Фонды имущественного и личного страхования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонды имущественного и личного страхования



- Сфера страхования (фонд страхования) обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

До 1990 года страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантийные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая.

- Рынок побуждает страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с современными экономическими условиями.

- Страхование в условиях рыночной экономики является сферой коммерческой деятельности.

- При развитой системе страхования компании специализируются на проведении отдельных видов страховых услуг.

- В страховой сфере, где способы организации страховых отношений предопределяют специфику объектов страхования, в качестве звеньев можно выделить:

- социальное страхование;

- медицинское страхование;

- личное страхование;

- имущественное страхование;

- страхование ответственности;

- страхование предпринимательских рисков;

- В страховых отношениях каждое из звеньев, представлено особой отраслью страхования:

А) В сфере финансов предприятий, учреждений, и организаций выделяют два звена:

- финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

- финансы учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность.

Б) В составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности выделяются:

- финансы промышленности, сельского хозяйства, торговых, транспортных и других;

- по формам собственности - финансы государственных предприятий, акционерных, частных и др.

Отраслевые экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов, фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

5. Финансы предприятий различных форм собственности    

- Финансы предприятий различных форм собственности, основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения валового национального продукта и национального дохода.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность центральных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Структурные элементы функционирования финансовой системы:

- Вторая часть определения финансовой системы предполагает наличие в ней финансовых органов.

- Финансовая система России включает комплекс государственных и негосударственных специализируемых учреждений, осуществляющих различного рода финансовые, кредитные, денежные, страховые, валютные операции, аудиторские услуги, консультирующих по всему кругу финансово-экономических вопросов, регулирующих финансовую сферу.

- Государственное регулирование финансово-кредитной сферы представлено прежде всего Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ.

- Другие государственные органы, входящие в финансовую систему включают: федеральное агентство по налогам и сборам, Департамент по надзору за страховой деятельностью, Государственный таможенный комитет, Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням, счетная палата и т.д..

В целях координации деятельности различных органов государственного управления в области финансов и кредита было создано ряд комиссий, в том числе Правительственная комиссия по вопросам кредитной политики, комиссия при президенте по ценным бумагам, аудиторской деятельности.

- Низовыми органами в финансовой системе являются финансовые органы муниципальных образований.

- На предприятиях, объединениях финансовая работа сконцентрирована в самостоятельных подразделениях - финансовых отделах (бухгалтериях).

 

Вывод:

1. Финансовая система - это объективная реальность, возникающая в результате образования централизованного государства.    

2. Финансовая система РФ как совокупность относительно обособленных и одновременно взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, управляемых специальным финансовым аппаратом.

 

ЛЕКЦИЯ № 2: Финансовое планирование

                       

Учебные вопросы:

1. Организация и методы финансового планирования.

2. Виды финансовых планов и их характеристика.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие "финансы" нередко отождествляют с деньгами. Однако существование двух разных терминов для определения одной и той же категории вряд ли обосновано.

Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и в переводе на русский язык означает "денежный платеж", "платеж в срок". Финансовые отношения возникли раньше, и историки точно не называют время их зарождения. Одни считают, что финансовые отношения появились, когда государство стало собирать налоги и дань в денежной форме (Древний Рим, Вавилон, Египет). Другие полагают, что они имели место еще раньше – при уплате обязательных денежных взносов в религиозные организации. В России (Киевская Русь) финансовые отношения были развиты слабо, ресурсы государства формировались в основном за счет натуральных податей.

В докапиталистический формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческий и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами служили поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенным товаром), военная добыча, дань с покоренных народов, натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

I. ВОПРОС: Организация и методы финансового планирования

Условием существования финансового планирования является наличие товарно-денежных отношений. С давних времен люди, прежде чем браться за создание какого-либо продукта, искали, есть ли средства и сколько их, считали каковы затраты и предполагаемый результат.

В настоящее время финансовое планирование поставлено на высокий технический и научный уровень и носит краткосрочный и долгосрочный характер.

В современных условиях в России финансовое планирование разделилось на две органически связанных между собой части:

- планирование общегосударственных финансов. К ним относится бюджеты всех органов государственной власти и общегосударственные внебюджетные фонды;

- финансы предприятий и организаций (финансовые планы предприятий, акционерных обществ и других форм предпринимательства, а также банковская, страховая, биржевая, залоговая системы).

Финансовое планирование - это комплекс мер, посредством которых государство, предприятия, организации определяют объем, структуру и целенаправленное использование финансовых ресурсов.

   

Методологическая оболочка финансового планирования:

I. Целью финансового планирования со стороны государства является определение объема той части финансовых ресурсов, которая за планируемый период может быть мобилизована и использована на общегосударственные цели. Одновременно определяются параметры распределения и перераспределения денежных средств между отдельными звеньями бюджетной системы, что связано с особенностями бюджетной политики государства.

II. Целью финансового планирования предприятий и организаций является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. 

III. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного капитала с финансовыми результатами. Это обусловлено тем, что финансовое планирование в сфере производства и обращения тесно связано с коммерческим расчетом, как основным методом ведения хозяйства в условиях рыночных отношений.

IV. Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, источником которых являются валовой национальный продукт и национальный доход страны и прежде всего, такие их составные части как:                                         

- прибыль;

- амортизационные отчисления;

- экономические фонды целевого назначения;

- арендная плата;

- процентные ставки по ссудам, депозитам и облигациям;

- паевые взносы;

- вклады в уставный капитал;

- инвестиции;

- дивиденды;

- дисконт.

V. Правовое обеспечение финансового планирования включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

VI. Нормативное обеспечение финансового планирования образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения.

VII. Информационное обеспечение финансового планирования состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации.

Наиболее важной из всех видов информации является финансовая информация.

К финансовой информации относятся различные сведения:

- о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов;

- о ценах, курсах валют и ценных бумаг на товарном, фондовом и валютном рынках.

Тот, кто владеет информацией, владеет рынком.

 

Основные задачи финансового планирования:

- обеспечение сбалансированности между финансовыми ресурсами и потребностями в них как государства в целом, так и отдельного предприятия;

- выявление источников финансовых ресурсов. При составлении финансовых планов сначала определяют объем расходов, а затем источники их финансирования. Реальность планирования зависит от стабильности  финансирования, т.е. если нет  доходов, то и не должно быть отдельных расходов;

- установление оптимальных пропорций распределения финансовых ресурсов между центральной и местной властью в масштабе государства, а на предприятии между его подразделениями.

- определение конкретного направления денежных средств;

- учет и контроль за образованием и расходованием финансовых ресурсов.

   

 Содержанием финансового планирования предприятия является определение центра доходов и расходов. Центр доходов предприятия - его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль.

 

Центр расходов - подразделение предприятия, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющие важную роль в производственном процессе.

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов.

Методы - это конкретные способы и приемы расчетов показателей.

В практике финансового планирования применяются следующие основные методы:

- балансовый;

- нормативный;

- коэффициентов;

- программно-целевой;

- экономико-математический.

Балансовый метод применяется для согласования использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки разделов финансовых планов между собой. 

Суть этого метода заключается в обеспечении равенства доходной и расходной части финансового плана.

В масштабе государства балансовый метод применяется при составлении всех видов бюджетов, общегосударственных внебюджетных фондов (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости, дорожные), баланса денежных доходов и расходов населения, платежного баланса государства.

На предприятиях различных форм собственности составляются бизнес-планы, включающие в качестве составной части финансовые планы в форме баланса доходов и расходов.

Нормативный метод планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов рассчитывается потребность в финансовых ресурсах и в их источниках.

Такими нормативами на предприятиях являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах, нормы запасов сырья, материалов и тары, нормативы отчислений в фонды предприятия.

 В бюджетных организациях нормы устанавливаются в расчете на одного ребенка в детском саду или в школе, койка-место в больнице, на выплату пособий на детей.

 Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

Метод коэффициентов заключается в том, что за основу планирования берутся показатели достигнутые в предшествующий период, которые корректируются на соответствующие коэффициенты.

Делается анализ отчетных данных за ряд мест и на его основе определяется закономерность в развитии данного экономического явления.

 Путем умножения отчетного показателя на коэффициент определяется величина планового показателя. 

Например, получена выручка от реализации продукции за ряд лет:

 

1996 г. - 100 т.р.

1997 г. -    120 т.р.

1998 г. - 144 т.р.

1999 г. - 172 т.р.

───────────────────────

2000 г. - 206 т.р. - план.

Средний рост выручки составляет 20%, а коэффициент 1,2. Следовательно на 2000 г. плановое поступление выручки составит:

                  172 х 1,2 = 206 т.р.

 

 Этот метод дает возможность изучения динамических рядов, построенных на отчетных данных прошлых лет, определять показатели плана, при условии тщательного учета особенностей планового периода, оказывающих влияние на проявление закономерностей развития данного экономического процесса.

Программно-целевой метод применяется для планирования финансового обеспечения широкомасштабных программ, таких, как “Жилищная” и другие. На основе этого метода решаются комплексные проблемы, которые невозможно осуществить в условиях действующих норм и показателей.

Требования к реализации программно-целевого метода:

- Современные достижения науки позволяют представить план как систему экстремальных задач, т.е. задач на определение наибольшего и наименьшего значения функций. При наличии четких экономических критериев они поддаются математической формулировке и решению.

- На их основе разрабатываются математические модели оптимального плана, которые представляют собой совокупность математических операций, выполняющихся в установленном порядке (алгоритмов).

- Применение экономико-математических методов требует перестройки сбора и обработки необходимой технико-экономической информации на основе электронно-вычислительной техники.

- Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования.

- Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-математического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами (АСУФ).

 

II. ВОПРОС: Виды финансовых планов и их характеристика

 

В планировании деятельности различных субъектов хозяйствования значительная роль принадлежит системе финансовых планов. Существует большое количество финансово-плановых документов различного содержания и наряду со спецификой есть и общие требования по их составлению.

Финансовый план - это документ, в котором отражаются денежные доходы и расходы отдельных звеньев финансовой системы.

Система финансовых планов включает в себя первичные (исходные) и сводные планы.

К первичным  (исходным) относятся финансовые планы материального производства и финансовые планы непроизводственной сферы.

Первичные финансовые планы коммерческого предприятия:

1. Первичным финансовым планом хозяйствующего субъекта является баланс его доходов и расходов, который составляется на год с разбивкой по кварталам, а в условиях инфляции на квартал.

2. Цель составления финансового плана состоит в увязке доходов с расходами. При превышении доходов над расходами, а это означает, что:

а) сумма превышения направляется в резервный фонд;

б) при превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств. Эти дополнительные средства могут быть получены за счет выпуска ценных бумаг, полученных кредитов или займов.

в) если источник дополнительных средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их - в расходную часть финансового плана.

3. Для составления финансового плана предварительно рассчитываются плановые суммы амортизационных отчислений, отчислений в ремонтный фонд, необходимого прироста оборотных средств и кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении предприятия.

4. При разработке финансового плана следует иметь ввиду, что налог на добавленную стоимость и акцизы в финансовом плане не отражаются, так как они взимаются до образования прибыли.

5. Предприятия, имеющие доходы и расходы в иностранной валюте, составляют отдельный план.

 Этот план составляется с учетом предполагаемого объема валютной выручки от реализации товаров на экспорт, в соответствии с заключенными контрактами, других поступлений валюты и предполагаемых расходов в валюте. При расчетах поступлений валютной выручки от экспорта товаров принимается во внимание обязательная продажа части ее за рубли.

6. Для проверки правильности составления этих планов разрабатывается шахматная таблица. Она позволяет сделать анализ: за счет каких доходов покрываются те или иные расходы и выявить ошибки при их составлении.

7. Проверенный таким методом план подписывается генеральным директором предприятия.

Расходы на содержание учреждений непроизводственной сферы осуществляются за счет средств бюджета.

Первичные финансовые планы учреждений непроизводственной сферы:

1. Финансовым документом, определяющим объем, целевое направление и распределение средств на содержание бюджетного учреждения, является смета расходов.

2. В отличие от других планов, составляемых в форме балансов доходов и расходов, смета расходов предусматривает только расходы.

3. Сметное планирование имеет целевой характер по видам расходов, например, заработная плата, канцелярские и хозяйственные расходы и т.д. Для гражданских учреждений эти виды расходов определяются бюджетной классификацией.

 4. Сметы бывают: индивидуальные, общие и сводные:

а) Индивидуальные сметы предназначены для определения потребности в средствах каждого учреждения с учетом специфики его деятельности.

б) Общие сметы составляются для групп однотипных учреждений и организаций. Применяются для ряда учреждений в условиях централизованного бухгалтерского учета.

в) Сводная смета включает все расходы на содержание учреждений одного ведомства.    

5. Смета расходов учреждения составляется на бюджетный год и представляет собой планируемые расходы по кодам бюджетной классификации. Они приводятся в суммах, исчисленных учреждением и в суммах, утвержденных вышестоящей организацией. Это позволяет оценить удовлетворение заявки учреждения и ее обоснованность.

6. Смета подписывается бухгалтером и руководителем учреждения и утверждается руководителем вышестоящей организации.

7. Обязательным приложением к смете служат расчеты, являющиеся обоснованием планируемых расходов по отдельным видам или статьям.

    

Сводные финансовые планы:

Сводные финансовые планы делятся на общегосударственные, отраслевые и территориальные.

Общегосударственными финансовыми планами являются:

- сводный финансовый баланс государства (СФБ);

- баланс денежных доходов и расходов населения;

- федеральный бюджет РФ;

- сводный валютный план;

- бюджет фонда государственного социального страхования;

- бюджет пенсионного фонда;

- бюджет фонда обязательного медицинского страхования;

- и др.

 

Важное место принадлежит сводному финансовому балансу государства,  включаемому в план экономического и социального развития страны. В нем отражается образование и использование финансовых ресурсов государства, а также ссудного фонда страны. Балансовый метод позволяет путем применения необходимых расчетов проверить реальность и сбалансированность плана, соблюдение необходимых пропорций развития хозяйства, обеспечить условия сбалансированности системы финансовых планов в целом.

Особое положение в финансовом планировании занимает баланс денежных доходов и расходов населения. Он используется для обоснования розничного товарооборота и сферы платных услуг, формирования фондов заработной платы, привлечение средств населения во вклады.

Федеральный бюджет - это план образования и использования денежных средств по обеспечению выполнения функций государства, таких, как оборона страны, финансирование социально-культурных расходов и другие. Составление бюджета производится в соответствии с прогнозами и программами социально-экономического развития территорий.

Сводный валютный план - показывает доходы и расходы государства по внешней торговле и внешнеэкономическим связям и составляется по той же форме, что и платежный баланс.

Бюджеты фонда социального страхования, пенсионного фонда и фонда обязательного медицинского страхования отражают порядок образования и использования средств на конкретные цели, связанные с социальной защитой населения.

К территориальным финансовым органам относятся:

- сводный финансовый баланс региона;

- бюджеты субъектов Российской федерации;

- местные бюджеты.

В связи с передачей власти на местный уровень роль территориальных планов возрастает. Формирование финансов регионов осуществляется в условиях самофинансирования и самоуправления территорий.

Система отраслевых (ведомственных) финансовых планов включает:

- балансы доходов и расходов министерств отраслей материального производства;

- сводные сметы расходов министерств непроизводственных отраслей;

- планы общественных организаций.

 

Развитие рыночных отношений не отменяет, а, напротив, повышает роль и значение финансового планирования и прогнозирования. Чем больше рынка, тем важнее план. Это давно осознали бизнесмены, которые без плана не начинают, сколько-нибудь стоящее коммерческое мероприятие. Эти планы достаточно своеобразны. Их принято называть бизнес-планами.

Содержание бизнес-плана:

1. В бизнес-планах содержится информация о продукции (услугах) предприятий (организаций), оценка рынка сбыта, сведения о конкуренции, стратегия маркетинга, план производства, организационный план, юридический план, оценка риска и страхование, финансовый план, стратегия финансирования и резюме (вывод).

2. Для составления бизнес-плана необходимо подготовить несколько документов:

- прогноз объема реализации;

- баланс денежных расходов и поступлений;

- таблицу доходов и затрат;

- сводный баланс активов и пассивов предприятия;

- график достижения безубыточности.

Прогноз объема реализации должен дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией. Обычно прогноз составляется на 3 года вперед: первый год - данные помесячно; 2-й - поквартально; 3-й - за год.

Баланс денежных расходов и поступлений - документ, позволяющий оценить сколько денег нужно вложить в проект, причем в разбивке по времени. Главная задача - проверить синхронность поступлений и расходования денежных средств, будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта.

Таблица доходов и затрат включает показатели доходов от продажи товаров, издержки производства товаров, суммарной прибыли от продаж, общепроизводственные расходы (по видам) и чистой прибыли.

Цель таблицы - показать, как будет формироваться и изменяться прибыль (для первого года - помесячно; 2-го - поквартально; 3-го - за год).

Сводный баланс активов и пассивов предприятия рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта. Его обычно очень тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается включить в активы разных типов и за счет каких пассивов финансировать создание или приобретение этих активов.

График достижений безубыточности обеспечивает стратегию финансирования и включает план получения средств для создания или расширения предприятия (сколько нужно средств, откуда намечается их получить, в какой форме), ожидаемые сроки полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода.

Помимо планирования немаловажная роль для субъектов хозяйствования заключается в реальности прогноза.

 

Прогноз (предвидение, предсказание) - это специальное научное исследование о возможных направлениях будущего развития финансов государства и предприятий.

 

1. Как одна из форм конкретизации научного предвидения в финансовой сфере прогноз находится во взаимосвязи с планированием, программированием и управлением.

2. Прогнозирование бывает краткосрочным (1-2 года), среднесрочным (5-10 лет) и долгосрочным (на 15-20 лет).

3. Если финансовый план имеет законодательный характер, то финансовый прогноз рекомендательный. Отсюда возникает проблема взаимосвязей прогнозирования и планирования финансовых ресурсов и их использования в процессе управления финансами.

Предпринимательская деятельность ориентируется на свои главные элементы - цену, спрос и предложение товаров и услуг, конкуренцию. Изучение рынка, его организацию и управление с элементами прогнозирования составляет содержание маркетинга.

Эффективность прогноза зависит от реальности поставленных задач и принятых программ, а также от стабильности финансовых показателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.083 с.)