Либин, тем не менее, приходит к необходимости учитывать в объекте психодиагностики два уровня, которые он обозначает как уровни первого и второго порядка:

«Практический психолог в работе с людьми стремится оперировать не столько данными «первого уровня», описывающими внешне наблюдаемые признаки поведения человека, сколько информацией «второго порядка»... о возможных внутренних механизмах».

Характеризуя процесс интерпретации как объяснение психологического значения устанавливаемых в обследовании посредством психодиагностических методов диагностических данных, Й. Шванцара также исходит из двухуровневого строения объекта психодиагностики, отмечая, что заключения в процессе интерпретации делаются «...на основании анализаторно воспринимаемых диагностических данных (индикаторов) о невидимых психических процессах, состояниях и свойствах личности». Строя далее схему верификации интерпретируемого умозаключения, автор выделяет в ней два элемента:

1) явление, или симптом;

2) конструкт, или психологический механизм.

Первый соответствует феноменологическому уровню объекта психодиагностики, второй — уровню причинных оснований.

Исследователи, раскрывая отношения между уровнями объекта психодиагностики, отмечают, что между ними существуют причинные связи, имеющие не линейный (жесткий и однозначный), а вероятностный характер, обращают внимание на множественность вероятных причин, с которыми имеет дело психодиагност в процессе постановки диагноза.

Рассматривая уровни объекта психодиагностики с точки зрения их элементного состава, следует отметить, что феноменологический уровень образуют феноменологические переменные,

1) задаваемые общественными требованиями или обусловленные необходимостью адаптации к социальной и биологической среде;

2) обладающие возможностью изменять свое состояние с нормального на отклоняю;щееся,

3) поддающиеся регистрации и оценке.

Эти феноменологические переменные подразделяются по своему содержанию на два вида:

1) имеющие непсихологическую природу, представленные обычно параметрами эффективности деятельности (показателями успешности, времени, точности выполнения задания) или поведения, и

2) психологические, характеризующиеся обычно параметрами психического состояния комфорта — дискомфорта.

Существование элементов феноменологического уровня объекта психодиагностики непсихологической и психологической природы можно проиллюстрировать случаями из консультативной практики.

В зависимости от избранного критерия феноменологические переменные целесообразно разделить:

Ø по степени общности:

- на более общие (например, общая неуспеваемость, отклонения в поведении) и

- менее общие (специфическая неуспеваемость, недисциплинированность, упрямство, несформированность определенных навыков);

Ø по способу задания значений:

- на абсолютные (решение или нерешение задач) и

- относительные («доля» происшествий на единицу встреч с потенциально опасными ситуациями как характеристика предрасположенности к происшествиям);

Ø по степени детализации учитываемых характеристик:

- на однопараметрические (общая неуспеваемость) и

- многопараметрические (отрезки поведения в методике Стотта);

Ø по степени определенности параметров:

- на заданные, или явно определенные, и

- подразумевающиеся, опирающиеся на интуитивные представления здравого смысла об «объеме жизненных процессов» (В. И. Слободчиков), определяющих норму или отклонение от нее (общая, возрастная психодиагностика, в частности методики Кеттелла, ММРI и т.п.).

В качестве элементов уровня причиннных оснований чаще всего выступают психические свойства, которые как относительно устойчивые, мало изменяющиеся во времени характеристики человека составляют, по мнению ряда авторов, основу психологического диагноза и прогноза.

В психологической литературе имеется несколько вариантов понимания психических свойств, которые различаются по характеру взаимоотношений между ними и поведением:

1) изолированные, существующие сами по себе, субстантивированные компоненты, полученные путем абстракции способов поведения и находящиеся в такой же связи с поведением, как понятие «красный цвет» с конкретными предметами;

2) предрасположенность действовать, воспринимать, мыслить и чувствовать определенным образом в определенных условиях;

3) выходящие за пределы телесности отдельного индивида отношения взаимодействия «субъект—объект» или «личность— окружающая среда»;

4) описательные переменные, фиксирующие складывающуюся под действием системы организменного, социально-нормативного и личностного уровня регуляции готовность или предрасположенность осуществления определенной стратегии поведения.

Учитывая указанные представления, с точки зрения А. Ф. Ануфриева, под элементами уровня причинных оснований целесообразно иметь в виду психические явления, выступающие в функции регуляции деятельности или психического состояния.

 

Как психологические переменные, обладающие возможностью количественно изменяться, принимая разные значения у одного и того же человека во времени или же от одного индивида к другому, психические регуляторы выступают в качестве:

- НЕ3АВИСИМЫХ ПЕРЕМЕННЫХ, благодаря которым феноменологические переменные, являясь зависимыми переменными, изменяются при изменении психологических переменных, а также

- УПРАВЛЯЕМЫХ ПЕРЕМЕННЫХ, которые могут непосредственно регулироваться и контролироваться практическим психологом и изменять свое состояние в результате реализации психокоррекционных и психопрофилактических воздействий.

Участвуя наряду с множеством других психических явлений в обеспечении заданных значений параметров элементов феноменологического уровня, психические регуляторы выступают в качестве причин, вследствие чего отклонения психических регуляторов от нормального состояния проявляются в ошибках и других видах

Основываясь на работе Г. Витцлака, среди особенностей психических свойств как компонентов психической регуляции можно выделить:

1. Уровень их осознания, связанный с возможностями психической регуляции.

2. Степень генерализации, определяемую широтой класса возможных ситуаций или областей деятельности, на которые распространяется регулирующая функция психических свойств, и позволяющую разделить психические регуляторы на универсальные, действующие в разных сферах деятельности (например, темперамент), и специфические, описывающие влияние на узко ограниченный класс ситуаций (например, привычка как поведение, постоянно воспроизводимое в определенной ситуации).

3. Степень выраженности, обусловливающую интенсивность реализации психическим свойством регулирующей функции и определяемую по биполярной или многобалльной шкале в большинстве метрических анкет, в которых степень выраженности психических свойств определяется по многобалльной шкале (трех-, пяти-, семибалльной).

4. Степень стабильности, определяемую наличием или отсутствием изменений психических свойств под влиянием обучения, воспитания, опыта и подразделяющуюся по возможности осуществления перехода их от отклоняющегося состояния к заданному на изменяющиеся, составляющие основу психологического диагноза, и устойчивые, обеспечивающие психологический прогноз.

А. Ф. Ануфриев, помимо перечисленных особенностей психических регуляторов, выделяет еще две:

1. Уровень их развития, обусловленный возрастными особенностями обследуемого, связанными с периодом онтогенетического развития, на котором он находится.

2. Характер изменения состояния психических свойств как психологических переменных, определяемых способом реализации управляющего воздействия практическим психологом, по которому психические регуляторы подразделяются на РЕГУЛИРУЕМЫЕ, изменяющие свое состояние в результате психокоррекционных и психопрофилактических воздействий, и ЗАМЕЩАЕМЫЕ.

В последнем случае изменение состояния элементов уровня причинных оснований, обусловливающих состояние феноменологических переменных в системе «деятельность» или «конфликт», практический психолог осуществляет посредством подбора людей с необходимыми для обеспечения заданных параметров феноменологических переменных устойчивыми психологическими особенностями (ситуация отбора).

Существование закономерных связей между элементами двух уровней в системе «деятельность» или «конфликт» позволяет так же по заданным устойчивым психологическим особенностям подбирать ситуации с соответствующими параметрами деятельности, что характерно для ситуации профориентации.

Проведенный анализ структуры объекта психодиагностики позволяет сделать следующие выводы.

1. Структуру объекта психодиагностики, имеющую сложное иерархическое строение, образует совокупность его элементов и связей между ними.

2. Основными в объекте психодиагностики являются два уровня: феноменологический и уровень причинных оснований.

3. Глубина психологического диагноза определяется движением по вертикали объекта психодиагностики в направлении от высшего к низшему уровням и зависит от степени специфичности имеющихся в распоряжении диагноста коррекционных средств.

4. В качестве критерия отличия психологической диагностики от других видов диагностики (педагогической, социальной, физиологической и др.) и границ объекта психодиагностики по вертикали выступают явления психологической природы на уровне причинных оснований. Если допустить, что в качестве критерия отличия психологической диагностики от других видов диагностики могут выступать только явления психологической природы на феноменологическом уровне, либо если принять в качестве его психологическую природу на уровне причинных оснований и на феноменологическом уровне, то психологической нельзя будет признать профессиональную, школьную, судебную психодиагностику.

5. Следует различать объект мультидисциплинарного диагноза, в качестве которого выступает человек или группа людей, рассматриваемых как многоуровневая структура, образуемая явлениями различной природы: поведенческими, педагогическими, психологическими, физиологическими, биологическими, с одной стороны, и монодисциплинарный объект психодиагностики, который может включать явления непсихологической природы только на феноменологическом уровне, с другой.

6. Верхнюю границу объекта психодиагностики по вертикали образуют элементы феноменологического уровня.

7. Потребности общества и цели использования объекта психодиагностики, являясь системообразующими отношениями, определяют наряду с имеющимися в распоряжении психолога диагностическими и коррекционными средствами границы психодиагностического объекта по горизонтали.

8. Феноменологические переменные делятся на более или менее общие, абсолютные и относительные, простые и многопараметрические, заданные, или явно определенные, и подразумевающиеся.

9. По отношению к зависимым феноменологическим переменным, имеющим как непсихологическую, так и психологическую природу, психические регуляторы (элементы уровня причинных оснований) представляют собой управляемые независимые психологические переменные, отклонения состояния которых от нормального проявляются в возникновении ошибок или других видах отклонений заданных параметров элементов феноменологического уровня.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.013 с.)