ТЕМА № 2: Основы финансовых отношений, финансовое регулирование



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА № 2: Основы финансовых отношений, финансовое регулирование



Содержание

ТЕМА № 1: Введение в дисциплину ...................………………………. 3
ТЕМА № 2: Основы финансовых отношений, финансовое регулирование ...................................................................................................................   5
ТЕМА № 3: Сферы и звенья финансовой системы государства………. 30
ТЕМА № 4: Бюджетные отношения и бюджетная система РФ …….... 62
ТЕМА № 5: Налоги и налоговая система………………………………… 95
ТЕМА № 6: Государственные социальные внебюджетные фонды …… 121
ТЕМА № 7: Формирование и использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов ……………………….............................   128
Список используемой литературы………………………………………… 148
Перечень контрольных вопросов по дисциплине "Государственные и муниципальные финансы"…………............................................................   148
Практические задания …………………………………………………….. 150

ТЕМА № 1: Введение в дисциплину

Современная рыночная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Более того, такой механизм стал одним из сущностных  признаков высокоразвитого демократического общества. Свое практическое воплощение это взаимодействие находит в самых различных формах и направлениях: в создании самой инфраструктуры экономической системы; обеспечении благоприятных условий для эффективного функционирования экономики; деятельности полуправительственных экспертно-консультативных организаций с обязательным участием в них деловых кругов; формировании и реализации промышленной и внешнеэкономической политики; размещении государственных и муниципальных заказов; корпоративизме в регулировании социально-трудовых отношений и т.д.

Особую значимость и актуальность взаимодействие властных структур и бизнеса, политики и экономики приобретает в периоды радикальных социально-экономических и общественно-политических преобразований. Об этом свидетельствует, например, опыт так называемых новых индустриальных стран, где переход на рельсы рыночной экономики и ее стремительное развитие произошли при самом активном участии и поддержке государства. Современное положение дел в экономической и политической жизни российского общества со всей определенностью ставят на повестку дня вопрос о роли и месте властных структур как федерального, так регионального и муниципального уровней в системе жизнеобеспечения общества, особенно экономической и социальной сфер. Однако в настоящее время в России практика такого рода узаконенного взаимодействия и разрешения, возникающих перед обществом проблем находится в процессе совершенствования, что в значительной степени повышает требования к функционированию отечественной экономики.

Это обусловливает необходимость всестороннего исследования отношений, складывающихся между государством и бизнесом, властными и предпринимательскими структурами, государственными учреждениями и отдельными предпринимателями, работодателями и наемными работниками, а также разработок конкретных практических рекомендаций по формированию эффективного механизма принятия решений по широкому комплексу социально-экономических и политических проблем.

В отечественной научной литературе эта проблема исследуется недостаточно. Более того, в последние годы проблема предпринимательства получила достаточно широкое отражение. Многие научные публикации посвящены исследованию сущности и содержания феномена предпринимательства, его генезиса, характеристике преимуществ малого и крупного бизнеса, форм и методов государственной их поддержки. В работах многих авторов обосновывается необходимость государственного регулирования экономических и социальных процессов в современных условиях, формирования институциональных основ ее социальной ориентации. Исследования, в которых затрагиваются те или иные аспекты государственной поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях, самоорганизации современного российского предпринимательства и практики его деятельности подтверждают необходимость реализации комплекса мер по совершенствованию финансово-экономической и хозяйственной структур Российского общества.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку населения.

Очевидно, что успех экономического роста в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Определяющим показателем формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств являются финансовые ресурсы, характеристика и структура которых основана на понятии "Финансы", как самостоятельной экономической категории.

Финансы – это наука о совокупности экономических отношений и взаимосвязей, складывающихся в реальном денежном обороте, обслуживающем сферы производства, обращения и обмена.

Финансы способствуют развитию рыночных институтов, укреплению федеративных основ устройства государства, оптимизации факторов экономической эффективности и социальной справедливости, перераспределению ресурсов в социальную сферу и сферу домашних хозяйств, стимулированию инвестиционной активности предприятий, совершенствованию банковской системы, углублению экономических отношений и формированию международных рынков капиталов.

Изучение финансов позволяет знать, куда и на что используются изымаемые у предприятий и граждан налоги, каковы причины и последствия бюджетного дефицита, зачем нам нужны фондовые биржи, являются ли предлагаемые правительством экономические и социальные программы эффективными, следует ли дальше дотировать убыточные предприятия или не препятствовать их банкротству, как и зачем нужно совершенствовать налоговую систему и т.д.

Для того, чтобы ответить на эти и ряд других вопросов, необходимо, прежде всего изучить теоретические основы финансов.

Основная задача – понять основу изучения курса "Финансы", его основополагающие теоретические положения – начало начал, отталкиваясь от которых можно и должно углубляться в курс изучаемой дисциплины.

Термин "финансы" произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII – XV в.в.. В дальнейшем термин и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, то есть деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет. Следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Предметом изучения дисциплины является усвоение знаний о финансовых отношениях связанных с формированием и распределением денежных средств, финансовой деятельности предприятий и организации, а так же определению потребности в финансовых ресурсах, планированию фондов, использованию привлеченных и заемных источников, финансированию затрат, обеспечению эффективного вложения средств. Достаточно велика роль финансов в управлении экономикой. В процессе изучения дисциплины, обучаемые должны знать:

- необходимость, сущность и функции финансов;

- систему формирования и распределения финансовых ресурсов;

- основы устройства финансовой системы государства;

- структуру государственного бюджета и принцип его построения;

- бюджетное устройство и бюджетный процесс;

- формирование доходов и расходов бюджета;

- основные виды внебюджетных фондов;

- систему финансовых отношений, складывающихся у субъектов хозяйствования;

- источники формирования фондов денежных средств и основные направления их использования;

Финансы определяются как один из базовых элементов экономических отношений, предметной областью которого выступает процесс формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и конкретных субъектов хозяйства.

Знания, полученные в процессе изучения настоящего курса, будут необходимы для успешного изучения специальных дисциплин: страховое и банковское дело, финансовый менеджмент, налоги и налогообложение, бухгалтерский учет, анализ и аудит.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения финансов и финансовых отношений выражается в двух основных аспектах:

1. Россия находится на пути совершенствования рыночной экономики. Успешный рост экономики в значительной степени зависит, от того насколько глубоко и полно сформировано новое экономическое мышление у населения. Без нового экономического мировоззрения невозможно на научной основе осмыслить и понять пути совершенствования рыночных отношений, а финансы являются неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно важным инструментом реализации государственной политики.

2. Россия активно интегрируется в мировую экономику. Первостепенное значение в этих условиях приобретают правильные ответы на вопросы о том, как сбалансировать экономическую ситуацию, какими методами добиться нормализации финансового положения страны, т.е. чтобы предприятия работали эффективно, повышалась заработная плата, пенсии, стипендии, налоговая система стимулировала производство и денежные средства вовремя и в полном объеме перечислялись в государственный бюджет и только тогда государство сможет выполнять все свои функции. Чтобы ответить на все эти вопросы, принять правильные решения в процессе экономического развития, необходимо глубоко знать экономические процессы, природу финансов, разбираться в особенностях их функционирования, воспитывать новое поколение "рыночников", чтобы проводить наиболее взвешенную экономическую политику.

I. ВОПРОС: Понятие о финансах и их содержание.

Предметом изучения раздела "Финансы" является движение денежных средств в виде наличных, безналичных денег, ценных бумаг, т.е. движение финансовых потоков, образование и использование самых различных фондов денежных средств. Например, образование и использование такого фонда как Государственный бюджет или Пенсионный фонд.

Что позволяет знать изучение финансов? Изучение финансов позволяет знать:

а) куда и на что используются изымаемые у предприятий и граждан

налоги; 

б) каковы причины и последствия бюджетного дефицита;

в) зачем нужны фондовые биржи;

г) следует ли датировать убыточные предприятия; 

д) как и зачем нужно совершенствовать налоговую систему.

 

Финансовое развитие волнует сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер зарплаты, налогов, отчисление на социальное страхование, цена акций и облигаций, проблемы финансирования социальной сферы, науки - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они волнуют каждого россиянина.

Изучение основ науки о финансах выдвигает следующие задачи:

Во-первых, раскрыть теоретические основы функционирования финансов, их необходимость, сущность, функции и роль.

Во-вторых, познакомиться с принципами организации финансов в разных сферах деятельности, основами формирования и использования целевых денежных фондов.

В-третьих, показать возможные направления влияния финансов на общественный прогресс, достигаемые с их помощью результаты, а также недостатки действующего финансового механизма и пути его активизации в будущем.

Слово "financia", в переводе с латинского, означает "денежный платеж".

Платеж это - движение денег от одного субъекта к другому.

Появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движением денег. Финансовые отношения - это денежные отношения, а денежные отношения - это часть экономических отношений.

Сущность финансов заключается в том, что они являются частью экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе воспроизводства. Процесс воспроизводства включает четыре последовательные стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

                             (П - Р - О - П)

Где же возникают финансовые отношения, на какой стадии воспроизводства?

Характеристика стадий воспроизводства:

I. Появление финансовых отношений, всегда дает о себе знать реальным движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадии производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов. Действительно, на первой стадии - стадии производства, происходит смена форм стоимости (из материальной формы стоимость переходит в производственную, а из неё - в товарную Т...П...Т), которая не сопровождается реальным движением денежных средств.

II. На четвертой стадии - стадии потребления, тоже нет реального движения денежных средств, поскольку потребление осуществляется в натурально-вещественной форме: потребляются средства производства и предметы потребления.

III. Реально движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса. Однако характер движения стоимости (в ее денежной форме) на этих стадиях различен, что не позволяет обе их относить к сфере функционирования финансов.

IV. На второй стадии - стадии распределения, движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). Отсюда, на второй стадии воспроизводства, имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости.

V. На третьей стадии - стадии обмена, распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную, где совершаются акты купли-продажи (Т-Д и Д-Т). В обмене нет отчуждения стоимости.

Значит, областью возникновения, и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса.

Что же происходит на этой стадии?

1. Распределение стоимости валового национального продукта (ВНП) по целевому назначению (например, амортизационные отчисления, прибыль - предприятию; косвенные налоги - государству; заработная плата - населению).

2. Распределение стоимости ВНП по участникам финансовых отношений, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте (например, пенсия пенсионера - это его доля в производственном продукте). Финансы непосредственно не участвуют в процессе производства материальных благ, они способствуют движению ВНП на всех фазах общественного воспроизводства, но областью функционирования финансов является только вторая ступень-стадия распределения.

П – Р – О - П

Объектом распределения на макро уровне (в рамках государства) служит ВНП, НД, а в рамках предприятия - на микро уровне - доход (прибыль) предприятия. Следовательно, финансовые отношения - это денежные отношения, которые возникают по поводу распределения созданного в обществе ВНП и НД, а не по поводу производства. В этой связи финансовые отношения вторичны, поскольку распределять можно только то, что произведено.

Финансы, по своей природе, имеют распределительный характер, Объектами распределения является ВНП и НД. А зачем вообще нужно распределение?

Назначение процесса распределения:

1. Все начинается с исходных, первоначальных жизненных потребностей, удовлетворение которых требует производства и воспроизводства экономического продукта.

2. Производство и воспроизводство, в свою очередь, связано с необходимостью распределения, обмена, накопления общественного продукта.

3. Распределение, обмен, накопление неумолимо требуют вовлечения денег и финансов в экономические процессы и экономические отношения.

Распределение - неотъемлемая часть процесса воспроизводства.

К. Маркс писал: "Распределение необходимо, чтобы обеспечить нужды расширенного воспроизводства, удовлетворить коллективные общественные потребности, создать страховые фонды".

Распределение было всегда, даже на самых ранних ступенях общественного развития и сохранится в будущем. Конкретные формы распределения менялись, и будут меняться.

Условия функционирования финансов:

- наличие денег;

- развитие товарно-денежных отношений (ТДО).

Взаимосвязь условий функционирования финансов:

1. Без ТДО не возникли бы и не могут существовать экономические отношения по поводу образования и использования денежных фондов.

2. Причиной, порождающей появление финансов является, потребности субъектов хозяйствования и государства в денежных средствах, обеспечивающих их деятельность.

3. Потребность в денежных средствах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления.

Влияние государства на функционирование финансов:

1. Факт существования государства не дает оснований для того, чтобы считать его деятельность причиной, порождающей финансы. Финансы объективно необходимы, т.к. обусловлены потребностью общественного развития.

2. Государство же может лишь учитывать объективную необходимость финансовых отношений и на этой основе разрабатывать различные формы их использования:

а) вводить или отменять конкретные виды платежей;

б) изменять формы использования финансовых средств.

3. Государство своей деятельностью может активно влиять на развитие финансовых отношений, тем не менее, оно не в состоянии ни создавать финансовые отношения, ни отменять их, если отсутствуют соответствующие объективные предпосылки.

4. Именно общественные условия, а не деятельность государства служат основой существования финансов.

Необходимость финансов:

Необходимость финансов заключается в том, что финансы - неотъемлемый процесс воспроизводства, без которого невозможно распределять ВНП на всех уровнях хозяйствования. Финансы одинаково необходимы и низовому звену - предприятиям (организациям, учреждениям) и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам) и государственной системе управления социально-экономическими процессами.

ВВЕДЕНИЕ

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны – вновь созданная стоимость валового внутреннего продукта за вычетом стоимости потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главным условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений определяется при рассмотрении вопроса – за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та "работа", которую выполняют финансы.

Если говорить о финансах в целом, то они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства (например, финансы предприятий) и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет также и функцию формирования денежных доходов (обеспечивающую функцию).

 

ВВЕДЕНИЕ

Финансовая политика – это совокупность мероприятий государства в области финансов. Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими ресурсами реализации государственной программы экономического и социального развития.

Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение принимаемых в ней решений. Законодательными правами наделено только государство. Однако можно говорить о финансовой политике региона, города и т.д. (местные органы власти), поскольку они обладают определенными законодательными правами. Финансовое право является обязательным элементом проведения финансовой политики.

Для эффективного проведения финансовой политики большое значение имеет механизм ее финансового регулирования. Такое регулирование осуществляет исполнительная власть, поскольку она имеет развернутый аппарат для проведения этой политики. Однако основная часть нормативных документов в демократическом обществе принимается парламентом; таким образом, финансовая политика исполнительной власти корректируется законодательной.

В демократическом обществе исполнительная власть может осуществлять свою деятельность только в соответствии с законом. Мировая практика показывает. Что эффективный парламентский контроль предупреждает неправильные решения, принимаемые исполнительной властью, поскольку на нее воздействуют различные лоббистские группировки.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни. Не в меньшей мере ее успех зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей.

Для оценки финансовой политики данного правительства в первую очередь необходимо знать, какую цель оно ставило в общественном развитии, какие перспективные и более близкие задачи и в какие сроки они должны быть решены. Только при таком условии можно дать объективную оценку финансовой политике.

 

I. ВОПРОС: Содержание финансовой политики

Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме государственного регулирования играют финансы.

 В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение, а также использование для выполнения государством своих функций и задач на основе законодательства страны.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение стратегии и тактики;

2. Создание адекватного финансового механизма;

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Базовыми показателями финансовой политики являются финансовая стратегия и тактика:

1. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

2. Одновременно государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений.

3. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется: финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Назначение финансовой стратегии:

Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика - направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Назначение финансовой тактики:

При относительной стабильности финансовой стратегии, финансовая тактика должна обладать гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов.

 Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Такая взаимосвязь показывает следующее:

Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Тактика, выявляя важные участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Для России стратегическая задача - развитие рыночной экономики. Это можно достичь при осуществлении тактических целей и задач:

- сдерживание инфляции;

- повышение объема производства;

- улучшение жизненного уровня населения;

- приоритетное финансирование производственной и социальной сферы.

- конкурентноспособность России на мировом рынке.

Финансовый механизм - совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

 Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию и уровню развития финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

1. Формы финансовых ресурсов, методы их формирования;

2. Система законодательных норм и нормативов, используемых при определении доходов и расходов государства;

3. Организация бюджетной системы;

4. Организация финансов предприятий;

5. Организация рынка ценных бумаг (РЦБ).

Виды финансового механизма

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный

1. Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство.

2. В его сферу включаются:

- налоги;

- государственный кредит;

- расходы бюджета;

- бюджетное финансирование;

- организация бюджетного устройства и бюджетного процесса;

- финансовое планирование.

3. Государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников.

Регулирующий.

1. Регулирующий финансовый механизм определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающие прямо интересы государства.

2. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

3. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Основным инструментом, приводящим в действие финансовый механизм, является процесс управления финансами.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными органами.

В России существует целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Федеральное агентство по налогам и сборам, Министерство финансов, Счетная палата, Государственный таможенный комитет, казначейство и т.д.

Управление финансами включает в себя ряд функциональных элементов:

- прогнозирование;

- планирование;

- оперативное управление;

- регулирование;

- контроль.

Финансовый механизм используется для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь.

Отрицательный эффект.

В то же время использование финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям:

- снижению эффективности производства;

- замедлению развития социальной сферы общества;

- резкому ухудшению финансового положения государства.

    

ВВЕДЕНИЕ

Понятие "финансы" нередко отождествляют с деньгами. Однако существование двух разных терминов для определения одной и той же категории вряд ли обосновано.

Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и в переводе на русский язык означает "денежный платеж", "платеж в срок". Финансовые отношения возникли раньше, и историки точно не называют время их зарождения. Одни считают, что финансовые отношения появились, когда государство стало собирать налоги и дань в денежной форме (Древний Рим, Вавилон, Египет). Другие полагают, что они имели место еще раньше – при уплате обязательных денежных взносов в религиозные организации. В России (Киевская Русь) финансовые отношения были развиты слабо, ресурсы государства формировались в основном за счет натуральных податей.

В докапиталистический формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческий и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами служили поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенным товаром), военная добыча, дань с покоренных народов, натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

 

 

I . Этап XVI – XVII век

1. В середине шестнадцатого столетия формируются основные компоненты финансовой системы, свойственны прочному централизованному государству.

В начале XVI столетия основные функции финансового управления сосредотачивались в государственной казне. Казна выполняла функции государственной канцелярии. Из нее же образующиеся ведомства - "дворцы", а позднее "приказы" получали главных дельцов - дьяков и подьячих.

2. Крупнейшей административно-финансовой реформой первых лет правления Ивана Грозного стало введение земского самоуправления.

Вместо наместников на местах выбирались земские старосты из числа наиболее зажиточных посадских людей и крестьян.

Избираемые земские старосты совместно с общинами проводили раскладку податей по плательщикам и отвечали за их сбор. В эти же годы осуществлялся перевод большинства государственных повинностей в денежную форму.

Если в первой половине ХVI века в общем объеме повинностей крестьян преобладала владельческая рента, то во второй половине на первое место в составе повинностей, и особенно денежной их части, выходит рента государственная.

По отношению к недобросовестным плательщикам применялись штрафы, торговая казнь - битье кнутом, конфискация.

3. Земская реформа, общая перепись земли, создание специализированных финансовых приказов, перевод значительной части повинностей в денежную форму завершили создание в середине ХVI века государственных финансов страны и финансовой системы.

4. Однако войны России с другими государствами требовали новых расходов. Иван Грозный перешел к практике взимания чрезвычайных поборов и конфискаций, что привело к разорению крупных хозяйственных центров и к снижению доходов казны.

Столкнувшись с перенапряжением платежных сил страны, финансовая система оказалась неспособной увеличивать размеры податных изъятий.

5. В результате восходящая линия развития страны в 70-80-ые годы ХVI столетия оказалась прерванной. Кризис постиг и государственные финансы.

ХVII век характерен для России как время смуты и нестабильности, что отрицательно сказалось на развитие финансовой системы и требовало особых инструментов управления финансовой системы, а именно:

- вводились чрезвычайные сборы;

- заново организовывалась финансовая администрация и поступление обыкновенных налогов;

- главной статьей доходов казны стали таможенные и кабацкие сборы.

Повышение пошлин приводило к понижению поступлений в казну. В 1646 году по предложению дьяка Назария Чистого была повышена казенная пошлина на соль: добавлено по 2 гривны на пуд соли, что привело к повышению цены на соль в 1,5-2 раза, в результате чего резко снизился объем продаж и казна потерпела убытки.

6. В конце века положение с финансами несколько стабилизировалось: с 1680 по 1701 год объем поступлений в казну удвоился. Основными статьями дохода по-прежнему были таможенные и кабацкие сборы и чеканка монет.

 

II этап XVIII век.

1. В начале восемнадцатого века экономический рост замедлился по причине роста повинностей, связанных с Северной войной. Пётр Великий проводит ряд мероприятий по укреплению финансов и финансовой системы:

- с 1704 г. в государственную монополию были обращены продажа соли и табака;

- казна монополизирована торговлю юфтью, пенькой, дегтем, щетиной, икрой и многими другими товарами;

- в области "винок



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.160.86 (0.031 с.)