II . ВОПРОС: Организационные формы финансового контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . ВОПРОС: Организационные формы финансового контроля.



 

Результатами финансового контроля являются различные факты экономической жизни и количественные показатели

Государственный финансовый контроль является важнейшим элементом управления государственными финансами.

Финансовый контроль на макроуровне – это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства. Он создан:

- для обеспечения процесса формирования и эффективного использования фондов денежных средств;

- для контроля за соответствием действующих форм и методов реализации финансовых отношений;

Финансовый контроль имеет несколько организационных форм, а его проведение возложено на различные организационные структуры (как государственные, так и негосударственные).

 По органам осуществления финансовый контроль бывает:

I. Государственный

II. Ведомственный

III. Внутрихозяйственный

IV. Аудиторский

I. Государственный финансовый контроль является важнейшей функцией любого государства, обязательным условием нормальной деятельности финансовой системы.

Функции государственного финансового контроля возложены на:

1. Счетную палату РФ

2. Центральный банк РФ

3. Министерство финансов РФ, в состав которого входят Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление (КРУ)

4. Федеральное агентство по налогам и сборам РФ

5. Государственный таможенный комитет РФ

6. Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю

7. Департамент по надзору за страховой деятельностью

8. А также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств бюджета и внебюджетных фондов.

 Изучение зарубежного опыта показывает, что совершенствование государственного финансового контроля должно идти и по двум наиболее важным направлениям:

1. Усиление независимости контролеров от каких-либо влияний на их решения, т.е. сила контроля - в его независимости;

2. Повышение эффективности контрольно-финансовой службы, неотвратимость наказания за любые финансовые нарушения.

 Например:

В США деятельностью Главного контрольно-финансового управления (ГКФУ) руководит Генеральный контролер, назначаемый Президентом США на срок 15 лет и утверждаемый в должности Сенатом США. Он может быть отстранен от должности в результате принятия совместной резолюции Конгресса, подписанной Президентом США.

Во Франции руководство Счетной палатой состоит из несменяемых магистров, которые имеют право самостоятельно принимать окончательные решения, не подлежащие отмене никакими другими органами.

В Великобритании закон 1983 г. сделал национальное контрольно-ревизионное управление независимым от правительства, а руководитель этого ведомства - Генеральный контролер-ревизор является должностным лицом палаты общин.

В Южной Корее руководитель контрольного органа по своему положению стоит выше любого министра. Его статус примерно соответствует первому вице-премьеру.

    

Счетная палата:

1. В РФ особое место в системе государственного контроля принадлежит Счетной палате РФ.

2. Счетная палата - независимый от Правительства РФ орган государственного финансового контроля и подчиненный Федеральному собранию РФ.

3. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами.

4. Контролю подлежат все государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и Центробанк РФ; коммерческие банки, страховые фирмы и коммерческие организации – в части, связанной с получением и использованием средств бюджета, внебюджетных фондов и федеральной собственности.

 

Основные задачи Счетной палаты:

- организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;

- оценка эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств;

- использование федеральной собственности;

- контроль за состоянием внутреннего и внешнего долга РФ;

- эффективность использования иностранных кредитов и займов;

- регулярное представление Федеральному собранию информации о ходе исполнения федерального бюджета.

 

Министерство финансов РФ:

1. Министерство финансов РФ разрабатывает, контролирует финансовую политику страны и осуществляет финансовый контроль в процессе разработки бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

2. Контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

 3. Контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые ресурсы только федерального уровня.

4. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов федерации и органов местного самоуправления. Эти органы несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

 Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.

А) КРУ и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями.

Б) КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

В) Федеральное казначейство и его органы на местах осуществляют контроль по нескольким направлениям:

- за доходной и расходной частью бюджета в процессе их исполнения;

- совместно с банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

- за государственными федеральными внебюджетными фондами и отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Г) Органы Казначейства имеют право осуществлять проверки денежных документов во всех предприятиях и организациях любой формы собственности, использующих средства бюджета и внебюджетных фондов

Д) Применять к нарушителям штрафные санкции, принудительно взыскивать используемые не по назначению средства.

Е) Органы Казначейства тесно взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными органами.

В России существует ряд специальных финансовых органов, сферой контроля которых является конкретная область финансов (налогообложение, валютные сделки, таможенные пошлины, страхование).

Главная задача налоговых органов - обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Налоговые органы имеют право:

- проверять любые денежные документы у физических и юридических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства;

- контролировать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

- применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие документов и приостановление операций по счетам в банках.

 

  Налоговые инспекции имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

 

Департамент по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов РФ:

1. Проводит лицензирование и регулирование единого страхового рынка

2. Осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков.

 3. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства орган надзора имеет право ограничить действие лицензий страховых фирм, либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.

 

Центральный Банк РФ

1. Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному Банку Российской Федерации (ЦБРФ)

2. ЦБРФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. 

3. С этой целью создано специальное подразделение - Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБРФ нормативов банковской деятельности.

4. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками недостоверной информации ЦБРФ имеет право наложить штраф, заменить руководство банка, запретить проведение отдельных банковских операций и как крайняя мера - отзыв лицензии и ликвидация банка.

Ведомственный финансовый контроль:

1. Осуществляется руководителями соответствующих министерств и ведомств через подчиненные им контрольно-финансовые органы.

2. Ревизии и проверки проводятся комплексно - один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года - в остальных.

3. Деятельность контрольно-ревизионных служб находится под контролем Министерства финансов и финансовых органов субъектов федерации.

4. Сфера применения контроля - сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов, пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок, состояние учета и отчетности.

5. Ведомственный контроль является более качественным, так как он проводится ревизорами, знающими специфику своего ведомства, а его недостаток - зависимость от лиц, руководящих тем или иным министерством не желающими "выносить сор из избы".

В современных условиях должна функционировать эффективная система независимого, аудиторского контроля.

Аудиторский финансовый контроль:

Аудит - это система финансового контроля, основанного на хозрасчетных началах. Аудитом имеют право заниматься граждане и фирмы, имеющие лицензию на право занятия аудиторской деятельностью.

В своей деятельности аудиторы призваны, активно содействовать проведению курса на увеличение денежных накоплений, рациональное и экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и самофинансирования.

 1. Аудиторы проверяют состояние экономики предприятий, выполнение планов их деятельности, соблюдение законности совершаемых хозяйственных операций, сохранность денежных средств и материальных ценностей, правильности и достоверности ведения бухгалтерского учета и отчетности, финансовых, кредитных и расчетных операций.

 Серьезное внимание должно уделяться соблюдению положений учредительского договора и Устава предприятия (фирмы), а также документов, определяющих внутриорганизационные отношения в части регулирования финансовой и хозяйственной деятельности.

2. Аудиторские проверки финансово-хозяйственной деятельности проводятся на основе заказов, хозяйственных договоров с организациями и фирмами. Объем работы определяется как сумма договоров с заказчиками на проведение проверок и консультационных услуг. Перечень вопросов подлежащих проверке аудитором согласовываются с заказчиком.

3. Предприятия (фирмы) обязаны представлять в распоряжение аудиторов все материалы и документы, необходимые для осуществления проверок и создать надлежащие условия для работы.

 4. Для обобщения результатов проверок составляется акт, в котором отражаются выявленные недостатки и нарушения хозяйственной и финансовой дисциплины, даются заключения по отчетам и балансам.

5. Результаты проверок носят конфиденциальный характер и не должны разглашаться.

6. Аудитор несет ответственность за искажение в акте действительного состояния дел в проверенном им предприятии, преднамеренное сокрытие фактов хищений, нарушений, злоупотреблений, а также за использование служебного положения в корыстных целях.

7. Аудиторская проверка может быть инициативной и обязательной.

Если инициативная проверка проводится по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится во всех случаях.

Обязательной проверке подлежат все банки, страховые компании, биржи, внебюджетные фонды, все предприятия, создаваемые в форме акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Обязательная проверка может быть проведена по требованию прокурора, казначейства, органов Министерства по налогам и сборам и федеральной службы налоговой полиции.

 Уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

 8. Все услуги аудиторских организаций платные. Отношение аудитора с клиентами оформляются договором с оплатой по договорным ценам. 

Если проверка проводится по поручению судебных органов, то оплата услуг производится за счет проверяемой организации по тарифам, утвержденным Правительством РФ.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора.

Различают четыре варианта заключения:

- заключение без замечаний - аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;

- заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее о достоверности показателей, но аудитором установлены отдельные упущения;

- отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора бухгалтерский учет и финансовая отчетность не дают достоверного представления о финансовом положении предприятия;

- заключение не составляются в том случае, если аудитор не смог выразить свое мнение ввиду не получения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

 

Особую сложность для аудитора представляет прогноз финансовых трудностей. Высококвалифицированный аудитор должен указать на финансовые затруднения клиента прежде, чем они произойдут.

 Ошибка или пропуск в отчетности считаются материальными, если в результате их наличия пользователи отчетностью дезориентированы в принятии своего решения и несут убытки.

 Под аудиторским риском понимается риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о договоренности внешней отчетности. Чем ниже аудиторский риск, тем более уверен аудитор в полной достоверности информации. Нулевой риск означает абсолютную уверенность в достоверности информации, а стопроцентный риск - отсутствие таковой.

Важнейшую роль при проведении финансового контроля играет информационная база, определяющая во многом результаты проверок.

В настоящее время происходит сужение информационной базы и снижение ее качества.

Главным в финансовом контроле при формировании современных условий хозяйствования становится выявление экономической целесообразности определенных затрат, их финансовой эффективности. Контроль, объединенный с анализом хозяйственной деятельности, направлен на выявление резервов производства и их мобилизации.

Главное направление финансового контроля - повышение его роли в системе экономических методов управления производством.

Перспективы финансового контроля в экономическом механизме управления хозяйством заключается не только в оценке произведенных затрат и их результатов, но и в выявлении последствий неосуществленных вовремя мероприятий, установлении упущенной выгоды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.042 с.)