Методы мобилизации государственных доходов.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы мобилизации государственных доходов.



В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги, займы эмиссии.

 

Соотношение между методами в разные исторические периоды неодинаково и определяется:

- содержанием финансовой политики;

- хозяйственной конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией;

- степенью остроты возникающих социальных противоречий.

I. Центральное место в государственных доходах занимают налоги.

Они являются универсальной и вместе с тем исходной категорией, выражающей основные свойства финансов, функционирующих в развитой экономической системе рыночного типа. В условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимоотношений.

Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных, так и внебюджетных фондов. Виды налогов, механизм взимания в законодательном порядке закрепляются за соответствующими органами государственного управления.

Налоги, как и доходы в целом, имеют фискальное, экономическое, социальное значение. Мобилизуя денежные средства для государства они выполняют фискальную функцию. Сам же механизм взимания через налоговые льготы положительно влияет на развитие общественного производства, совершенствование отраслей и территориальной структуры. С помощью налогов решаются и социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения и т.д.

 

II. Вторым методом мобилизации государственных доходов являются государственные займы.

Займы находят применение в разных звеньях государственных финансов:

- федеральном;

- региональных и местных бюджетах;

- при формировании внебюджетных фондов;

- в составе привлеченных средств государственных предприятий.

 

Займы используются для обеспечения капитальных затрат в части инвестирования государственного сектора экономики. Существенно возрастает значение займов в период кризисного состояния экономики, когда усиливается финансовая напряженность различных звеньев финансовой системы.

Рост займов в период экономического кризиса может опережать увлечение налогов, поскольку последние в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы.

Займы широко используются для покрытия бюджетного дефицита, причем не только на федеральном, но и региональном и местном уровне.

В рыночной экономике займы используются для покрытия расходов государственных предприятий. Финансирование капитальных вложений, направляемых на модернизацию предприятий, обновление и расширение материально-технической базы может осуществляться за счет привлечения дополнительных финансовых ресурсов путем реализации облигаций займов.

Между налоговым, займовыми методами мобилизации государственных доходов существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Увеличение расходов государства, связанные с погашением займов и выплатой процентов, обуславливает необходимость повышения налогов.

Существует и обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых займов.

Единственным барьером на этом пути является платежеспособный спрос населения и предприятий на государственные ценные бумаги.

III. Третьим методом государственных доходов является эмиссия: бумажно-денежная и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том, случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов.

Бумажно-денежная и кредитная эмиссии, как правило, обусловлена необходимостью покрытия бюджетного дефицита и ведет к инфляции. Развитые страны стремятся не прибегать к кредитной эмиссии, заменяя ее выпуском займов. Однако и займы могут провоцировать инфляционный процесс, если владельцы облигаций резко их "выкинут" на финансовый рынок. Инфляционный процесс будет протекать не в таких масштабах и темпах, как это происходит при эмиссии.

Методы мобилизации государственных доходов позволяют формировать бюджетные фонды на разных уровнях государственного управления.

IV. В ходе образования децентрализованных бюджетных фондов широко используются другие методы: отчисления, различного рода взносы, добровольные поступления и т.д. Особенно широко эти методы используются на государственных предприятиях и низовом уровне формирования внебюджетных фондов.

К не налоговым методам относятся доходы от эксплуатации государственной собственности (дивиденды) и от продажи (сдачи в аренду) имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций, которые полностью или частично включатся в доход бюджета или направляется на нужды развития соответствующего предприятия.

 

Государственные расходы

Государственные расходы - часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.

Специфика государственных расходов - обеспечить денежными средствами потребности государственной сферы деятельности. Содержание и характер государственных расходов связан с функциями государства - экономической, социальной, военной, управленческой.

Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, укрепления обороноспособности страны и осуществления государственного управления. Государство выполняет свои функции через систему органов управления, либо принадлежащих ему предприятий, организаций, учреждений.

Объектом государственных расходов выступают мобилизованные в распоряжении государства и его предприятий доходы, что свидетельствует о взаимосвязи понятий "государственные доходы" и "Государственные расходы".

Вместе с тем отдельные виды государственных доходов, как правило, не закреплены за конкретными видами государственных расходов, что позволяет маневрировать финансовыми ресурсами, сосредотачивая их на наиболее важных  направлениях социально-экономического развития страны. Исключение составляют расходы, связанные с необходимостью обеспечения некоторых видов общественных потребностей достаточными источниками финансирования. Например, в состав бюджета любого уровня управления создаются бюджетные фонды, обеспечиваемые целевым закреплением поступающих доходов за соответствующими расходами. Целевое назначение имеют амортизационные отчисления на предприятиях.

 

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляют систему государственных расходов, построение которой базируется на принципах:

- целевое направление средств;

- безвозвратность расходования государственных средств;

- соблюдение режима экономики.

 

1) Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению согласно финансовых планах.

 Государство устанавливает приоритетность тех или иных потребностей, регламентируя порядок их удовлетворения исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов. Такой подход призван обеспечить условия для получения максимального эффекта от использования имеющихся государственных ресурсов.

2) Принцип безвозвратности использование государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении.

Принцип безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к конечному итогу использования государственных финансовых ресурсов. Порядок их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.

3) Принцип соблюдения режима экономии характеризует систему форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

 

Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах:

- самофинансирование;

- бюджетного финансирования;

- кредитного обеспечения.

 

Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов.

Бюджетное финансирование - применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение.

Кредитное обеспечение применяется государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия текущих и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита.

 

Основные направления государственных расходов:

1) экономические расходы.

Государственные расходы в области экономики имеют важное народнохозяйственное значение:

- способствуют структурной перестройке общественного производства;

- усиливают наращивание научно-технического потенциала;

- содействуют модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства;

- играют активную роль в осуществлении инвестиционной политики, проведении природоохранных мероприятий.

 

2) социальные расходы.

Обусловлены выполнением государством социальной функции. Основная часть государственных расходов социального характера (3/4) финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов.

Расходы государства на социальные цели имеют огромное значение:

- формируемые фонды социального назначения влияют на рост реальных доходов населения, повышают материальный и культурный уровень жизни народа;

- за счет социальных расходов государство финансирует мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы.

 

Важную экономическую и социальную роль имеют децентрализованные государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями, организациями, учреждениями.

Расходы государственных предприятий охватывают два вида затрат:

- затраты, связанные с хозяйственной деятельностью предприятий (текущая и инвестиционная);

- затраты, обусловленные социальными запросами трудового коллектива и отдельных работников.

 

Первый вид затрат необходим для обеспечения расширенного воспроизводства основных и оборотных фондов, эффективности их использования и получения высокого финансового результата, что увеличивает финансовые возможности государства.

Второй вид затрат способствует росту уровня удовлетворения социальных потребностей работников государственных предприятий.

 

3)расходы на содержание государственного аппарата управления.

Расходы, связанные с выполнением государственным аппаратом управления его функций, относятся к бюджетным.

К государственным издержкам управления относятся управленческие расходы государственных предприятий, организаций и учреждений.

Проблема государственных расходов в области управления направлена на удешевление аппарата управления, что безусловно должно привести к сокращению доли расходов на управление в общем объеме государственных расходов.

4) Военные расходы обусловлены выполнением государством оборонной функции. В экономической литературе "перестроечного периода" многие авторы необоснованно принижали роль военных расходов, считая в силу известных событий, связанных с распадом Варшавского договора и СССР, что военная функция государства будет играть все более подчиненную роль.

5) Расходы государства на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность. Данный вид расходов в федеральном бюджете согласно разделам функциональной классификации именуется как "Международная деятельность".

6) Расходы по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга.

Внутренний долг возникает, когда государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков, предприятий, внешний долг - когда государство становится заемщиком финансовых средств у другого государства или международных финансовых организаций.

По истечению определенного срока государство обязано погасить долг и выплатить проценты.

ЛЕКЦИЯ № 2: Местные финансы

Учебные вопросы:

1. Сущность и состав местных финансов

2. Роль местных финансов в решении экономических и социальных задач.

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетное устройство Российской Федерации предусматривает высокую степень самостоятельности субъектов федерации и местных органов государственного самоуправления. Данное положение исходит из мировой практики: во всех развитых странах обязательным компонентом государственного строя является местное самоуправление.

Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются местные финансы, состоящие по названию, из тех же звеньев, что и государственные финансы.

Экономическая природа местных финансов исходит из основы местного самоуправления, в основе которой лежит региональная (муниципальная) собственность:

- средства местных бюджетов, внебюджетных фондов;

- земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности региона (муниципалитета);

- предприятия, банки и другие финансовые институты;

- муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;

- учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

- другое движимое и недвижимое имущество.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.01 с.)