Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое психическое свойство и черта личности? Классификации черт личности?
Квалифицированное знание психодиагностических методик прежде всего зависит от уровня знаний о тех психических свойствах, на диагностику которых эти методики направлены. Подавляющее большинство психодиагностических методов, применяемых на практике, использует по отношению к человеку язык описания, аналогичный принятому в естественных науках. Человек, как и объект в естественных науках, предстает в этом языке в виде набора параметров, который еще с начала ХХ века принято называть "профилем личности" (Россолимо г. И., 1910). В применении к задаче прогнозирования поведения человека в обыденных ситуациях отдельный показатель из профиля обычно называется чертой. Опираясь на известные и принятые в литературе различения трех уровней психической регуляции — организмического, индивидного и личностного (Столин В. В. Самосознание личности. — М., 1983), можно сформулировать рабочее определение черты личности. Черта личности — это описательная переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, которая складывается под воздействием системы организмического, социально-нормативного и личностного уровней регуляции. Проще говоря, черта личности — устойчивая предрасположенность (диспозиция) к определенному поведению. Традиционно по происхождению и сфере приложения выделяются три класса (уровня) черт: Конституциональные — обусловлены свойствами организма и задают ограничения для максимально возможного класса ситуаций. Индивидные — обусловлены опытом жизнедеятельности в определенных относительно широких социально–нормативных ситуациях. Личностные — обусловлены внутренней «работой» личности по анализу и проектированию собственного поведения. Это рефлексивно–ситуационные черты личности. Однако черты не распределены по этим уровням строго однозначно. Многие черты сочетают в себе в определенных пропорциях большую или меньшую долю организмического, индивидного или личностного компонента регуляции. Может быть приведена и другая классификация (попроще). Психические свойства на максимальном уровне общности можно разделить, как мы уже говорили, на четыре типа: стилевые и мотивационные черты личности, способности и психические состояния.
Предрасположенность или диспозиция складывается либо из-за наличия определенных потребностей, мотивов или интересов, либо из-за наличия определенных склонностей (установок, привычек), иначе стилевых особенностей поведения. Таким образом, одно и то же поведенческое проявление в одном случае может быть результатом влияния мотивационной черты, в другом — результатом влияния стилевой черты, в третьем — результатом их совместного согласованного влияния. В самом общем смысле понятие черта личности сближается с универсальным понятием «психическое свойство», но используется для обозначения более глобальных (т.е. проявляющихся в широком классе ситуаций) и устойчивых особенностей поведения. При описании и оценке черт личности традиционно реже используются социокультурные нормативы, чем при описании и оценке способностей. Например, замкнутость. Она может быть результатом потребности в уединении, в стремлении человека побыть одному и с самим собой. Но может возникать и как следствие отсутствия коммуникабельности — стилевой черты, которая вызывает трудности в общении, установлении контакта с малознакомыми людьми. Во втором случае ребенок может искренне желать общаться, но его стилевые особенности мешают ему в этом. Таким образом, по одному единственному поступку (поведенческому симптому) мы заведомо не можем судить о том, какого рода черта определила этот поступок — мотивационная или стилевая. Это тем более невозможно, когда мы имеем дело не столько с поведением, обусловленным внешними стимулами, сколько с полнокровной психической деятельностью, спонтанной активностью человека, обусловленной множеством различных внутренних факторов. Рассмотрим каждую группу черт более подробно. Стилевые черты — это психические свойства индивида, определяющие скорее выбор способа деятельности, чем выбор направленности деятельности. Стилевые черты связаны с темпераментом и характером. Темперамент — проявление в поведении нервно-психической конституции, генетически унаследованной; сказывается в динамически–скоростных, энергетических параметрах поведения. Иначе темперамент — закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.
Характер — общая стилистика в привычках человека, его навыках, усвоенных тактиках поведения; это общий рисунок, или индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, которые обусловливают типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах; манера поведения, сформированная в результате взаимодействия темперамента с особым, индивидуально приобретенным опытом в конкретном социальном окружении. В разном окружении люди, обладающие одинаково уравновешенным и пластичным темпераментом, приобретают совершенно разные характеры. Например, «сильный характер» — мы имеем в виду человека, умеющего подчинить свое поведение определенной линии, умеющего придать поведению индивидуальный рисунок, определенный стиль, относительно независимый от меняющихся обстоятельств. Пословица «Посеешь привычку — пожнешь характер, пожнешь характер — пожнешь судьбу» отражает определенную психологическую закономерность в развитии личности: начиная с некоторого возраста, человек стремится закрепить за собой право на привычную для него манеру поведения, так что следование привычкам для него становится едва ли не доминирующим мотивом поведения. Таким образом, с возрастом, по мере формирования характера стилевые и мотивационные черты как бы сливаются — стилевые черты начинают подчинять себе мотивационные (или наоборот). Конечно, в большинстве случаев характер развивается на основе определенного темперамента, и ребенок оказывается более чувствительным к усвоению такой манеры поведения, которая больше подходит ему по темпераменту. Пример. У более темпераментных людей, как правило, формируется более открытый и общительный характер, так как их общая экспансивность в поведении приводит к усвоению инициативной манеры в общении — к проявлению инициативы в сокращении дистанции и установлении более тесного контакта с людьми. Но бывают и исключения: иногда формируются отдельные черты характера (особенно в случае противоречивого характера), которые могут противоречить темпераменту. Опять же по одному-единственному поступку мы не можем сказать, что здесь более всего сказалось — темперамент или характер. Педагогическая значимость различения мотивационных и стилевых черт заключается в том, что первые подвергаются относительно более легкой коррекции и оперативному управлению (путем введения определенных мотивирующих стимулов). Для коррекции же характерологических черт требуется систематическое изменение внешних условий (жизненного мира) развития личности ребенка. Особенно трудно скоррегировать черты, имеющие конституционное происхождение — связанные с особенностями темперамента или типом нервной системы. Такие черты можно скорее скомпенсировать, чем скоррегировать, т.е. развить такие черты характера, которые скрадывают чрезмерную выраженность определенной черты темперамента (акцентуацию, приводящую индивида к неадекватным, не соответствующим ситуации поступкам). Но в неожиданных и особенно экстремальных ситуациях, для которых у индивида нет заранее разработанной компенсаторной тактики поведения, в его поведении, как правило, возобладают черты темперамента.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.197.64.207 (0.019 с.) |