Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Власть в политических сферах и рыночных институтахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Государство играет важную роль в формировании и поддержании стабильности рынков. Насколько и в каких отношениях оно важно, определяется историческим процессом [Evans 1995; Ziegler 1997]. Одни государства обладают большими возможностями для вмешательства, чем другие, а вероятность их вмешательства зависит от природы кризиса и институциональной истории государства [Dobbin 1994; Evans, Skocpol, Rueschmeyer 1985; Ziegler 1997; Laumann, Knoke 1987]13. Существующие организованные интересы используют существующие правила, пытаясь воспроизвести своё положение. Это объясняет, почему существует так много разных форм рыночной организации в развитых и развивающихся обществах [Evans 1995; Fligstein, Freeland 1995]. Гипотеза ПА. В политические сферы входят государственные организации и представители предприятий, работников, а также иные организованные группы. Они структурированы двояким образом: вокруг способности государства осуществлять своё вмешательство, регулирование и посредничество и вокруг относительной способности социетальных групп диктовать условия такого вмешательства. 13 Представленный здесь подход не предполагает, что государство жизненно необходимо для любого экономического процесса. Даже в обществах, где государство исторически вмешивалось в хозяйство, степень государственного участия изменчива, как изменчиво и его влияние. Роль государства зависит от конкретного рынка и текущих условий на нём или связанных с ним рынках. 82
Существуют два важных измерения в описании структуры сфер политики в рамках государства, которые основаны на анализе отношений между представителями государства, их организациями, капиталистическими предприятиями и наёмными работниками. Одно важное измерение определяется различиями между прямым вмешательством, регулированием и посредничеством. Сферы можно назвать интервенционистскими в той степени, в какой представители государства могут напрямую принимать ключевые для рынков решения. Государство может владеть предприятиями, контролировать финансовый сектор, прямые инвестиции и жёстко регулировать конкуренцию, а также вход на рынок и выход с рынка. В этих сферах представители государства устанавливают плотный контроль над предприятиями и работниками. Примером интервенционистского государства может служить Франция, где исторически чиновники и министерства обладали возможностью осуществлять прямые инвестиции и контролировать предприятия посредством государственной собственности. Государства, в которых доминируют регуляционистские режимы, напротив, создают органы для поддержания общих правил на рынках, но не решают, кто чем должен владеть и какие инвестиции осуществлять. Регуляционистские государства устанавливают в политических сферах свои организации, которые играют роль «дорожных инспекторов». Теоретически, регулирующие органы не выражают интересы какой-либо группы, а беспристрастно используют правила для надзора за взаимодействиями предприятий и работников, представленных в данной сфере. Хотя нередко регулирующие органы захватываются доминирующими предприятиями отрасли. Примерами регулирующих органов могут служить Комиссия по ценным бумагам и биржам в США и Комиссия по монополиям в Великобритании. Как регуляционистские, так и интервенционистские государства время от времени используют тактику посредничества на политических аренах для помощи в осуществлении политических мер или разрешении споров. Взаимодействия между представителями отрасли и чиновниками по поводу важного для всех вопроса могут завершиться формированием политической программы для этого сектора хозяйства. В случае конфликта между разными предприятиями или между предприятиями и работниками государственные представители могут выступить 83 архитектура рынков в качестве посредников. Очевидно, что Министерство внешней торговли и промышленности (МВТиП) играло именно эту роль в развитии Японии [Johnson 1982; Evans 1995]м. Второе измерение, структурирующее сферы политики, касается того, «захвачены» они или нет. Экономисты утверждают, что одной из проблем государственного вмешательства в работу рынков является соблазн для государственных чиновников начать «погоню за рентой» [Buchanan, Tellison, Tulloch 1980]. Погоня за рентой подразумевает, что чиновники домогаются платежей от предприятий или работников какого-либо сектора, которые включают взятки и подношения. В этом случае какой-то сектор хозяйства может быть захвачен государством. Подобного рода государства в некоторых частях третьего мира Эванс назвал хищническими [Evans 1995]. Захват может произойти и тогда, когда группа предприятий или организованная группа работников получает контроль над политической сферой (это основной вопрос книги Дж. Бьюке-нена, Р. Теллисона и Г. Таллока [Buchanan, Tellison, Tulloch 1980]). Регулирующие органы или даже интервенционистские отделы министерств часто полагаются на рекомендации. Если представители предприятий захватят сферы, они могут попытаться использовать какую-либо из этих сфер для защиты своих привилегий в ущерб требованиям других групп. В той степени, в какой отрасль организованна, группа предприятий может захватить регулирующий орган и убедить чиновников принять свою точку зрения на отрасль и на то, что нужно делать. Работники также могут захватить какие-то сферы. Например, группы работников могут получить возможность сертифицировать новых работников, что, по сути, даёт им право решать, кто имеет «право собственности», т.е. кто владеет сертификатом, дающим право зарабатывать своими навыками. Государство может напрямую вмешаться в этот процесс или позволить формировать комиссии по сертификации из числа профессио- 14 На практике может быть нелегко провести грань между вмешательством и посредничеством. Джонсон описал действия МВТиП скорее как прямое вмешательство в функционирование рынков, тогда как Эванс подчёркивает посредническую роль. По мере развития японской экономики предприятия усилились настолько, что уже могли влиять на проводимую политику. Это превратило министерство скорее в средство достижения консенсуса. 84 II. Рынки как институты нальных сообществ. В таких профессиональных сообществах, как американские врачи, уже долгое время успешно используется подобная тактика для контроля над предложением услуг со стороны докторов [Starr 1982]. Я собираюсь заменить терминологию погони за рентой на более нейтральную для того, чтобы понять, кто среди чиновников или представителей интересов капиталистов или наёмных работников одерживает верх при определении политического курса в данной сфере. Погоня за рентой происходит в том смысле, что все группы настроены использовать свои возможности в политических сферах для собственных целей. Но такая погоня за рентой может быть сопряжена с большей или меньшей продажностью. Когда частные предприятия или государственные представители используют своё положение для собственной выгоды и в ущерб остальным, всё может вылиться в крайне хищнические формы поведения. Как правило, погоня за рентой имеет место только там, где нет сильного противодействия. Если группе капиталистических предприятий не противостоят государственные представители или наёмные работники, эти предприятия, скорее всего, установят такие структуры управления, которые допускают сговор между ними, и такие правила обмена, которые оградят их от конкуренции со стороны других предприятий. Но так же очевидно, что объединённые интересы небольшого числа предприятий и организованных работников могут производить сходный эффект. Таким способом текстильные промышленники в США смогли защитить свои рынки, объединившись с работниками под предлогом сохранения рабочих мест. Эти вопросы более подробно обсуждаются в следующей главе.
III. Политика создания рыночных институтов До сих пор я уделял внимание только концептуальным различиям. Мы можем добиться более существенных теоретических и эмпирических результатов, если рассмотрим, как идеально-типическое доминирование одной из групп или альянса между работниками, капиталистами и государственными чиновниками влияет на формирование рыночных институтов. Эти идеальные типы полезны, поскольку они позволяют рассматривать государственное вмешательство в работу рынков как функцию исторически сложившихся коалиций между государственными чиновниками, капиталистами и работниками. Чтобы использовать эти идеальные типы, нужно изучить исторически сложившийся баланс сил на этапе формирования рыночных институтов в данном обществе, определить текущие позиции акторов и составить прогнозы относительно того, как будет выстроена организующая способность государства, и как она будет воздействовать на правила организации рынков. Если знать, какой именно тип социальной организации доминирует в данном обществе, и понимать роли, которые играют различные группы, тогда появляется возможность предсказывать, как будет разрешаться новый кризис и какого рода сферы и правила будут, скорее всего, созданы. Безусловно, связи между основными рыночными институтами в обществе и формированием отдельных рынков складываются исторически. Так, например, когда появились предприятия, производящие программное обеспечение, обострились вопросы, связанные с правами собственности. Появились новые виды патентных законов, которые определяли, что может быть запатентовано в том или ином программном продукте. Таким образом, частная проблема рынка может иметь специфическое «культурное решение», вырастающее из того контекста, в котором эта проблема возникла, В обществах с развитым патентным правом новые законы принимаются на основе су- 86 III. политика создания рыночных институтов ществующих: Но, несомненно, законодательству необходимы инновации, связанные с особенностями той отрасли, которую оно регулирует. Компромиссы между существующими и новыми институтами на предприятиях и в отраслях анализируются в рамках множества эмпирических исследований развития рыночных институтов (см., напр.: [Fligstein, Mara-Drita 1996; Haveman, Rao 1997; Baron, Dobbin, Jennings 1986; Dobbin 1994]). Чтобы охарактеризовать идеальные типы, лучше всего начать с абстрактного и статического анализа. Чистые случаи формирования организующей способности государства (т.е. доминирование капиталистов, рабочих или государственных чиновников) зачастую появляются тогда, когда в исполнительной или законодательной ветви власти доминирует одна группа, создавая выгодные для себя правила. Когда институты созданы и появилась организующая способность к формированию разных сфер, то эти сферы, производящие и поддерживающие правила, начинают жить своей жизнью. Предприятия и работники в этих сферах учатся жить в условиях определённого набора правил, даже если они им не выгодны. Чтобы изменить эти правила, нужен серьёзный кризис, открывающий дорогу реформам. Часто такое происходит лишь при смене режима, в ходе которой новые политические игроки переделывают правила в интересах своих избирателей. В табл. III. 1 представлены сконструированные нами идеальные типы. В табл. III.2 показаны их следствия для прав собственности, структур управления, правил обмена и концепций контроля на товарных рынках. Рассмотрим, как эти чистые случаи формируют возможности государства для вмешательства в работу рынков, а также последствия для рыночных институтов. В случае рентоориентированного государства чиновники организуют рынки за счёт прямого владения предприятиями и используют их для поддержки привилегированных групп (таких как родственники и друзья) или для установления стабильных клиентелистских отношений с определённой группой капиталистов. Они используют свою власть, чтобы извлекать ренту из этих «привилегированных» групп. Этими чертами часто обладают военные режимы, а также режимы во многих развивающихся странах. Степень, в которой чиновники рентоориентированного государства способны подчинить себе 87 архитектура рынков хозяйство, часто варьирует даже там, где работники и предприятия в значительной мере дезорганизованы и не могут создать политические движения, действующие в противовес чиновникам. Так происходит потому, что нередко этим режимам не хватает кадров, способных образовать эффективную государственную бюрократию для систематического извлечения ренты. Часто в таких условиях развиваются обширные чёрные рынки основных потребительских товаров, постоянно угрожая возможностям поддержания государственными чиновниками своего стиля жизни. ТАБЛИЦА III.1. Доминирующие группы и их влияние на сферы формирования политики и формы хозяйственного вмешательства 88 III. политика создания рыночных институтов В одном из крайних вариантов такой ситуации государство даже не способно собирать налоги, а должностные лица регулярно используют своё положение для получения взяток и откатов. П. Эванс описал такое состояние как «хищническое государство» [Evans 1995]. В качестве примера он приводит Заир конца 1980-х годов. Одна из черт характеризуемой им недееспособности государства состоит в том, что сфер формирования политики, по существу, нет. Государству нужны ресурсы и квалифицированные кадры, а если их не хватает, то оно уже не обладает достаточными организационными возможностями для поддержания правил. При незначительном представительстве (или его отсутствии) интересов работников и капиталистов это обстоятельство переходит в трудные и потенциально опасные ситуации для жизни собственников, менеджеров и работников. Государства, организованные вокруг извлечения ренты, имеют разрушительные последствия для создания институтов. В табл. Ш.2 показано, что в государствах, сохранивших способность поддерживать порядок, чиновники продают права собственности тем, кто предлагает наивысшую цену. Как долго эти права будут принадлежать покупателям, зависит от прихоти чиновников. Там же, где государственные чиновники не способны обеспечивать выполнение обязательств по сделкам, права собственности можно купить за взятку. Точно так же правила конкуренции и кооперации, которые призваны регламентировать организацию предприятий, в лучшем случае, применяются в клиентелистской форме, либо просто не существуют. Условия определяются по прихоти действующих чиновников. Наконец, даже простой обмен (перевозка, денежный перевод, покупка товаров, привезённых из-за границы) чреват немалыми трудностями. Привилегированные группы имеют более обширный доступ к каналам обмена. Если государственные чиновники не могут контролировать подобные механизмы, тогда другие государственные чиновники могут вывести из строя любой действующий механизм. Так выглядит негативный взгляд на роль государства в экономическом развитии. Возможно ли, чтобы направляемый государством способ развития был более благоприятен для работников или предприятий, даже когда эти группы дезорганизованы? Эванс утверждает, что это возможно при наличии хорошо оплачиваемых профессиональных административных кадров 89 ТАБЛИЦА III.2. Последствия доминирования различных групп для рыночных институтов архитектура рынков [Evans 1995]. Это дает управляющим автономию, позволяющую им предпринять попытку создать рыночные институты, которые могут быть выгодны менее организованным социальным группам. Эванс и Раух предоставляют эмпирические свидетельства того, что на самом деле образованная бюрократия способствует экономическому росту развивающихся обществ [Evans, Rauch 1999; Эванс, Раух 2007]. Есть примеры того, как направляемое государством развитие в Корее, Японии и Франции с его вмешательством в рыночные процессы помогло создать капиталистические предприятия [Wade 1990; Westney 1987; Johnson 1982; Djelic 1998]'. Вопрос о том, действительно ли бюрократические элиты тех или иных государств могут создавать стабильные рыночные институты и стимулировать рост экономики, довольно сложен. Очевидно, что ряд проектов развития за последние 100 лет проводились именно государством, это признал даже Всемирный банк [World Bank 1993]. Но многие общества, в которых доминировало государство, иногда не развивались, потому что национальная политика не запускала рыночные проекты развития, как это было в Индии большую часть послевоенной эпохи. И даже там, где государство продавливало такие проекты (например, в Мексике или Бразилии), они не были полностью успешными. Чтобы разобраться в вопросе о влиянии бюрократических элит, нужно прояснить два аспекта государственной политики. Во-первых, может ли тот или иной политический курс создать стабильные рыночные институты хотя бы в теории, и во-вторых, обладают ли государства организационными возможностями для внедрения необходимого регулирующего аппарата на практике? Нередко внедрение рыночных институтов сталкивается с трудностями и встречает сопротивление со стороны местных политических властей и организованных групп капиталистов. 1 Это специфические случаи, потому что Япония и Франция обладали сильными централизованными государствами до того, как они вошли в капитализм. Таким образом, у них были компетентные государственные чиновники, способные вмешиваться в экономические процессы. По мере развития обучение этих чиновников сдвинулось в сторону инженерных дисциплин и экономической теории. Они стали более сведущими в вопросах урегулирования отношений между работниками и капиталистами и часто демонстрировали способность напрямую влиять на принятие решений в компаниях. 92 III. политика создания рыночных институтов >• Если в сферах формирования политики в обществе всецело господствуют капиталисты, механизмы погони за рентой меняются, как это показано во второй строке табл. III. 1 и III.2. Здесь сферы формирования политики существуют, и государство обладает организующей способностью, однако эти сферы теперь подчинены узким интересам капиталистов. Иногда государственная политика строится для реализации интересов отдельного предприятия. Но чаще наблюдается захват какой-то отрасли несколькими ведущими предприятиями. В первом случае результатом может стать напряжение между предприятиями, ищущими возможности для извлечения индивидуальной ренты, и другими предприятиями отрасли, стремящимися к коллективному захвату регулирующих органов для обеспечения коллективного извлечения ренты всей отраслью. Зачастую доминирующие предприятия продавливают правила для всей отрасли, «одинаково» применимые ко всем предприятиям. Это делается по двум причинам. Доминирующие предприятия хотят ограничить возможности государственных чиновников напрямую вмешиваться в какой бы то ни было рынок, даже если эти чиновники в большей или меньшей степени обслуживают их интересы. Государственные чиновники, осуществляющие регулятивные функции, не могут владеть предприятиями или вмешиваться в рыночные процессы для определения победителей и проигравших. Но доминирующие предприятия, осуществившие захват регулирующих функций, могут создать правила, приносящие им несоразмерные выгоды. Таким образом, появляются «справедливые» регулирующие органы для поддержания всеобщих правил, даже если эти правила более выгодны одним предприятиям (как правило, доминирующим предприятиям на рынке), чем другим. Что касается прав собственности, то капиталисты предпочитают чёткий набор правил, наделяющих властью одних лишь акционеров. Для них также предпочтительно, чтобы государство не владело предприятиями в каком бы то ни было секторе хозяйства. Это побуждает государство брать на себя контроль над предприятиями в случае экономических неурядиц, а затем, после их укрепления за счёт государственного финансирования, возвращать эти предприятия частным инвесторам. Хорошим примером служит массовая поддержка сбережений и кредитной сферы в 1980-е годы в США. Тогда государство продавало 93 архитектура рынков облигации, чтобы расплатиться с вкладчиками прогоревших ссудо-сберегательных ассоциаций. Затем регулирующие органы собрали все изъятые активы и продали их обратно в частные руки. Федеральное правительство переложило издержки этой операции на плечи налогоплательщиков, а потом открыло частным инвесторам доступ к активам по привлекательным ценам. Доминирование отдельных предприятий также побуждает государства оплачивать инвестиции, которые эти предприятия хотят осуществить в производственные мощности и технологии, оставляя при этом прибыли в частных руках. Государство обеспечивает проведение фундаментальных исследований, но предоставляет предприятиям возможности для коммерческого использования новых технологий. Так, например, издержки военных подрядчиков фиксируются государством, но они сохраняют за собой патенты и используют результаты исследований для получения прибыли. Частное владение правами собственности также гарантирует, что патенты позволят предприятиям воспользоваться своим монопольным положением. Капиталисты также предпочитают правовые формы управления для контроля над конкуренцией. Предприятиям нужны правила, позволяющие им сотрудничать со своими конкурентами, чтобы совместно производить новые товары, делить рынки и устанавливать цены. Предприятия также выступают за «справедливую торговлю», которая ставит вне закона хищнические способы её ведения. Справедливая торговля предполагает, что новички на рынках не должны осуществлять хищнические практики, которые способны нарушить стабильный порядок. Рентоориенти-рованные предприятия пытаются осуществить захват регулирующих органов, контролирующих возможности сотрудничества и конкуренции. Предприятиям не нужно прямое государственное вмешательство в случае проблем, вызванных конкуренцией, так как это может закончиться появлением общественной собственности или ряда привилегированных предприятий. Правила обмена определяют, кто с кем может вести дела и на каких условиях. Захват регулирующих органов привёл бы к упрощению правил обмена для доминирующих предприятий отрасли. Чтобы предотвратить появление правил, учитывающих интересы только одного предприятия, капиталисты стремятся к более общим правилам. Например, предписание, гарантирующее соблюдение контрактов и возмещение в случае 94 III. политика создания рыночных институтов их неисполнения, означает, что ни у кого нет стимула к мошенничеству. Правила, обеспечивающие безопасность и качество товаров, не дают некоторым предприятиям наживаться на более низких стандартах качества, продавая более дешёвые товары. Тем не менее правила обмена могут быть использованы для того, чтобы навредить конкурентам (особенно иностранным), устанавливая барьеры входа на данный рынок. Если приходящие извне предприятия будут вынуждены преодолевать разного рода препятствия, платить пошлины или сталкиваться с чрезвычайно высокими стандартами здоровья и безопасности, их товары будут дороже, и с ними будет легче конкурировать. В этом смысле правила обмена могут стать торговыми барьерами, сдерживающими конкуренцию. В обществах, где капиталисты имеют сильную политическую организацию, доминирующие предприятия получают возможности создавать концепции контроля для обеспечения гарантий стабильности своего положения без угрозы государственного вмешательства. Захват государственных регулирующих органов, занимающихся структурой управления, обеспечивает успех мероприятий по стабилизации любого отдельного рынка. В обществе, где доминируют предприятия, можно ожидать, что несколько крупных предприятий разделят между собой рынок на олигополистический манер. Конкуренцию смягчает понимание того, что если все преуспеют, то все выживут. Государство не вмешивается в работу рынков, пока ведущие предприятия не начнут терпеть крах. В последнем случае доминирующие предприятия могут призвать государство к более активным действиям. Но вмешательство государства будет направлено на восстановление рентабельности отрасли, нежели на её реорганизацию или национализацию. Ситуацию доминирования работников в капиталистических обществах трудно себе представить. Если бы работники на самом деле доминировали в капиталистическом обществе, то было бы более правильным назвать его социалистическим. Если бы государство с доминированием работников смогло существовать при капитализме, то оно бы создало сферы формирования политики, благоприятствующие государственному владению предприятиями, защите рабочих мест и обеспечению широких привилегий для работников. Частные права собственности были бы серьёзно урезаны. Это означало бы, что, за ис- 95 архитектура рынков ключением малого бизнеса, абсолютно все компании управлялись бы государством. Работники в погоне за рентой прежде всего боролись бы за сохранение рабочих мест и привилегий, нежели за создание «эффективной» промышленной структуры. Что касается прав собственности, то они урезали бы капиталистические социальные отношения в пользу государственной собственности. Они хотели бы видеть представителей работников в советах директоров. Они одобрили бы государственное вмешательство в процессы конкуренции, особенно там, где эти процессы грозят сокращением рабочих мест. Правила обмена сохраняли бы высокий уровень платежей и не давали бы капиталистической конкуренции сокращать рабочие места. Также правила обмена были бы структурированы таким образом, чтобы контролировать трансакции, угрожающие рабочим местам или стандартам здоровья и безопасности. Можно ожидать существования детальных правил, контролирующих условия труда и стандарты здоровья и безопасности товаров. Правила обмена затрудняли бы импорт конкурирующих товаров. Наконец, доминирующая в хозяйственной жизни концепция контроля делала бы акцент на сохранении государством рабочих мест. Государство осуществляло бы вмешательство в нерентабельные отрасли для укрепления финансов и минимизации сокращения занятости. Существующие правила затрудняли бы процедуры увольнения работников и закрытия даже очевидно неконкурентоспособных заводов. Существовавшие социалистические общества обладали многими из указанных характеристик. Тем не менее в них нередко были государственные управляющие, не связанные интересами работников и поэтому обладающие возможностями для извлечения ренты. Зачастую в этих обществах не уделяли особенного внимания созданию стандартов здоровья и безопасности для производимых товаров и трудового процесса. Часто рабочие слои подвергались эксплуатации для перераспределения ресурсов на нужные государственным управляющим цели, такие как расходы на оборону. Социально-демократические страны, особенно в Скандинавии, также демонстрируют целый ряд из указанных тенденций, характерных для обществ с доминированием работников. Но они не являются примерами доминирования работников в чистом виде, ибо значительная часть хозяйства остаётся всё же в частных руках. 96 III. политика создания рыночных институтов Рассмотрим, как альянсы между капиталистами, работниками и государственными чиновниками создают компромиссные варианты в структуре сфер формирования политики и институтов, структурирующих рынки. Я начну с альянса между государственными чиновниками и капиталистами. В этой ситуации капиталисты не могут всецело доминировать в хозяйстве и поэтому должны заключить союз с государственными чиновниками. К подобному альянсу могут вести два исторических пути. Во-первых, исторически государство может обладать сильной организующей способностью [Evans 1995]. Если капиталисты недостаточно организованы (что часто бывает на ранних стадиях индустриализации), чтобы взять государство под контроль, государство может помочь организовать капиталистов. Во-вторых, работники сопротивляются попыткам предприятий взять государство под полный контроль. Если удаётся нейтрализовать их политическую активность, то государство и предприятия могут рука об руку начать развивать капиталистический порядок для усиления контроля капиталистов над хозяйственными процессами. Это означает, что коалиция государства и капиталистов обычно сопровождается подавлением интересов работников. Такой компромисс предоставляет государству больше возможностей для вмешательства в рыночные процессы и, следовательно, для контроля над сферами формирования политики. Государственная бюрократия может организовать интересы отдельного сектора хозяйства, если у предприятий это не получится. Предприятия стараются не допустить прямого вмешательства со стороны государства и ограничить его деятельность лишь регулированием. В табл. III. 1 суммированы все эти аргументы и показано, что коалиция государства и капиталистов предполагает регулирование, направляемое государством развитие и подавление интересов работников. В табл. III.2 представлен анализ последствий данного компромисса для рыночных институтов. Развитие, направляемое государством, означает, что государство владеет определёнными секторами хозяйства, такими как коммунальная и финансовая сферы. Так происходит потому, что нередко эти отрасли оказываются ключевыми для развития, но зачастую обществу не хватает капитала или знаний и опыта для развития этих секторов на частной основе. Государство также предоставляет сво- 97 архитектура рынков им чиновникам рычаги для контроля над частными предприятиями. Как правило, развитие, направляемое государством, осуществляется при ограничении государственной собственности. Существуют чёткие правила, описывающие условия, при которых государство может вмешиваться в хозяйство, напрямую беря под контроль права собственности. Развитие, направляемое государством, также вынуждает государство регулировать конкуренцию и сотрудничество. Государство может попытаться защитить определённые отрасли на ранних стадиях развития или даже дольше, если они считаются ключевыми для национального рынка. В то же время государственные чиновники могут поддерживать нацеленные на экспорт предприятия в конкурентной борьбе на мировых рынках. Точно так же используются и правила обмена. Коалиции государства и капиталистов зачастую складываются в опасной близости от процессов погони за рентой. Если могущественные национальные предприятия оказываются способными снискать расположение государственных чиновников, они могут добиться официального признания своего статуса и защиты своих позиций. Это означает, что государство будет спасать идущие ко дну предприятия или отрасли. Государственные чиновники могут решить, что в национальных интересах будет взять под контроль какой-либо хозяйственный сектор, а отсюда недалеко до того, чтобы приравнять интересы доминирующих предприятий к национальным интересам. Коалиции государства и работников характеризуют некоторые западноевропейские социальные демократии. В табл. III.2 показано, что в таких государствах чиновники организуют сферы формирования политики, но действуют в интересах труда, а не капитала. Государство развивает свои организующие способности во многих секторах промышленности для того, чтобы по самым разным поводам напрямую вмешиваться в дела частных предприятий. Здесь наиболее вероятны обширная государственная собственность на предприятиях и защита работников со стороны государства. Если предприятия испытывают трудности, государство берёт над ними контроль для сохранения рабочих мест. Там, где всё же существуют частные предприятия, они подвергаются тщательному надзору со стороны государства и вынуждены следовать жёстким правилам, затрудняющим увольнение работников. Работники также могут обладать 98 III. ПОЛИТИКА СОЗДАНИЯ РЫНОЧНЫХ ИНСТИТУТОВ широкими правами в управлении предприятием. Они могут быть стейкхолдерами, заседающими в советах директоров и принимающими участие в разработке стратегий предприятия. В целом, регулирование конкуренции и кооперации предприятий направлено на защиту рабочих мест. Государство поощряет слияния предприятий и контролирует конкуренцию ради сохранения рабочих мест. Правила обмена также используются для защиты рабочих мест. В случае возникновения проблем у ведущих предприятий в какой-либо важной отрасли государство нередко смягчает правила для стимулирования их реорганизации. Осталось рассмотреть последний случай — противостояние капиталистов и работников в обществе. В этом случае государство призывается для разрешения кризисных ситуаций в том или ином секторе хозяйства. Характер государственного вмешательства зависит от того, какая группа обладает большей силой в данном секторе хозяйства. Если в конкретном секторе не доминирует никто, тогда группы могут найти компромисс, а государственные чиновники в таком случае будут выступать как посредники между сторонами. Там, где работники или капиталисты очень сильны, они могут доминировать в сферах формирования политики. Там, где обе стороны слабы, доминируют государственные чиновники. Из-за сложной политической деятельности в этих ситуациях государство стремится иметь возможность для масштабного вмешательства в хозяйственную жизнь. Эта способность может предоставить государственным чиновникам незначительную автономию, связанную с поиском компромиссов и их навязыванием в конкретных ситуациях. Компромиссные ситуации могут быть стабильными в том смысле, что группы продолжают внимательно следить за ситуацией, а также стимулируют и защищают наиболее важные для их интересов сферы. Все рыночные институты могут подвергнуться государственному вмешательству, а форма этого вмешательства зависит от восприятия кризиса государственными чиновниками и от относительной силы сторон. Государство старается завладеть некоторыми предприятиями, контролировать условия кооперации и конкуренции, защищать отдельные секторы хозяйства и рабочие места и осуществлять вмешательство, если это вынуждает сделать какой-либо кризис или расстановка сил в обществе (схожие аргументы см.: [Hart 1992]). 99 архитектура рынков им чиновникам рычаги для контроля над частными предприятиями. Как правило, развитие, направляемое государством, осуществляется при ограничении государственной собственности. Существуют чёткие правила, описывающие условия, при которых государство может вмешиваться в хозяйство, напрямую беря под контроль права собственности. Развитие, направляемое государством, также вынуждает государство регулировать конкуренцию и сотрудничество. Государство может попытаться защитить определённые отрасли на ранних стадиях развития или даже дольше, если они считаются ключевыми для национального рынка. В то же время государственные чиновники могут поддерживать нацеленные на экспорт предприятия в конкурентной борьбе на мировых рынках. Точно так же используются и правила обмена. Коалиции государства и капиталистов зачастую складываются в опасной близости от процессов погони за рентой. Если могущественные национальные предприятия оказываются способными снискать расположение государственных чиновников, они могут добиться официального признания своего статуса и защиты своих позиций. Это означает, что государство будет спасать идущие ко дну предприятия или отрасли. Государственные чиновники могут решить, что в национальных интересах будет взять под контроль какой-либо хозяйственный сектор, а отсюда недалеко до того, чтобы приравнять интересы доминирующих предприятий к национальным интересам. Коалиции государства и работников характеризуют некоторые западноевропейские социальные демократии. В табл. III.2 показано, что в таких государствах чиновники организуют сферы формирования политики, но действ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.254 (0.017 с.) |