Что такое психическое свойство и черта личности? Классификации черт личности?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое психическое свойство и черта личности? Классификации черт личности?



Квалифицированное знание психодиагностических методик прежде всего зависит от уровня знаний о тех психических свойствах, на диагностику которых эти методики направлены. Подавляющее большинство психодиагностических методов, применяемых на практике, использует по отношению к человеку язык описания, аналогичный принятому в естественных науках. Человек, как и объект в естественных науках, предстает в этом языке в виде набора параметров, который еще с начала ХХ века принято называть "профилем личности" (Россолимо г. И., 1910). В применении к задаче прогнозирования поведения человека в обыденных ситуациях отдельный показатель из профиля обычно называется чертой.

Опираясь на известные и принятые в литературе различения трех уровней психической регуляции — организмического, индивидного и личностного (Столин В. В. Самосознание личности. — М., 1983), можно сформулировать рабочее определение черты личности. Черта личности — это описательная переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, которая складывается под воздействием системы организмического, социально-нормативного и личностного уровней регуляции. Проще говоря, черта личности — устойчивая предрасположенность (диспозиция) к определенному поведению.

Традиционно по происхождению и сфере приложения выделяются три класса (уровня) черт:

Конституциональные — обусловлены свойствами организма и задают ограничения для максимально возможного класса ситуаций.

Индивидные — обусловлены опытом жизнедеятельности в определенных относительно широких социально–нормативных ситуациях.

Личностные — обусловлены внутренней «работой» личности по анализу и проектированию собственного поведения. Это рефлексивно–ситуационные черты личности.

Однако черты не распределены по этим уровням строго однозначно. Многие черты сочетают в себе в определенных пропорциях большую или меньшую долю организмического, индивидного или личностного компонента регуляции.

Может быть приведена и другая классификация (попроще). Психические свойства на максимальном уровне общности можно разделить, как мы уже говорили, на четыре типа: стилевые и мотивационные черты личности, способности и психические состояния.

Предрасположенность или диспозиция складывается либо из-за наличия определенных потребностей, мотивов или интересов, либо из-за наличия определенных склонностей (установок, привычек), иначе стилевых особенностей поведения. Таким образом, одно и то же поведенческое проявление в одном случае может быть результатом влияния мотивационной черты, в другом — результатом влияния стилевой черты, в третьем — результатом их совместного согласованного влияния. В самом общем смысле понятие черта личности сближается с универсальным понятием «психическое свойство», но используется для обозначения более глобальных (т.е. проявляющихся в широком классе ситуаций) и устойчивых особенностей поведения. При описании и оценке черт личности традиционно реже используются социокультурные нормативы, чем при описании и оценке способностей.

Например, замкнутость. Она может быть результатом потребности в уединении, в стремлении человека побыть одному и с самим собой. Но может возникать и как следствие отсутствия коммуникабельности — стилевой черты, которая вызывает трудности в общении, установлении контакта с малознакомыми людьми. Во втором случае ребенок может искренне желать общаться, но его стилевые особенности мешают ему в этом. Таким образом, по одному единственному поступку (поведенческому симптому) мы заведомо не можем судить о том, какого рода черта определила этот поступок — мотивационная или стилевая. Это тем более невозможно, когда мы имеем дело не столько с поведением, обусловленным внешними стимулами, сколько с полнокровной психической деятельностью, спонтанной активностью человека, обусловленной множеством различных внутренних факторов.

Рассмотрим каждую группу черт более подробно.

Стилевые черты — это психические свойства индивида, определяющие скорее выбор способа деятельности, чем выбор направленности деятельности. Стилевые черты связаны с темпераментом и характером.

Темперамент — проявление в поведении нервно-психической конституции, генетически унаследованной; сказывается в динамически–скоростных, энергетических параметрах поведения. Иначе темперамент — закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

Характер — общая стилистика в привычках человека, его навыках, усвоенных тактиках поведения; это общий рисунок, или индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, которые обусловливают типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах; манера поведения, сформированная в результате взаимодействия темперамента с особым, индивидуально приобретенным опытом в конкретном социальном окружении. В разном окружении люди, обладающие одинаково уравновешенным и пластичным темпераментом, приобретают совершенно разные характеры.

Например, «сильный характер» — мы имеем в виду человека, умеющего подчинить свое поведение определенной линии, умеющего придать поведению индивидуальный рисунок, определенный стиль, относительно независимый от меняющихся обстоятельств.

Пословица «Посеешь привычку — пожнешь характер, пожнешь характер — пожнешь судьбу» отражает определенную психологическую закономерность в развитии личности: начиная с некоторого возраста, человек стремится закрепить за собой право на привычную для него манеру поведения, так что следование привычкам для него становится едва ли не доминирующим мотивом поведения. Таким образом, с возрастом, по мере формирования характера стилевые и мотивационные черты как бы сливаются — стилевые черты начинают подчинять себе мотивационные (или наоборот).

Конечно, в большинстве случаев характер развивается на основе определенного темперамента, и ребенок оказывается более чувствительным к усвоению такой манеры поведения, которая больше подходит ему по темпераменту.

Пример. У более темпераментных людей, как правило, формируется более открытый и общительный характер, так как их общая экспансивность в поведении приводит к усвоению инициативной манеры в общении — к проявлению инициативы в сокращении дистанции и установлении более тесного контакта с людьми.    Но бывают и исключения: иногда формируются отдельные черты характера (особенно в случае противоречивого характера), которые могут противоречить темпераменту. Опять же по одному-единственному поступку мы не можем сказать, что здесь более всего сказалось — темперамент или характер.

Педагогическая значимость различения мотивационных и стилевых черт заключается в том, что первые подвергаются относительно более легкой коррекции и оперативному управлению (путем введения определенных мотивирующих стимулов). Для коррекции же характерологических черт требуется систематическое изменение внешних условий (жизненного мира) развития личности ребенка.

Особенно трудно скоррегировать черты, имеющие конституционное происхождение — связанные с особенностями темперамента или типом нервной системы. Такие черты можно скорее скомпенсировать, чем скоррегировать, т.е. развить такие черты характера, которые скрадывают чрезмерную выраженность определенной черты темперамента (акцентуацию, приводящую индивида к неадекватным, не соответствующим ситуации поступкам). Но в неожиданных и особенно экстремальных ситуациях, для которых у индивида нет заранее разработанной компенсаторной тактики поведения, в его поведении, как правило, возобладают черты темперамента.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.008 с.)