I . ВОПРОС: Экономическая сущность и значение бюджетного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . ВОПРОС: Экономическая сущность и значение бюджетного



                   дефицита

 

Бюджетный дефицит финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государств, которые в те или иные периоды своей истории не сталкивались с бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над доходами (если наоборот, то профицит).

 

Рост бюджетных дефицитов (% к ВВП)

 

  1970 г. 1985 г.
США   Япония   ФРГ 0,3   0,9   0,1 4,1   3,1   2,7

 

Участились бюджетные дефициты и в других странах. В Великобритании за последние 30 лет лишь три бюджета были сведены без дефицита, в Германии - два, в Италии - ни одного.

Самый большой в мире дефицит госбюджета наблюдался в США. В начале 90-х годов он достиг 4,8 % ВВП.

 

Причины роста бюджетных дефицитов:

- возрастание роли государства в различных сферах жизни;

- расширение экономических и социальных функций государства;

- значительные военные расходы;

- увеличение государственного аппарата.

 

Увеличение бюджетных расходов привело к тому, что бюджетные дефициты приобрели хронический характер и огромные масштабы.

Насколько же опасен дефицит бюджета для экономики страны:

1. Это зависит от причин, вызвавших дефицит бюджета

2. От качества дефицита бюджета.

 

Качество дефицита бюджета может быть различным:

а) Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики.

В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества.

б) Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупные стихийные бедствия), когда обычных ресурсов становится недостаточно.

в) Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

В этом случае дефицит - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных экономических мер, но и политических решений.

 

Влияние дефицита на сбалансировать бюджета:

1. Политику дефицитного финансирования проводили и проводят многие западные страны, тем более, что нет единого мнения по вопросу сбалансированности бюджета.

2. Карл Маркс утверждал, что у государства не будет успеха, если не обеспечить равновесия его доходов и расходов.

3. Кейнс говорил о необходимости и желательности в определенные промежутки времени превышения государственных расходов на доходами, что способствует созданию новых рабочих мест, развитию производства, ослаблению социальной напряженности.

4. В условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями, бюджетный дефицит не страшен в количественно допустимых границах (3 % ВВП).

5. Профицит - финансовое явление, обратное дефициту (превышение доходов над расходами государственного бюджета).

6. В 1992 г. превышение государственных доходов над расходами (профицит) отмечалось в Сингапуре, Австралии, Мексике. В Сингапуре положительное сальдо госбюджета составило 9,3 % ВВП. Рекордного уровня профицит достиг в Кувейте - более 60 % ВВП.

 

Дефицит бюджета не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства. При этом количество не должно переходить в отрицательное качество. Сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. 

Оптимальное состояние государственных финансов - это отсутствие бюджетного дефицита. Если дефицит появляется и достигает предельно допустимых размеров, то начинаются сбои в работе рыночного механизма и усиливается инфляция. Поэтому государства прибегают к регулированию бюджетных дефицитов, используя разные методы.

Основные методы финансирования бюджетных дефицитов:

I. Налоговый;

II. Займовый;

III. Эмиссионный.

 

I. Налоговый метод.

1. Для увеличения доходной части бюджета правительство использует увеличение ставок или введение новых видов налогов.

2. Не следует чрезмерно увлекаться повышением налоговых ставок с целью решения проблем ликвидации дефицита бюджета.

 3. Рост налогов приводит к снижению инвестиционной активности предприятий и подрывает мотивы к заинтересованной деятельности работников, к уходу от уплаты налогов, что значительно уменьшает доходную часть бюджета.

 

  II.    Кредитно-займовый метод.

1. Размещение государством долговых обязательств внутри страны и за рубежом.       

2. Такое может быть лишь в том случае, если Центральный банк занимает то место в национальной экономике, которое ему определено законом.

3. При этом методе Центральный банк должен отказать правительству в кредитах, в случае использования им лимита и правительству приходится брать в долг деньги от граждан, предприятий, банков, как внутри страны, так и за рубежом.

Негативные последствия:

Во-первых, происходит вытеснение частного бизнеса на кредитном рынке. Государственный долг сокращает общую массу сбережений в экономике, что уменьшает общий объем капиталовложений.

В итоге замедляется рост товарного предложения, усиливается инфляции спроса и усугубляется общее инфляционное равновесие рынка.

Во-вторых, если государство расширяет предложение ценных бумаг, то их общий курс снижается, что приводит к увеличению процентной ставки. В результате ослабевает инвестиционная активность предпринимателей, снижаются темпы развития производства.

 

  III.   Эмиссионный метод.

1. Самый примитивный путь удовлетворения чрезмерно возросших потребностей государства в финансовых ресурсах и является инфляционным способом решения проблем, связанных с денежной эмиссией.

2. Используется в тех странах, где на Центральный банк смотрят как на "вспомогательное учреждение" Министерства финансов.

3. Такой непопулярный способ покрытия бюджетного дефицита встречается все реже и реже, поскольку последствия могут привести к обвалу экономики.

 

Выводы

1. При выборе вариантов покрытия бюджетного дефицита необходимо из всех "зол", связанных с пополнением бюджета денежными средствами, выбирать наименьшее.

2. Дефицит бюджета входит в число важнейших макроэкономических показателей, характеризующих устойчивость экономической системы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.006 с.)