Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глобализация и неолиберализм как американский проектСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Я успел намекнуть, что идеологию глобализации можно отделить от её «действительного» влияния. Обсудим вкратце некоторые перемены, которые трансформировали американскую экономику и трудовые отношения в последние 15 лет прошлого столетия. Затем рассмотрим, как эти изменения «унифицировались» для всех развитых экономик. Думаю, что именно этот интеллектуальный процесс порождает глобалистскую риторику как в неолиберальной, так и в марксистской формах. В 1970-х годах экономика США страдала от высокой инфляции, замедленного экономического роста и плачевного состояния крупных предприятий. Причины этой «болезни» были сложными, но всё началось с первого «нефтяного шока» 1973 г. Интересно и важно то, как был «определён» этот кризис и что понималось под его «преодолением». Когда в 1980 г. к власти пришёл Рональд Рейган, то было провозглашено, что рынки являются лучшим способом организации общества, нежели государство. Рейган предложил политику дерегулирования, согласно которой должны были сократиться налоги, уменьшиться государственное вмешательство, да и роль государства в целом должна была ослабеть. Для ядра американской экономики это означало, что предприятия были приравнены к своей балансовой ведомости, а их основной функцией возвещалось обеспечение прибыли собственникам или акционерам. Следовательно, неприбыльные активы в балансовой ведомости подлежали продаже, а доходы — либо распределению среди акционеров, либо реинвестированию туда, где ожидаются более высокие нормы прибыли. Такой взгляд на предприятие был ответом на происходившее в тот период (1970-е годы), когда перед лицом низких цен на фондовых рынках, высокой инфляции активов и высоких процентных ставок менеджеры занижали стоимость своих активов и финансировали развитие компаний наличными деньгами (см. 339
[Friedman 1985&], а также гл. VII наст. изд.). Финансовые инвесторы начали понимать, что благодаря низким биржевым ценам предприятия можно выкупать и расчленять, извлекая громадную прибыль. Так началась волна слияний 1980-х годов. Со временем, из недр финансовой экономики возникла концепция предприятия, управляемого в интересах акционеров (полемику по этому вопросу см.: [Jensen 1989]), и многие провозгласили финансовые показатели единственным критерием для принятия стратегических решений. Можно показать взаимосвязанность многих тактических приёмов предприятий в 1980-е годы, таких как слияния, распродажи активов, займы, обратный выкуп акций, подавление профсоюзов, сокращение размеров, закрытие прибыльных заводов и увольнение работников, даже если предприятие было прибыльным (см. гл. VII наст. изд.). В 1980-е годы теряли работу не только голубые воротнички, но и менеджеры среднего звена. Менеджеры предприятий сокращали издержки любыми способами, их заботила только финансовая оценка предприятия. Государственная политика лишь усиливала такую точку зрения. Утвердилась консервативная риторика личной ответственности с намёками на то, что всё, что в прошлом ни делало бы государство, было плохо, а всё, происходившее на рынках и с ними связанное, хорошо. Последовавший за этими процессами рост неравенства в доходах, зарплатах и благосостоянии сначала отрицался, а потом был признан естественным. Аналитики американской экономики начали рассматривать эту «новую модель» как решение проблем международной конкуренции, с которыми США столкнулись с 1970-х годов, и проблемы соперничества со стороны Японии с начала 1980-х годов [Ibid.]. Риторика о глобальной конкуренции и концепция предприятия в интересах акционеров сомкнулись. Акцент на стоимости акций должен был привести предприятия в «боевой тонус», а это помогло бы им в конкурентной борьбе, как внутренней, так и внешней, против японцев. Идеология представляет собой набор идей, отражающих некую точку зрения. Идеология глобализации и концепция предприятия, действующего в интересах акционеров, соединились, так что теперь глобализация проявляется не только в соперничестве со стороны Японии, но в угрозах со стороны разнообразных «других», а концепция предприятия, действующего 340 в интересах акционеров, означает, что предприятия должны максимизировать прибыль для собственников, при этом государство не должно во всё это вмешиваться. Подобная идеология является обобщением американского опыта. Интересен вопрос: сработал ли этот набор идей? Ответ, безусловно, зависит от того, какие параметры принимаются в расчёт. Хотя американские предприятия значительно увеличили свой экспорт, США по-прежнему имеет торговый дефицит. Если «боевые» американские предприятия настолько конкурентоспособны, почему это преимущество не распространилось на всю экономику? Американская экономика создала множество рабочих мест, однако значительная их часть является низкооплачиваемыми и предусматривает неполную ставку. В результате имущественное расслоение продолжает расти. Хотя рабочие места создаются и экономика растёт, неравенство также увеличивается и усугубляется ростом низкооплачиваемой и частичной занятости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Я постарался привести аргументы и факты против поспешного принятия неолиберального и неомарксистского взглядов на глобализацию производства, приведшую, якобы, к возникновению новой стадии капитализма с растущим неравенством, оттеснением государств от экономики и прогрессирующей тиранией меритократий. Хотя за последние 15 лет XX в. мировая торговля росла, это не вызвало ни повсеместных перемен в организации производства, ни ослабления роли государства. Нет оснований утверждать, что рост социального неравенства или ослабление эффективности государств в обеспечении своих граждан являются следствием глобализации. Полагаю, что глобализация на самом деле имеет место лишь в случае интеграции некоторых рынков для транснациональных корпораций развитых стран. Здесь мы видим развитие мировых рынков, определяемых как небольшое число предприятий, которые принимают во внимание друг друга и взаимодействие которых происходит в рамках определённой концепции контроля. Такие предприятия отошли от простой продажи своей продукции в разных странах (т.е. торговли как таковой) и предприняли попытку глобальной организации производства. Рассредо- 341
точение производственных мощностей является реакцией на действия основных конкурентов — крупнейших предприятий из других индустриальных стран. Именно эти предприятия сыграли заметную роль в усилении международной политической интеграции с тем, чтобы правила конкуренции и кооперации на мировых рынках стали более прозрачными. Применение в данной книге политико-культурного подхода к оценке глобализации позволяет конкретизировать исследование этого процесса. Он вынуждает аналитиков быть осторожными в своих эмпирических утверждениях и точными в приводимых фактах в поддержку данного процесса. Также из него следует, что степень глобализации скорее всего преувеличена, а её влияние более скромно. Этот вопрос в сильной степени эмпирический. На основании нашего подхода также можно объяснить ответную реакцию государств на глобализацию. Они стараются защитить местные отрасли, не связанные с глобальным рынком, от угроз иностранных предприятий, и пытаются открыть рынки конкурентов для своих глобализированных предприятий. Государства по-прежнему играют ключевую роль при переговорах о торговых соглашениях и защите своих элит. Мировой капитализм с нами уже много лет. Правительства и предприятия вырабатывали всё более и более сложные способы создания новых мировых рынков и обеспечения международного управления ими. Связи между этими международными торговыми «проектами» и национальными экономиками ещё предстоит изучить. Это приоритетная тема для экономической социологии. Политико-культурный подход предлагает несколько концептуальных процедур, помогающих измерять происходящие изменения. Также он предполагает, что глобализация не является безличной силой, но в значительной степени отражает социальное и политическое конструирование рынков предприятиями и государствами.
X. Общее заключение ДВЕ ИСТОРИИ ОДНОЙ ОТРАСЛИ Взрывное развитие информационных технологий, произошедшее в конце XX в., создало ряд новых рынков. Многие полагают, что эти новые технологии трансформируют мир, в котором мы живём [Castells 1996]. Кроме того, считается, что эти рынки создают предприятия нового типа, которые менее ие-рархичны, в большей степени строятся по сетевому принципу и поэтому могут быстрее воспользоваться возникающими благоприятными возможностями [Castells 1996; Saxenian 1994]. Предприятия нового типа находятся в процессе постоянного обучения и изменения, потому что если они остановятся, то вскоре погибнут. Постоянно изменяясь, они создают такое богатство, которое никто и никогда не мог себе даже представить. Они также изменяют труд людей, которые ими управляют. Эти люди часто приходят и покидают предприятия, а биржевые опционы мотивируют команды сотрудников трудиться круглые сутки, чтобы вывести на рынок очередной инновационный продукт. В этом новом мире предприятия не образуют монополии, потому что технологии не позволят этому произойти. Предприятия, которые пытаются запатентовать процессы или продукты, сталкиваются с тем, что другие изобретают что-то другое, чтобы обойти их. Так, Apple (со своей закрытой операционной системой) и Sony (со своей системой Beta VCR) оказались на обочине рынков, так как потребители предпочли открытые системы, которые производят более стандартные и дешёвые продукты. Intel и Microsoft с «открытыми» архитектурами своих продуктов породили целые отрасли поставщиков аппаратуры и программного обеспечения, возникших именно благодаря открытости этих систем. Урок, извлекаемый из истории этих предприятий, заключался в том, что состояния приобретались не благодаря закреплению своих прав собственности, а, напротив, благодаря «открытости». Чтобы открыть себе путь к победе, нужно быть первым и сделать так, чтобы твой продукт был принят в качестве стандарта, потому что он оказался лучшим. Чтобы тебя не уничтожило 343
новое поколение технологий, необходимо постоянно совершенствовать свой продукт, и единственным противоядием является организационное обучение. Поддержание отношений с конкурентами и потребителями и использование сетей для развития продукта были единственным способом остаться в игре. Это замыкает круг положительного отбора, благодаря которому побеждает лучшая технология, а производящая её фирма сохраняет свои позиции лишь в том случае, если она продолжает развиваться по мере развития других технологий. Согласно «старой» экономической теории отраслевых рынков, чем больше продукции произвела фирма, тем меньше продукции может поглотить рынок и тем ниже будет цена на продукт; предельная прибыль от продажи дополнительной единицы продукции в конце концов упадёт до нуля. Новое направление экономической теории заявляет об отмене этого «закона». Информационные технологии приносят «возрастающую отдачу от объёма» [Arthur 1994]. Затраты на создание такого продукта, как программное обеспечение, высоки на первых порах. Но если продукт стал стандартом, рынок замыкается на него. Это замыкание происходит потому, что потребители привыкают к определённому продукту, и потому что другие родственные производители создают под него свои продукты. Предельные издержки производства дополнительной единицы продукта очень незначительны, потому что в случае программного обеспечения цена самих лазерных дисков крайне мала. Если продукт становится стандартом для отрасли, прибыль растёт с продажей каждой дополнительной его единицы, ибо цена производства дополнительной партии продукции близка к нулю. Как правило, именно таким образом нам рассказывают о новых рынках, возникающих в сферах информационных технологий и телекоммуникаций. Эти рассказы привлекают внимание журналистов, политиков и учёных. Если принять такую версию, то политико-культурный подход окажется не особенно полезным для понимания того, что происходит на этих рынках. Позвольте мне сыграть роль адвоката дьявола и более ясно представить аргументацию с позиций «новой экономики» против политико-культурного подхода. Предприятия, которые ориентируются на достижение стабильности, например, на создание запатентованных продуктов, были и остаются в проигрыше. Победителям необходимо при- 344 нять «открытые стандарты» и постоянно заботиться о сохранении своего места в цепи добавленной стоимости. Единственный способ сделать это — быть быстрее остальных и признать, что «новое» изменение всегда может привести к тому, что ваши продукты станут устаревшими. Обучение, сети и гибкость являются сутью «новой экономики». С этой точки зрения, политико-культурный подход со своим акцентом на государство, стабильность и построение внутриры-ночных иерархий просто не в состоянии осмыслить цифровую революцию с её быстрыми технологическими изменениями, постоянными переливами капитала и гибкими, сетевыми предприятиями. Силиконовая долина и её имитаторы в Остине, Сиэтле, Вашингтоне (округ Колумбия), Бостоне, Нью-Йорке (Силиконовая аллея) и Энн-Арборе являются живыми доказательствами того, что будущее принадлежит быстрым, постоянно обучающимся, малым предприятиям, которые для выживания создают альянсы и сети. Большие и иерархичные компании слишком медлительны. Пытаться контролировать технологию всё равно что пытаться сдержать океан руками. Так что структурирование рынков на лидеров и претендентов здесь не годится. Кроме того, все изменения в «новой экономике» происходят без какого бы то ни было участия государства. Государство не контролирует активно эти рынки, определяя победившие и проигравшие технологии или совершая инвестиции, которые ставят в более выгодное положение одни предприятия в ущерб другим. Это новое сообщество предприятий создаётся отраслями, основанными на знаниях, изобретённых в университетах, продвигаемых предпринимателями, которые обучаются друг у друга. В общем и целом, Силиконовая долина не полагалась на государство ни в одном важном для своего развития вопросе. В самом деле, децентрализованная природа рынков и открытые стандарты продукции часто характеризуются в качестве альтернативы неповоротливым, малозначащим бюрократическим структурам государства. С этих позиций политико-культурный подход, где подчёркивается важность стабильности, больших размеров и государства, представляется более подходящим для XIX, нежели для XXI в. Политико-культурный подход даёт все возможности для ответа на эти возражения. Важнее всего осознать, что это был период зарождения многих из упомянутых выше новых рынков. 345
В рамках политико-культурного подхода анализ этих рынков начитается с признания их текучести. Как я подчёркивал в четвёртой главе, в начальный период развития любого рынка всегда наблюдается наплыв предприятий, похожий на своего рода социальное движение. Новых участников становится всё больше, и представляется возможным существование множества концепций контроля. Маленькое, сетевое, постоянно обучающееся предприятие — это стратегия для новичков в период зарождения этих рынков. Предприятия сталкиваются с рыночной неопределённостью, и никто не знает, какие продукты станут популярными. «Сетевое, обучающееся предприятие» — это модель для решения подобных проблем. По сути, она превращает недостаток в достоинство. Если вы не можете держать конкуренцию под контролем, можно попытаться наладить связи с другими предприятиями, чтобы понимать, что происходит, и предвидеть направление движения рынка. Вопрос заключается в том, остановятся ли эти рынки на данных формах в силу невозможности появления на свет более крупных предприятий, ориентирующихся на достижение стабильности, из-за быстрых изменений в технологиях? Либо, не исключено, кто-то станет более крупным за счёт стабилизации технологий и достижения контроля посредством замыкания рынка на своих продуктах? Политико-культурный подход не утверждает, что концепция контроля возникает для стабилизации любого рынка. Он лишь указывает, что если предприятия способны создать такую концепцию, они это сделают. Так что в данном случае вопрос состоит в том, сможет ли текущее устройство этих рынков надолго установить для них условия игры. С такой точки зрения, при использовании политико-культурного подхода действительно важно понять два аспекта, возникающие по мере развития этих рынков: во-первых, какую роль в их развитии сыграло и, возможно, сыграет в будущем государство, и, во-вторых, каковы примерно те концепции контроля, которые со временем создадут для предприятий стабильные рыночные условия? Основные технологии, направляющие цифровую революцию, возникли в США в раннюю послевоенную эпоху. Производства транзисторов, полупроводников и компьютеров развивались под гарантии государства и, особенно, министерства обороны [Newman 1998]. Министерство обороны было основным поку- 346
пателем передовой электроники у первых предприятий Силиконовой долины, таких как Hewlett Packard, Loral и Lockheed. Федеральное правительство и, особенно, министерство обороны финансировали исследования в Стэнфорде и Калифорнийском университете, результатом которых стали многие научные достижения. Интернет зародился как проект «Arpanet», финансировавшийся министерством обороны. Цель создания децентрализованной сети коммуникации диктовалась необходимостью гарантировать возможность коммуникации в случае ядерной войны. Учёные и университетские исследователи первыми получили доступ к Интернету. Большинство основных инноваций для этих информационных технологий родились из исследований, проводимых в университетах с государственной поддержкой. Конгресс принимал законы в интересах предприятий. Патентное право и вопросы прав собственности были на стороне владельцев патентов. Например, неудивительно, что в штате Калифорния существует хорошо развитое законодательство об интеллектуальной собственности, написанное в интересах программистов. Закон о телекоммуникациях от 1996 г. создал правила конкурентной борьбы, которые в целом выгодны теперешним ведущим телефонным и кабельным предприятиям. Эти законы не подстегнули конкуренцию между телекоммуникационными и кабельными компаниями, а лишь усилили позиции лидеров. Для развития предприятий Силиконовой долины государство ослабило иммиграционные законы, чтобы обеспечить приток инженеров, хотя одновременно те же самые предприятия переносили производство в офшоры. На 2001 г. коммерческие сделки в Интернете не облагались налогом с продаж, что давало электронным ритейлерам 5-7-процентное преимущество перед их офлайновыми конкурентами. В итоге можно сказать, что государство повсеместно. Оно взращивает технологии, позволяет их использование в частных интересах, предоставляет правовые и регулирующие механизмы, облегчающие предприятиям привлечение денег и получение прибыли. Оно также даёт предприятиям возможность определять правила конкуренции. В 2000 г. ряд серьёзных политиков предлагали навсегда запретить взимание налогов с интернет-продаж. Трудно интерпретировать это предложение как-то иначе, чем как промышленную политику, поддерживающую одни предприятия в ущерб другим. 347
Вопрос о нахождении стабильных концепций контроля довольно сложен и потребовал бы углублённого анализа, который невозможно здесь предпринять для всех рынков информационных технологий. Однако я замечу, что по ряду основных продуктов, порождённых революцией в информационных технологиях, уже достигнут достаточно высокий уровень концентрации. Microsoft (программное обеспечение), Sun (рабочие станции, обеспечивающие электроэнергией интернет), Cisco Systems (электронное оборудование и подключение к Интернету), Intel (компьютерные чипы), AT&T (кабельная и международная / междугородняя связь), AOL-Time-Warner (интернет-провайдер и кабельная связь) контролируют более 60% своих рынков. И сейчас уже вполне возможно предположить, какова будет стабильная концепция контроля на рынках высоких технологий. Хотя некоторые из этих предприятий безусловно являются технологическими инноваторами, они используют знакомые приёмы для контроля над конкуренцией. Против Microsoft, Intel и Cisco были возбуждены антимонопольные судебные процессы, основанные на фактах использования разных форм хищнической конкуренции. Дело против Microsoft предоставило множество свидетельств того, что поведение Microsoft включало элементы хищнической конкуренции. По мере возникновения новых рынков на них занимало доминирующее положение единственное предприятие, т.е. оно становилось ведущим (incumbent). Полезно порассуждать о возникшей концепции контроля через анализ отношений между ведущими предприятиями и претендентами по мере стабилизации этих рынков. Ведущие предприятия наблюдают за инноваторами в сфере новых технологий и либо выкупают их бизнес, либо инкорпорируют идеи этих технологий в свои основные продукты. Они остаются в игре, агрессивно скупая победителей на рынках, связанных с их основными продуктами. Например, хорошо известно, что Microsoft пытается оказывать влияние на небольшие предприятия и предлагает выкупить их бизнес. Если эти предприятия отказываются, тогда их продукты нередко перепроектируются и становятся частью следующего выпуска операционной системы Windows. Если лидеры в этих отраслях используют своё положение на рынке для скупки или выдавливания своих конкурентов, что же тогда предпринимают претенденты? Предприятиям-претендентам доступна потенциально прибыльная стратегия занятия тех 348
или иных рыночных ниш. Такие способны становиться инноваторами, которые берут на себя риски, связанные с инновациями. Если им сопутствует успех, перед ними открываются три позитивных исхода (по крайней мере, с точки зрения их владельцев) — они могут: стать «публичными» и выпустить в продажу свои акции, продать своё предприятие одному из гигантов данной отрасли или попытаться самим стать одним из этих гигантов. Такова концепция контроля, определяющая структуру ведущих предприятий и претендентов. Она означает, что инвесторы имеют возможность получить прибыль, если их продукты успешны, и она предоставляет крупнейшим предприятиям новые инновации для поддержания их центрального положения на рынках новых технологий. Претенденты и лидеры находятся друг с другом в симбиозе, благодаря чему они конкурируют, но разделяют негласные правила, которые позволяют выживать им всем. Непростыми являются проблемы «открытости» в компьютерных системах и создания технических стандартов для продуктов [Edstrom 1999]. Возможность присоединить определённую часть оборудования или программного обеспечения к существующей структуре повышает ценность последней. Таким образом, «открытость» выгодна и производителям новых продуктов, и собственникам таких стандартов. Крупные стабильные предприятия совершенствуют свои продукты, и из-за технологического замыкания на их стандартах они добиваются стабильности. Поэтому «открытость» является одним из способов создать стабильный рынок. Я полагаю, что «открытость» возникла тогда, когда потерпела неудачу попытка создать патентованные системы. Если предприятия не могли контролировать рынки технологий с помощью патентов, тогда следующим наилучшим решением было сделать свой продукт стандартом для отрасли. Это приносит стабильность, так как позволяет сформироваться лидерам отрасли, а рынкам — объединиться вокруг стабильных стандартов. Ключевые технологии, которые формируют открытый стандарт, выгодны ведущим предприятиям, которые их контролируют. Сходным образом могут действовать и технические стандарты. Если изложенная позиция является верной, тогда по мере развития отрасли мы можем ожидать консолидацию многих основных продуктов крупными предприятиями. Мы также вправе ожидать, что в ходе конструирования новых рынков 349
предприятия будут придерживаться одной из двух тактик: либо оставаться небольшим предприятием-претендентом, готовым к тому, что его купят, либо пытаться стать одним из крупных диверсифицированных предприятий, которые продвигают стандарты для других и выкупают новые технологии для защиты своих привилегированных позиций. Эта концепция контроля, если она возникнет и стабилизируется, представляет собой глубинную структуру, которую предприятия используют для извлечения прибыли. Ведущие предприятия — это крупные предприятия. Претенденты — это мелкие предприятия, где всё-таки можно сколотить состояние, но только используя предприятие как средство для достижения материальных целей. Владельцы предприятий-претендентов играют в эту игру с целью выгодно продать предприятие. СТАБИЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ Я собираюсь использовать этот пример, чтобы вернуться к одной из наиболее трудных проблем, поднимаемых политико-культурным подходом: проблеме двух видов эффективности при анализе работы рынков. В одной версии истории о революции в информационных технологиях ключевую роль играет эффективность, которая предполагает, что развитие технологии создало социальную структуру, которая с наибольшей отдачей эксплуатирует эти технологии. Венчурные капиталисты, команды инженеров, их альянсы и сети создают инновации и богатство. Социальная структура благоприятна для предпринимателей, она вознаграждает успешных и не карает за неудачи (поскольку в первые периоды развития нового рынка неясно, какие продукты в итоге выиграют). Согласно такому взгляду на формирование рынков, социальные структуры (т.е. связи среди команд инженеров, их основных конкурентов из других команд, венчурных капиталистов), лежащие в основе новых рынков, способствуют эффективному распределению ресурсов. Другой взгляд на эффективность начинается с простого наблюдения, что политические институты американского общества выступали гарантом этих инноваций и обеспечивали механизм регуляции, с помощью которого поддерживались права собственности, структуры управления благоприятствовали определённым ведущим компаниям, и смягчились правила об- 350
мена, чтобы обеспечить миграцию работников и свободный от налогов статус интернет-торговли. Также утверждается, что предприятия в рамках отрасли сталкиваются с конкурентной средой и что, как и любые другие предприятия, сталкивающиеся с такой средой, они пытаются создать концепции контроля для стабилизации конкуренции. Первая попытка с использованием патентованных систем (операционная система Apple) провалилась как модель. Компромиссная стратегия заключалась в том, чтобы стать открытым стандартом и тем самым организовать рынок. Первыми этой стратегии стали следовать Intel и Microsoft. Чтобы защитить свои позиции, доминирующие предприятия стали покупать новые технологии для усиления центральной роли своих стандартов. В результате появилось небольшое число крупных предприятий, которые контролируют значительные доли наиболее важных рынков. Эти два взгляда кажутся противоположными друг другу. Если мы говорим об эффективности первого рода, то как возможна стабильность, которая не связана с производством «лучших» и самых дешёвых продуктов? И если небольшие предприятия, сети и альянсы являются источником инноваций, то как другие социальные структуры, вроде крупных предприятий, возникли и продолжают существовать? Я полагаю, что экономический и политико-культурный подходы вовсе не обязательно противостоят друг другу. Напротив, они наблюдают факты разного рода и приходят к выводам, согласующимся со своей точкой зрения. Будучи защитником политико-культурного подхода, я утверждаю, что подход с точки зрения эффективности первого рода не столько неверен, сколько неполон. Он неполон по нескольким основаниям. Во-первых, такой подход игнорирует более широкий политико-культурный контекст, который безусловно влияет на создание рыночных институтов. Даже в отраслях, которые полностью выходят из-под сферы государственного контроля, история регулирования, инвестиций и инноваций зачастую демонстрирует зависимость от государства. Существующие права собственности, структуры управления и правила обмена часто используются и модифицируются по мере появления новых отраслей. Трудовые отношения, образовательные институты и публичная инфраструктура играют свою роль в формировании новых рынков. В конце концов, в большинстве отраслей при- 351
зывается государство для какой-либо цели (посмотрите опять-таки на роль Конгресса в смягчении условий иммиграции для инженеров и сохранении свободного от налогов статуса интернет-торговли). Необходимость в создании или согласовании локальных рыночных институтов, устраивающих ведущих игроков и претендентов, в конечном счёте вынуждает предприятия обратиться к государству. Во-вторых, рассматривая только возникновение новых рынков, мы не сможем увидеть, как они эволюционируют. Одной из самых сильных черт популяционной экологии является её понимание того, что события на начальном этапе развития рынка не обязательно совпадают с его конечным состоянием. Текучесть того или иного рынка в значительной степени зависит от того, когда мы наблюдаем его динамику. Фокусируясь на внутренней структуре рынков, мы упускаем стоящую за ней динамику. Понимание рынков в значительной степени зависит от того, какой стадии своего формирования они достигли. В случае рынков новых технологий идея о том, что «небольшая сетевая фирма» представляет собой стабильную концепцию контроля, является исключительно эмпирическим вопросом. Чтобы ответить на него, необходимо тщательное рассмотрение основных рынков и их развития за некоторый период времени. Сейчас в нашем распоряжении достаточно историй таких рынков, чтобы скептически отнестись к позиции, что важнейшие черты малых сетевых предприятий в действительности представляют собой стабильные формы. Мы знаем, что обычно после характерных встрясок на каждом из этих рынков стало доминировать одно или несколько предприятий. Существует целый ряд вопросов, которые упускаются из виду большинством аналитиков, концентрирующихся на сетевых характеристиках этих рынков. Так, в качестве важных характеристик рынка они нередко рассматривают только сети и приходят к выводу, что именно сети должны играть ключевую роль. Они не помещают эти сети в более широкий контекст ролевой структуры предприятий, определяющий кто является лидером, а кто претендентом. В любой своей попытке выяснить, что происходит на рынке и какие организации и институты жизненно необходимы для достижения успеха, сетевые подходы редко рассматривают локальные представления рыночных процессов. Что на самом деле означают рыночные взаимоотношения для самих акторов? 352
Как они работают? По сути сетевым подходам недостаёт понимания всего рынка как поля. Акцентируя внимание только на наблюдаемых социальных отношениях, они не рассматривают более широкие значения этих отношений, получающие своё выражение в структуре лидеров и претендентов, а также упускают из вида, в какой стадии развития находится тот или иной рынок (возникновения, стабильности или трансформации). В ряде случаев сетевой анализ отрасли высоких технологий содержит элементы политико-культурной интерпретации сетевой динамики. Стюарт, Хоанг и Хибелс показали, что мелкие предприятия чаще выживают, если они способны создать альянсы с более известными предприятиями: либо с крупными производителями, либо с венчурными капиталистами [Stuart 1998; Stuart, Hoang, Hybels 1999]. Уци обнаружил такое же влияние на предприятия, имеющие связи с важными финансовыми организациями [Uzzi 1999]. Политико-культурная интерпретация этих связей состоит в том, что владельцы малых предприятий погружены в мир неопределённости. Организуя связи с более влиятельными акторами, они приобретают легитимность в глазах как покупателей, так и поставщиков и поэтому становятся более стабильными. Сети нужны не для того, чтобы узнавать о конкурентах или новых продуктах. Напротив, они нужны для контроля над ресурсной зависимостью и достижения легитимности, чтобы увеличить шансы предприятия на выживание. Проблема конкуренции является главной для всех рынков. Чтобы гарантированно производить товары и получать прибыль, руководству предприятий приходится как-то управляться с конкуренцией. Это справедливо для всех рынков, независимо от применяемых технологий. Поиск стабильных социальных отношений нередко является ключом к конкурентному преимуществу. Если предприятия нестабильны, то со временем никто не станет в них инвестировать. Если они нестабильны, то они не могут гарантированно производить товары и услуги. Развитие концепций контроля является основным вопросом для любого возникающего рынка. Проще говоря, эффективная работа невозможна без достижения стабильности. Работа аналитика состоит в том, чтобы выделить основные движущие силы, определяющие лидеров и претендентов, и осмыслить концепцию контроля, которая делает возможной воспроизводство этой структуры. 353
Наконец, возможно применение нескольких способов стабилизации рынка для достижения эффективности. Издержки установления различных стабильных структур, вероятно, оценить трудно. Существует множество стабильных структур для рынков даже в одной отрасли, если брать опыт разных стран. Используются разные способы построения предприятий и рынков. Чтобы судить об относительной эффективности какого-либо способа, нужен внимательный сравнительный анализ, что довольно трудно и редко предпринималось в действительности. Инвестиции, позволяющие достичь экономии от масштаба, зависят от наличия стабильных рыночных ситуаций. Как правило, на новых, формирующихся рынках существует множество мелких предприятий. Но с течением времени конкуренция вынуждает предприятия сотрудничать, покупать друг друга и стремиться к доминированию. Если усилия небольшого числа предприятий оказываются успешными, то возникает структура, состоящая из лидеров и претендентов. Если же нет, то мелкие предприятия начинают искать стратегии, связанные с рыночными нишами, чтобы избежать конкуренции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.71.213 (0.014 с.) |