Ii . Вопрос: основы построения налоговой системы РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ii . Вопрос: основы построения налоговой системы РФ.



 

Налоговая система государства наиболее яркое проявление соотношения интересов, групп, социальных сил, борьбы и компромиссов.

В экономике рыночного типа налоги, налоговый механизм являются одним из основных экономических регуляторов. Первостепенное значение приобретает управление доходами - процессами формирования, распределения и использования.

В Российской Федерации создана и реально функционирует целостная налоговая система. По совокупности и структуре входящих в нее налогов, формам и методам построения она отвечает задачам и целям финансовой и налоговой политики на современном этапе.

Общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, перечень всех налогов, взимаемых на ее территории, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов определены Налоговым кодексом РФ.

Для каждого налога разработан свой закон. При изменении экономической ситуации, если потребуется изъять какой-либо налог, заменить один из них другим, сделать, это можно не нарушая целостности, общности всего налогового законодательства.

Налоговая система - совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов.

Налоговая система России имеет следующую структуру:

а) Федеральные налоги.

б) Налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, автономной области, г. Москвы и Санкт-Петербурга.

в) местные налоги.

г) законодательная база и правовое регулирование

 

Мировая практика налогообложения выработала основные методы построения налогов. К ним относятся:

1. Предметно-целевой - предполагает обложение налогами конкретного предмета (объекта)и преследует конкретные цели. Например, платежи за пользование природными ресурсами, где использование природных ресурсов - объект, а цель введение этого платежа - финансирование государственных целевых программ связанных с эксплуатацией природных ресурсов.

2. Административно-территориальный - предполагает, что отдельные административно-территориальные единицы имеют свои конкретные налоговые права и обязанности.

 

Классические основные принципы налогообложения, применяемые для любой экономической системы, были сформулированы еще Адамом Смитом в его работе "Исследование о причинах богатства народов" (1776 г.), которые он трактовал следующим образом:

1. Равенство налогообложения. Отдельные плательщики должны платить налоги в зависимости от получаемых доходов.

2. Доступность налогообложения. Срок, вид и сумма платежа должны быть понятны каждому налогоплательщику.

3. Удобство налогообложения. Налоги должны взиматься в сроки и в форме, наиболее приемлемыми для налогоплательщика.

4. Дешевизна налогообложения. Расходы по взиманию налогов должны быть минимальными.

5. Со временем перечень принципов, сформулированных А.Смитом, был дополнен принципами обеспечения достоверности и гласности.

 

Принципы построения налоговой системы России:

1) Стимулирование рыночных отношений.

Для достижения цели налоговое законодательство предусматривает активную поддержку развития предпринимательства и деловой активности.

2) Комплексность на широкой законодательной основе.

Система налогообложения строится на основе пакета законов, базой которого служит положение о том, что все меры налогообложения - компетенция парламента. Законодательная основа налогов гарантирует подлинную защищенность прав налогоплательщиков.              

Стержнем указанной системы является Налоговый кодекс РФ. В нем определяются общие нормы налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, порядок изменения налоговых ставок, возможные льготы, распределение налоговых платежей по бюджетам разных уровней. 

Налоги увязаны между собой и представляют в совокупности целостную систему. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

3) Простота восприятия налогообложения плательщиком.

Достигается тем, что новая система налогообложения (в целях исключения возможности неоднозначного его толкования) должна быть прямого действия независимо от организационно-правовой формы предприятий и организаций.

4) Справедливость налогообложения.

Налоговая система должна быть направлена на обеспечение социальной защиты населения, особенно инвалидов, детей, студентов, многодетных семей.

5) Строгое и четкое разграничение и закрепление налогов на всех уровнях власти.

Бюджеты всех уровней имеют законодательно определяемые, в ряде случаев независимые друг от друга источники доходов. Но это не означает, что такое разграничение и экономическая самостоятельность налогов и сборов, а также бюджетов на уровнях управления ниже федерального, обеспечивают формирование и существование этих бюджетов только за счет налогов данных уровней.

Наоборот, очень важно, что не исключается наполнение бюджетов регионов за счет субвенций и субсидий из республиканского бюджета.

Данный принцип основывается на мировом опыте. В США насчитывается более сотни различных налогов трех уровней: федерального, штатов и местных. При этом прослеживается тенденция роста доли федеральных налогов.

Мировой опыт свидетельствует, что особенно велико значении принципа в странах со сложным национальным составом и национально-государственным устройством: нет почвы для формирования доходов по так называемой одноканальной системе бюджетной структуры "снизу-вверх".

6) Учет национальных и территориальных интересов.

В налоговом законодательстве увеличена доля налогов, остающихся территориям, кардинально изменена структура налогов.

Предусмотрен ряд налогов, стимулирующих социально-экономическое развитие территорий.

7) Сопряженность с мировым экономическим пространством.

При формировании налоговой системы широко использован мировой опыт налогообложения и, прежде всего, развитых государств.

8) Однократность налогообложения.

Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

 

Оценку системы налогообложения можно сделать через выявление предполагаемых либо реальных экономико-организационных последствий налогового воздействия на предпринимателей.

Воздействие через налоги на экономический механизм иллюстрирует более удачный выбор варианта социального обеспечения населения.

Один путь – повышение налогов на социальные нужды, отчисляемые с прибыли предприятия, но есть и иное решение. Можно уменьшить налоги на прибыль и тем самым предоставить предприятиям средства к расширению производства. Это создает новые рабочие места и обеспечит улучшение положения безработных за счет уменьшения их количества.

На определенных этапах развития страны эта задача решается по-разному.

Через налог у предпринимателя изымается часть полученного или возможного дохода. Естественный реакцией на налогообложение является выбор им варианта своей деятельности, уменьшающего субъективно несправедливое налоговое давление. Если прибыль предприятия изымается через налог, предприниматель либо ликвидирует предприятие, либо принимает все меры к использованию средств до образования прибыли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.009 с.)