Регулирующая финансовая политика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирующая финансовая политика.



Бурное развитие производительных сил поставило перед государством в ХIХ в вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств.

В этот период в западных странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу была положена теория английского экономиста Дж. Кейнса.

Основное направление политики - необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Финансовая политика, наряду с ее традиционными задачами, стала преследовать цель - использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение НД и способствуют ликвидации безработицы путем создания новых рабочих мест.

 Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально меняется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог с использованием прогрессивных ставок.

 Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.

Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. 

Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления (Министерства финансов) возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступления налогов, управлением государственным долгом.

 В 70-х годах ХХ столетия в основу финансовой политики была положена неконсервативная стратегия. Эта разновидность финансовой политики ограничивала вмешательство государства в экономику.

Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальную сферу, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения НД через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам.

В целом регулирующая финансовая политика показала свою эффективность в западных странах. Она обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости, эффективную систему финансирования социальной сферы.

Планово-директивная финансовая политика.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, система управления позволяет, осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Цель финансовой политики обеспечить максимальную концентрацию финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Адекватно целям финансовой политики строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производилось изъятие всех неиспользуемых ресурсов. Изъятие средств осуществлялось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода, при этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, т.к. государство полностью регулировало весь финансовый механизм предприятий.

Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные средства населения в сберкассах также направлялись в бюджет в виде специального без облигационного займа.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала доходы, удельный вес которых в бюджете не превышает 10-15 % от общей суммы доходов. В связи с этим уровнем доходов местный бюджет полностью зависел от объема средств, выделяемых из вышестоящих бюджетов.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты без их увязки с возможным получаемым эффектом.

В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства "долгостроя", военных расходов и т.п.

В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на жизненном уровне населения.

Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Положительный эффект:

Планово-директивная финансовая политика показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Великой Отечественной Войны, восстановление народного хозяйства).

Отрицательный эффект.

В то же время использование финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям:

- снижению эффективности производства;

- замедлению развития социальной сферы общества;

- резкому ухудшению финансового положения государства.

    



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.55.239 (0.055 с.)