ТЕМА № 3: Сферы и звенья финансовой системы государства



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА № 3: Сферы и звенья финансовой системы государства



ЛЕКЦИЯ № 1: История развития и становления финансовой системы

                        России

Учебные вопросы:

1. Становление и развитие финансовой системы России.

2. Финансовая система России на современном этапе.

 

ВВЕДЕНИЕ

Понятие "финансы" нередко отождествляют с деньгами. Однако существование двух разных терминов для определения одной и той же категории вряд ли обосновано.

Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и в переводе на русский язык означает "денежный платеж", "платеж в срок". Финансовые отношения возникли раньше, и историки точно не называют время их зарождения. Одни считают, что финансовые отношения появились, когда государство стало собирать налоги и дань в денежной форме (Древний Рим, Вавилон, Египет). Другие полагают, что они имели место еще раньше – при уплате обязательных денежных взносов в религиозные организации. В России (Киевская Русь) финансовые отношения были развиты слабо, ресурсы государства формировались в основном за счет натуральных податей.

В докапиталистический формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческий и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами служили поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенным товаром), военная добыча, дань с покоренных народов, натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

 

 

I. ВОПРОС: Становление и развитие финансовой системы России.

Финансовая система России в своем развитии характеризуется несколькими периодами подчеркивающими яркие события ее формирования и совершенствования, включающая несколько основных этапов.

 

Основные этапы развития финансовой системы России:

I . Этап XVI – XVII век

1. В середине шестнадцатого столетия формируются основные компоненты финансовой системы, свойственны прочному централизованному государству.

В начале XVI столетия основные функции финансового управления сосредотачивались в государственной казне. Казна выполняла функции государственной канцелярии. Из нее же образующиеся ведомства - "дворцы", а позднее "приказы" получали главных дельцов - дьяков и подьячих.

2. Крупнейшей административно-финансовой реформой первых лет правления Ивана Грозного стало введение земского самоуправления.

Вместо наместников на местах выбирались земские старосты из числа наиболее зажиточных посадских людей и крестьян.

Избираемые земские старосты совместно с общинами проводили раскладку податей по плательщикам и отвечали за их сбор. В эти же годы осуществлялся перевод большинства государственных повинностей в денежную форму.

Если в первой половине ХVI века в общем объеме повинностей крестьян преобладала владельческая рента, то во второй половине на первое место в составе повинностей, и особенно денежной их части, выходит рента государственная.

По отношению к недобросовестным плательщикам применялись штрафы, торговая казнь - битье кнутом, конфискация.

3. Земская реформа, общая перепись земли, создание специализированных финансовых приказов, перевод значительной части повинностей в денежную форму завершили создание в середине ХVI века государственных финансов страны и финансовой системы.

4. Однако войны России с другими государствами требовали новых расходов. Иван Грозный перешел к практике взимания чрезвычайных поборов и конфискаций, что привело к разорению крупных хозяйственных центров и к снижению доходов казны.

Столкнувшись с перенапряжением платежных сил страны, финансовая система оказалась неспособной увеличивать размеры податных изъятий.

5. В результате восходящая линия развития страны в 70-80-ые годы ХVI столетия оказалась прерванной. Кризис постиг и государственные финансы.

ХVII век характерен для России как время смуты и нестабильности, что отрицательно сказалось на развитие финансовой системы и требовало особых инструментов управления финансовой системы, а именно:

- вводились чрезвычайные сборы;

- заново организовывалась финансовая администрация и поступление обыкновенных налогов;

- главной статьей доходов казны стали таможенные и кабацкие сборы.

Повышение пошлин приводило к понижению поступлений в казну. В 1646 году по предложению дьяка Назария Чистого была повышена казенная пошлина на соль: добавлено по 2 гривны на пуд соли, что привело к повышению цены на соль в 1,5-2 раза, в результате чего резко снизился объем продаж и казна потерпела убытки.

6. В конце века положение с финансами несколько стабилизировалось: с 1680 по 1701 год объем поступлений в казну удвоился. Основными статьями дохода по-прежнему были таможенные и кабацкие сборы и чеканка монет.

 

II этап XVIII век.

1. В начале восемнадцатого века экономический рост замедлился по причине роста повинностей, связанных с Северной войной. Пётр Великий проводит ряд мероприятий по укреплению финансов и финансовой системы:

- с 1704 г. в государственную монополию были обращены продажа соли и табака;

- казна монополизирована торговлю юфтью, пенькой, дегтем, щетиной, икрой и многими другими товарами;

- в области "винокурения" и "торговли питиями" в 1705 г. были введены "поведенная" и "ново уравнительная" пошлины;

- восстановлен монастырский приказ, т.е. казна должна иметь доходы с монастырских вотчин;

- выпуск медной монеты за 1705-1707 гг. увеличился более чем в 10 раз;

- в 1724 г. (последнем году царствования Петра) в приходе государства насчитывалось свыше 70 мелких доходных статей: "налоги" с бород, с платьев и т.д.

2. Главный путь выхода из денежных затруднений Петр I "видел" в реорганизации управления финансовым хозяйством. Вместо "Приказов" на местах вводилось губернское управление это позволило улучшить ситуацию, а именно:

- Согласно новому устройству финансового хозяйства собранные средства должны были прямо направляться к месту своего использования. Общегосударственные росписи доходов и расходов отсутствовали.

- Новый способ упрочения государственных финансов был открыт на пути кардинального реформирования прямого обложения - введение подушной подати. (Петр I данный налог заимствовал у Франции).

- Введение "подушины" преследовала цель содержать значительную по численности армию. Сбор подушной подати был полностью отнесен к компетенции военного ведомства.

С введением "Подушины" крестьянин перестал быть прикреплен  к какой-либо податной единице: "сохе", либо "двору". Податной единицей стала его собственная "душа", трактуемая с точки зрения государственного интереса - как идеальная платежная способность, существующая вследствие способности крестьянина к труду.

Перенесение центра тяжести прямого обложения с земли и имущества на рабочие руки, способность крестьянина к труду сыграло важную роль в хозяйственном развитии страны. Благодаря этому была ликвидирована основная причина сокращения крестьянской запашки. Посевные площади в основных районах стали увеличиваться, а с ним и благосостояние, и численность населения.

3. За следующие после царствования Петра четыре десятилетия (до 1762 г.) население России увеличилось почти на одну треть.

 

III этап XIX век.

Финансовые реформы ХIХ столетия связаны с именем Сперанского М.М., который, будучи ближайшим советником императора Александра I.

1. В 1810 году Сперанский М.М. представил государственному Совету "План финансов", в котором интересы дворян ущемлялись в угоду общегосударственным интересам.

Тем самым Сперанский М.М. внес положительный вклад в развитие финансов России.

2. В "Плане финансов" Сперанского М.М. содержались теоретические основы реформ в области финансов. Сперанский М.М. доказывал, что нужно и изменение организации бюджетного дела, что позволит приспособить ее во все сферы хозяйства капиталистических отношений.

 "План финансов" вскрывал причину расстройства финансов. М.М. Сперанский утверждал: "Главное расстройство в финансах есть несоразмерность расходов с приходами. Соразмерность восстанавливается двумя способами: сокращением издержек и преумножением доходов".

3. Сперанский предлагал издержки сократить, руководствуясь правилом:

- необходимые издержки сохранить;

- полезные отложить;

- излишние вовсе прекратить.

 

Ключевые предложения Сперанского М.М.:

- Методологической основой его взглядов была трудовая теория стоимости, проповедовавшаяся классиками буржуазной политической экономии.

- М.М. Сперанский одним из первых выступил с идеей создания Государственного банка и развертывания кредитных операций.  Его план предусматривал такую организацию деятельности банка, которая освобождала бы банк от чрезмерной зависимости от правительства, как это было, когда банк служил источником покрытия постоянного бюджетного дефицита.

- Прогрессивным было предложение о замене дворянских банков долгосрочного кредита новыми частными банками, созданными на акционерных началах, которые выдавали бы кредит под залог недвижимого имущества.

3. Через 21 год после смерти М.М. Сперанского в 1860 году в России был учрежден Государственный банк. Это было связано с подготовкой и проведением крестьянской реформы 1861 года.

После крестьянской реформы 1861 года было проведено ряд мероприятий по совершенствованию финансовой системы и прежде всего ее главного звена - государственного бюджета. Они в себя включали:

- 22 мая 1862 года были введены "Правила о составлении, рассмотрении, и использовании государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений". 

Все ведомства должны были ежегодно составлять сметы по установленной форме с подробными указаниями отдельных статей и параграфов расходов. Общая роспись бюджета государства составлялась Министерством финансов, затем утверждалась Государственным Советом и Императором, после чего становилось законом.

- с 1862 года роспись стала публиковаться. В 1864-1868 гг. государственные доходы были сосредоточены в кассах государственного казначейства Министерства финансов.

В соответствии с бюджетными сметами и кассовыми росписями производились соответствующие расходы.

- возросло значение государственного финансового контроля.

Ежегодно проверялась законность проекта росписи доходов и расходов до его рассмотрения в Государственном совете. После исполнения бюджета Государственному совету передавался отчет об исполнении.

- в 1865 году были созданы местные органы государственного контроля - контрольные палаты;

- в начале 60-х годов винные откупа были заменены акцизными сборами на производство спиртных напитков, а с 1866 г. на табак.

Для взимания акциза были созданы губернские и окружные акцизные управления.

- департамент разных податей и сборов Министерства финансов был разделен в 1863 году на департаменты неокладных сборов (косвенных налогов) и окладных сборов (прямые налоги).

 

В ХIХ столетии в России создаются земства. Бюджеты земств (земских учреждений) складывались из сборов, которыми земства облагало население. Правительство не финансировало земства.

 

Значение создания земств в развитии финансовой системы России:

Основной финансовой деятельностью земских учреждений было составление смет, учитывающие уездные и губернские потребности и источники их удовлетворения. Земские сметы делились на сметы денежных доходов и расходов, а земские доходы по способам их получения: на окладные и неокладные.

К окладным доходам относились

- обложение земель, лесов, недвижимости, торгово-промышленных помещений;

- патентов и прочих торговых документов.

Основу бюджета земств составлял сбор с земли.

Неокладные доходы (неопределенные):

- сборы с ценных бумаг;

- судебные пошлины;

- процентов с капиталов.

В целом доходная часть смет росла, что позволяло земствам постоянно увеличивать расходную часть бюджета.

Земские расходы делились на обязательные и необязательные.

 

Обязательные расходы:

- содержание местного гражданского управления;

- содержание присутствий по крестьянским делам;

- расходы по общественному призрению (содержание нищих);

- дорожные расходы (содержание и ремонт дорог);

- подводные расходы (содержание подвод для разъездной полиции).

 

Необязательные расходы:

- расходы на народное образование;

- расходы на медицину;

- содержание управы, почты, экономических и других мероприятий.

Среди необязательных расходов главное место занимали затраты на медицину и народное образование, которые постоянно увеличивались.

Земские учреждения решали многие местные проблемы и достигли определенных результатов в отдельных областях.

Составляемые в ХIХ веке Министерством финансов России бюджеты, свидетельствовали, о достаточно частом превышении государственных расходов над доходами. Из 54 бюджетных дефицитов 32 были связаны с крупными войнами и участием России в вооруженных конфликтах.

 

IV этап – XX век

1. Тенденция XIX века сохранилась и в начале ХХ века. Для ведения русско-японской войны государством было выделено в 1904 году 617 млн. рублей, а в 1905 году - 1,137 млн. рублей, что привело к росту чрезвычайных расходов и дефициту бюджета. В результате государственный бюджет был сведен в 1904 году с дефицитом в 334 млн. рублей, а в 1905 году – в 387 млн. рублей, что составило соответственно 12 и 12,4 % к объему государственных расходов.

2. Финансовая система этого периода состояла из следующих звеньев:

- государственного бюджета;

- бюджетов местных органов власти (губерний, волостей, уездов);

- бюджетов органов власти местного самоуправления – Земств

- финансов предприятий различных форм собственности.

3. Периоды дефицитного финансирования чередовались с периодами "бюджетного излишка":

- 1859-1862 годы - превышение государственных доходов над расходами составило – 7,8 млрд. рублей;

- 1857-1858 год - дефицит бюджета составил - 6,3 млрд. рублей;

- 1904-1905 год - дефицит 720 млн. рублей;

- 1906-1911 годы – профицит 721,2 млн. рублей.

С 1914 по 1926 годы государственный бюджет ежегодно сводился с дефицитом. Причины (Мировая и гражданская войны) и нетрадиционные - новые: слом политической системы, ухудшение экономической ситуации.

4. Начиная с 1917 года происходит полное разложение российской финансовой системы.

К 1919 году государственные доходы сократились до 1/20 части доходов 1917 года или 1/40 части доходов 1914 года.

Вплоть до 1924-25 финансового года подавляющая часть бюджета велась в натуральном выражении при общем обвальном сокращении объема перераспределяемых финансовых ресурсов посредством государственного бюджета. Чисто денежный бюджет появился лишь к 1924-1925 финансовому году.

5. Начиная с 1925-1926 финансового года государственный бюджет стал составляться преимущественно методом автоматической мажарации, предусматривающий резерв.

В целом финансовая система России вплоть до 1991 года состояла из двух звеньев:

- государственного бюджета СССР;

- финансы объединений, предприятий и отраслей народного хозяйства.

Государственный бюджет СССР представлял собой систему различных видов бюджетов,  объединенных по единым принципам в одно целое и в своей совокупности образовывал бюджетную систему страны.

Все виды бюджетов, объединенные в государственном бюджете, являлись составной частью единой бюджетной системы СССР. Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик. В государственный бюджет СССР включался бюджет государственного социального страхования.

В состав государственных бюджетов союзных республик входили: республиканские бюджеты союзных республик, бюджет краев, областей и городов республиканского значения.

 Государственный бюджет автономной республики объединял республиканский бюджет автономной республики, бюджеты районов, городов республиканского подчинения. Бюджеты краев и областей включали: краевой, областной бюджет, бюджеты районов и городов областного (краевого) подчинения. В бюджет района входили: районный бюджет, бюджеты городов районного подчинения, сельские и поселковые бюджеты.

Что касается второго звена финансовой системы СССР, то оно представляло собой систему экономических (финансовых) отношений, связанных с кругооборотом средств, образованием и использованием денежных доходов, денежных фондов, контролем за производством, распределением и использованием общественного продукта и национального дохода в процессе расширенного воспроизводства.

В начале 90-х годов финансовая система России претерпевает коренное качественное и количественное изменение, связанное с переходом страны на рыночные отношения.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.017 с.)