Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VIII . Корпоративный контроль в капиталистических обществах
Недавние исследования вывели вопросы корпоративного управления на передний план организационной теории [Williamson 1975; 1985; Уильямсон 1996; Farna, Jensen 1983a; 1983b; Fligstein 1990; Campbell, Lindberg 1990; Roe 1994]1. В них управление определяется в общем виде как внутренняя организация предприятия и связи предприятия со своими поставщиками, конкурентами, покупателями и государством. Во многих научных дисциплинах рабочая гипотеза предполагает, что жизнеспособность промышленного предприятия может быть самым тесным образом связана с вопросами управления. Тем не менее при объяснении различий в структурах управления всё ещё сохраняются значительные теоретические разногласия. Аргументы экономической теории сосредоточены на соображениях эффективности, тогда как в социологических исследованиях подчёркиваются социальные, политические и культурные факторы. Указанные подходы, явно или неявно, представляют корпоративное управление как решение проблемы взаимозависимости. Для обеспечения стабильного роста и прибыли предприятия собственники и менеджеры должны быть уверены, что все процессы, в которых задействована организация, осуществляются гладко и предсказуемо. Те, кто стремится управлять предприятием, должны установить контроль над внутренней и внешней средой предприятия, чтобы управлять этими взаимозависимостями и стабилизировать их. Проблема внутреннего контроля сводится прежде всего к вопросам иерархии и мотивации советов акционеров, советов директоров, менеджеров и работников. Базовое состояние взаимозависимости создаёт проблему принципала-агента [Hansmann 1996]. Акторы, ответственные за результаты работы предприятия, не осуществляют производство и не проводят в жизнь управленческие решения самостоятельно, но зависят в 1 Эта глава основана на статье «Корпоративная организация в сравнительной перспективе», написанной в соавторстве с Робертом Фрилан-дом [Fligstein, Freeland 1995]. 268
этих вопросах от других. Поэтому они должны найти какие-то способы мотивировать или заставить акторов выполнять подобные задания как следует, а не спустя рукава. В исследованиях организаций обычно выделяются три вида проблем внутреннего контроля: отношения между менеджментом и работниками, разделение собственности и контроля [Berle, Means 1933] и разделение труда между разными уровнями менеджмента [Chandler 1962; 1977; Freeland 1994].
Внешний контроль заключает в себе ещё более широкий набор взаимозависимостей, в том числе взаимодействия с конкурентами, поставщиками, рынками капитала и государством. Обычно утверждается, что корпоративный менеджмент должен установить стабильные, предсказуемые отношения с каждой из этих категорий акторов, чтобы обеспечить извлечение прибыли и экономический рост. Например, отношения с конкурентами вращаются вокруг явных или неявных представлений о том, как должен быть устроен бизнес и какую форму должна принимать конкуренция [White 1981; Уайт 2010]. Во взаимоотношениях с поставщиками менеджмент должен обеспечить адекватное качество продукции, своевременность доставки и стабильность цен. Отношения с государством ещё более сложны. Так как государство определяет и регулирует условия, благодаря которым возможно осуществление трансакций, включая ограничения контрактов и прав собственности, оно обладает властью легитимации разнообразных конкретных институциональных порядков. Лишь немногие теоретики управления пытаются исследовать все виды взаимозависимости между предприятием и его окружающими средами. Вместо этого они утверждают, что какой-либо тип взаимозависимостей, будь то издержки агентских отношений, трансакционные издержки, плотность популяции, власть, сети, информация, доверие или институциональная легитимность, является ключевым для выживания организации. Именно концентрация на разных типах взаимозависимостей в качестве причинно-следственных механизмов привела к существованию конкурирующих моделей объяснения корпоративных структур управления. Неудивительно, что подходы, в которых обращается внимание на разные причинно-следственные механизмы, приходят к различным выводам о современной корпорации. Например те, кто анализирует эффективность, часто утверждают, что по- 269
скольку предприятия сталкиваются с однотипными ограничениями на международных рынках, то должна происходить конвергенция организационных форм (см., напр.: [Jensen 1989]). Другие рассматривают структуры управления с политической и культурной точек зрения как уникальные образования, вырастающие из специфических исторических условий и обстоятельств [Hamilton, Biggart 1988; Fligstein 1990].
В данном обзоре я собираюсь оценить адекватность существующих моделей, претендующих на объяснение разнообразия корпоративных управленческих механизмов в разных обществах. Меня особенно интересует то, в какой степени существующие теории способны объяснить три вида проблем, связанных с деятельностью корпораций: структуру прав собственности, природу конкурентных и кооперативных взаимоотношений между предприятиями и стратегии, которые предприятия используют для обеспечения роста и экспансии, особенно в связи с вертикальной интеграцией и диверсификацией. Представив экономические и социологические модели корпоративного управления, я показываю, что для объяснения различий в организационных формах эти два направления постулируют разные типы причинно-следственных механизмов. Затем я даю обзор существующих эмпирических исследований, посвящённых организации промышленности в ряде обществ. В заключении обсуждается значение полученных результатов для будущих исследований. Здесь уместны две оговорки. Во-первых, основная часть моих рассуждений касается институтов, рассматриваемых главным образом в экономической теории и в меньшей степени интересующих социологов. Это значит, что экономические теории будут казаться более пригодными для анализируемых вопросов, чем социологические, хотя социологические теории обычно берут более широкие объекты для применения своих объяснительных схем. Мой подход помогает обратить внимание на сравнительную перспективу, но я признаю, что это сужает наши возможности при обсуждении широкого круга вопросов. Во-вторых, большая часть обсуждаемых вопросов касается крупнейших корпораций. Это обусловлено тем, что основная часть известной информации и выстраиваемых теорий относятся именно к таким предприятиям. Я осознаю важность этого ограничения и полагаю, что мои выводы релевантны лишь для крупнейших предприятий в развитых экономиках. 2/0
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.004 с.) |