ЛЕКЦИЯ № 2: Экономическая сущность и основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛЕКЦИЯ № 2: Экономическая сущность и основы



                         построения налоговой системы РФ.

                       

Учебные вопросы:

1. Роль, содержание и теория налогообложения

2. Основы построения налоговой системы РФ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях рыночного хозяйства становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования единого целостного рынка.

В процессе формирования системы налогобложения предприятий и организаций в России была осуществлена замена налога с оборота на налог с продаж, НДС и акцизы. Был модернизирован действовавший налог на прибыль. Введены налог на имущество предприятий, налоги в дорожные фонды. Расширился круг обязательных платежей предприятий. В России стала действовать новая система налогобложения, общие принципы построения которой определяют Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Налоговый кодекс РФ. Это стержневые законы в системе законодательных актов по налогам, разработанные в соответствии с налоговой реформой в России. Они устанавливают перечень идущих в бюджетную систему страны налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также определяют права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Объектами налогообложения стали прибыль (доходы), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др.

 

I. ВОПРОС: Роль, содержание и теория налогообложения

Роль налогов и налоговой системы в экономическом развитии государства обуславливается взаимодействием объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов путем использования финансово-кредитного и ценового механизмов.

Финансово-бюджетная система

 

         
   


              включает                                                         обеспечивает

Важная

 "кровеносная                Эффективную

Отношения по поводу           артерия"          реализацию социальной

формирования и                                                      экономической,

использования                                               оборонной и других

финансов государства       Налоговые          функций государства

поступления

Главная задача                                           Сбор  средств в денежные

налогобложения                                           фонды государства

Налоговые поступления

 

 


Налоги            Сборы            Пошлины       Другие платежи

 

Под налоговыми поступлениями понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Налог – обязательный взнос, взимаемый государством с юридических и физических лиц в бюджет соответствующего уровня (федеральный, региональный, местный).

Сборы – денежная плата, взимаемая с плательщика государственными органами за представление права участия или использования материальных и нематериальных объектов.

Пошлина – денежный сбор с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действий и выдачу документов, имеющих юридическое значение.

Теория налогообложения является важнейшей составной частью экономической науки.

Наиболее распространены две теории налогообложения,

которые предполагают в виде основы

     
 


     Размер                                                   

      Предоставляемых                                         способность

    Налогоплательщику                                       граждан

 государственных                                           платить налоги

   услуг

     
 


Предполагает равенство суммы налога сумме предоставленных услуг. Если гражданин получает больше пользы от предоставленных услуг, то он платит большую сумму налога     Предполагает равенство налогового давления на плательщиков
Главная проблема – определение объема предоставленных услуг. Одним из способов решения проблемы является ориентация на размер – заработной платы.   Проблема состоит в субъективности оценки платежеспособности. До сих пор не существует действенного способа ее оценки

Экономическое содержание налогов заключается в регулировании со стороны государства, субъектов Российской Федерации процессов хозяйственной деятельности.

 

Налоги оказывают влияние на все субъекты рынка:

1. Потребителя

2. Производителя

3. Государственный бюджет

 

Снижение налогов на потребителя (физическое лицо) позволяет ему повысить сумму потребляемых товаров либо увеличить свои долгосрочные накопления.

 

Первое происходит при низком уровне потребления, второе – при устойчивом и высоком уровне личного потребления.

 

Воздействие налогов на предприятие проявляется через изменение:

- цены товаров;

- объема производства;

- выплат заработной платы;

- средств, выделяемых на развитие.

 

Экономическая ситуация на предприятии предопределяет направление использования средств, появляющихся при снижении налогового давления. Если предприятие испытывает спад производства, то снижение налогов позволяет поднять заработную плату работающим, либо снизить цену товара. Последнее стимулирует спрос на рынке. Благополучное положение предприятия позволяет выигрыш от налогового давления направить на реконструкцию или развитие производства.

Государственный бюджет при снижении налоговых поступлений сокращается, и, как следствие, уменьшаются поддержка предприятий бюджетной сферы, государственные инвестиции.

 

Сознательное регулирование государством налогообложения называется дискреционной фискальной политикой.

Цель этой политики изменение:

- национального производства;

- занятости;

- инфляции;

- экономического роста;

 

Динамика налогов, подобно инвестициям, обладает мультипликативным эффектом. Однако мультипликатор налогов всегда меньше, поскольку при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть идет на сбережения). Дискреционная фискальная политика в период экономического спада ориентирована на снижение налогового давления, а при инфляции – на рост налогов.

Роль налогов в экономическом механизме рынка требует анализа достаточно сложной цепочки экономических следствий. При этом разные, а иногда и противоположные результаты оказываются в краткосрочном и долгосрочном периодах. Локальная причинная связь для налогов обычно не дает правильного вывода. В реальной экономике действуют параллельные и разнонаправленные процессы.

Различные экономические теории выделяют специфическую роль налогов и последствия из изменения.

 

 

Наиболее явно выражена различная оценка налогов

     
 


в кейнсианской школе                             в школе "экономических

                                                                            предложений"

 


Базовое положение – ориентация На спрос, который считается определяющим в регулировании рыночной экономики   В виде базового фактора рыночной экономики выдвигается предложение товара
Поэтому введение налогов должно вести к падению спроса, а сокращение – стимулировать спрос. По цепочке экономических выводов следует, что сокращение налогов ведет к росту совокупного спроса, дающему спрос реального объема валового национального продукта и повышение цен. Следствием оказывается ускорение инфляции и появление бюджетного дефицита.   В этом случае сокращение налоговых ставок ведет к росту доходов. Население стремится к росту сбережений, а предприниматель – к росту накопления капитала. В результате повышаются национальное производство и доход, что влечет рост доходов бюджета. Экономика предложений выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Предлагается отказаться от прогрессивного налогообложения, снизить налоговые ставки. Снижение налогов увеличит доходы, и в результате будут повышаться инвестиции.

 

Противоречия в оценке налогов между кейнсианским подходом и подходом школы "экономических предложений" фактически оказываются взаимодополняющими.

Если рассматривать экономическую систему как динамическую, в краткосрочном периоде налогов проявляется и в изменении спроса и однозначно ведет к падению суммы бюджетных поступлений. Влияние налога на "предложение" имеет некоторую временную задержку. Снижение налогового давления на предприятие и рост вложений в развитие требуют времени для накопления средств, строительства помещений, закупки оборудования. Только после этого произойдет рост предложения товара.

Применение той или иной экономической концепции должно учитывать ситуацию в стране, цели национальной экономики, инерционность спроса и предложения по видам товаров.

Управление через налоги – это наиболее сложный вариант регулирования экономики. Он требует от законодателя и исполнителя высокого профессионализма, знаний экономической теории и хозяйственной практики.

Федеративные государства (США, Канада, ФРГ, Россия), имеющие трехзвездную бюджетную систему, осуществляют налоговую политику также на трех уровнях:

- федеральном (правительственном);

- региональном;

- местном.

Унитарные Государства, не имеющие федерального деления (Франция, Япония), используют двухзвездную налоговую систему на общегосударственном и местном уровнях.

Отдельный налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих его роль в экономическом механизме государства, правила расчета и сбора.

Типовые признаки налога:

1. Целевые:

- целевое назначение (состав расходов, покрываемых налоговым сбором).

- целевое назначение предоставленных льгот (область вложения средств, оставленных у налогоплательщика).

2. Организационные:

- объект налога – то, что облагается налогом (доход, имущество);

- источник выплаты налога – фонд или средства, из которых уплачивается налог (текущий доход, кредит и т.п.);

- база (основа) налога – сумма, с которой взимается налог;

- ставка (шкала ставок) налога – размер налога на единицу обложения;

- субъект налогообложения – лицо, обязанное по закону платить налог;

- плательщик налога – лицо, на которое возлагается бремя налога;

3. Системные (позволяют дать характеристику места налога в общем процессе финансовых потоков):

- доля налога в бюджетных поступлениях;

- доля налога в общем налоговом давлении на налогоплательщика;

- степень удовлетворения налогом финансовых потребностей сферы своего назначения;

- степень собираемости налога;

- экономические последствия предоставленных льгот по налогу (убытки, будущие доходы);

- расходы на сбор налога.

Эти элементы позволяют сравнить системы налогообложения и анализировать динамику их развития.

В Российской Федерации система признаков, характеризующих налог, позволяет построить следующие классификационные группы налогов:

- по подчиненности;

- на основе организационных признаков;

- по плательщикам;

- по источникам возмещения;

- как инструмент бюджетного регулирования.

 

При построении налообложения ориентируются на типовые концепции.

Концепции налогообложения:

Концепция компенсации выгод

Предлагает пропорциональную связь размеров налога и выгоды, получаемой от государства. Кто получил большую выгоду, тот платит более высокий налог.

Однако трудно практически определить личную выгоду от таких государственных услуг, как национальная оборона, здравоохранение, образование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.037 с.)