II. ВОПРОС: Контрольная функция финансов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. ВОПРОС: Контрольная функция финансов.



 

Финансы, связанные с движением стоимости, выраженной в денежной форме, обладают особым свойством количественно (через финансовые средства и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы.

Благодаря этому свойству финансы способны "сигнализировать" о состоянии воспроизводственного процесса по нескольким направлениям:

1. Как складываются пропорции распределяемого ВНП;

2. Обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса;

3. Своевременно и полно ли формируются фонды денежных средств целевого назначения;

4. Насколько своевременно поступают денежные средства в распоряжение субъектов хозяйствования;

5. Экономно и эффективно ли субъекты хозяйствования  распоряжаются финансовыми ресурсами.

 

Способность финансов "сообщать" о неполадках и отклонениях позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Эта способность проявляется через контрольную функцию финансов.

Содержание контрольной функции финансов:

1. Контрольная функция действует, не изолировано, а в тесном единстве с распределительной.

2. Распределительная и контрольная функции - это стороны одного и того же экономического процесса. Объясняется тем, что контрольное свойство финансовых отношений может проявить себя лишь в условиях происходящего распределения, т.е. тогда, когда действует распределительная функция финансов.

3. Нельзя отождествлять понятия контрольной функции и финансового контроля.

4. Контрольная функция финансов - внутреннее свойство финансов.

5. Финансовый контроль - это деятельность людей по использованию контрольной функции финансов.

Особое значение функции финансов:

1. Оно заключается в том, что финансы как бы "сигнализируют" о положении дел на предприятии (снижение фондоотдачи, невыполнение плана прибыли и обязательств перед бюджетом или кредитной системой).

2. Такое положение свидетельствуют о неблагополучном положении дел на предприятии, что позволяет принять экстренные меры по улучшению финансового положения.

 

Налоги являются основным видом доходов бюджета. Это проявляется в нескольких элементах:

1. Не поступление в полном объеме денежных средств в бюджет ведет к недофинансированию основных статей госбюджета, такие как:

- социальная сфера;

- наука;

- оборона и другие.

2. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, которая отражается в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

3. Финансовый контроль, который основан на контрольной функции финансов, приобретает все проникающий характер, что позволяет контролировать любые экономические показатели. Роль контрольной функции финансов значительна. В контрольной функции финансы выступают как мощный экономический рычаг в руках государства.

4. Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

ЛЕКЦИЯ № 3: Финансовая политика государства

Учебные вопросы:

1. Содержание финансовой политики.

2. Типы финансовой политики

3. Цели, задачи и назначение финансовой политики.

 

ВВЕДЕНИЕ

Финансовая политика – это совокупность мероприятий государства в области финансов. Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими ресурсами реализации государственной программы экономического и социального развития.

Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение принимаемых в ней решений. Законодательными правами наделено только государство. Однако можно говорить о финансовой политике региона, города и т.д. (местные органы власти), поскольку они обладают определенными законодательными правами. Финансовое право является обязательным элементом проведения финансовой политики.

Для эффективного проведения финансовой политики большое значение имеет механизм ее финансового регулирования. Такое регулирование осуществляет исполнительная власть, поскольку она имеет развернутый аппарат для проведения этой политики. Однако основная часть нормативных документов в демократическом обществе принимается парламентом; таким образом, финансовая политика исполнительной власти корректируется законодательной.

В демократическом обществе исполнительная власть может осуществлять свою деятельность только в соответствии с законом. Мировая практика показывает. Что эффективный парламентский контроль предупреждает неправильные решения, принимаемые исполнительной властью, поскольку на нее воздействуют различные лоббистские группировки.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни. Не в меньшей мере ее успех зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей.

Для оценки финансовой политики данного правительства в первую очередь необходимо знать, какую цель оно ставило в общественном развитии, какие перспективные и более близкие задачи и в какие сроки они должны быть решены. Только при таком условии можно дать объективную оценку финансовой политике.

 

I. ВОПРОС: Содержание финансовой политики

Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме государственного регулирования играют финансы.

 В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение, а также использование для выполнения государством своих функций и задач на основе законодательства страны.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение стратегии и тактики;

2. Создание адекватного финансового механизма;

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Базовыми показателями финансовой политики являются финансовая стратегия и тактика:

1. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

2. Одновременно государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений.

3. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется: финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Назначение финансовой стратегии:

Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика - направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Назначение финансовой тактики:

При относительной стабильности финансовой стратегии, финансовая тактика должна обладать гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов.

 Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Такая взаимосвязь показывает следующее:

Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Тактика, выявляя важные участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Для России стратегическая задача - развитие рыночной экономики. Это можно достичь при осуществлении тактических целей и задач:

- сдерживание инфляции;

- повышение объема производства;

- улучшение жизненного уровня населения;

- приоритетное финансирование производственной и социальной сферы.

- конкурентноспособность России на мировом рынке.

Финансовый механизм - совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

 Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию и уровню развития финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

1. Формы финансовых ресурсов, методы их формирования;

2. Система законодательных норм и нормативов, используемых при определении доходов и расходов государства;

3. Организация бюджетной системы;

4. Организация финансов предприятий;

5. Организация рынка ценных бумаг (РЦБ).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.011 с.)