Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глобализация и рыночные процессыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одно из возможных возражений на моё пристальное внимание к роли государства состоит в том, что этот подход не способен учесть то обстоятельство, что мировое хозяйство сейчас действительно глобально. Однако я верю, что представленный политико-культурный подход, центральная роль в котором отведена государству и обществу, вполне пригоден при анализе так называемых глобальных рынков. В восьмой главе я покажу, что сравнительный эмпирический анализ организации деятельности предприятий подтверждает точку зрения, согласно которой национальные капиталистические системы всё ещё сохраняются. Тому есть две причины. Во-первых, в ходе выстраивания своей внутренней организации предприятия зависят от национальных институтов. Эти институты порождают стабильность и, как следствие, дополнительные блага для собственников и менеджеров предприятий. Собственники и менеджеры предприятий по-прежнему обращаются за помощью к местным властям. Во-вторых, большая часть потребления является не интернациональной, а остаётся пока национальной. В 1996 г. около 83% мировой экономики объёмом в 35 трлн долл. США была именно национальной [WTO 1997]. Глобализация не может затронуть все рынки. Подробнее я проанализирую эти сюжеты в девятой главе. Здесь же я хочу рассмотреть несколько альтернативных тем, вытекающих из дискуссии, изложенной в данной главе. Мой основной тезис состоит в том, что единственное различие между глобальным и локальным рынком заключается в широте их географического распространения. Определение рынка как воспроизводимой ролевой структуры, представленное в данной книге, может быть непосредственно применено к феномену глобализации. Рынок является «глобализованным», если он охватывает небольшое число участников, которые образуют структуру доминирующих предприятий и предприятий-претендентов, и функционирует в различных странах с одинаковой концепцией контроля. Вопрос о том, сколько мировых рынков в этом смысле являются на самом деле глобальными, сугубо эмпирический. Кроме того, может оказаться так, что некоторые рынки являются частично глобализованными, если в каких-то регионах доминируют предприятия, которые идентифицируют друг друга, но другие части мирового рынка либо защищены барьерами, либо исключительно локальны. Сколько же всего глобализованных архитектура рынков рынков? Учитывая то, что 83% мировой экономической деятельности является национальной, можно уверенно утверждать, что таких рынков меньше, чем считают многие обозреватели. Конечно, многие из этих рынков имеют отношение к важной продукции, такой как автомобили, химикаты, корпуса самолётов, компьютеры, программное обеспечение, медикаменты и ряду деловых услуг, таких как бухучёт и консалтинг. Частично гло-бализованные отрасли включают телекоммуникацию и ряд финансовых услуг, например, банковские инвестиционные услуги. Как мы станем описывать глобализирующийся рынок? То есть в каком случае иностранные предприятия становятся захватчиками, трансформирующими стабильный национальный рынок с определённой концепцией контроля? Согласно нашей модели, национальный рынок разрушается, когда захватчики приносят с собой новую концепцию контроля. Когда это происходит, наша модель предсказывает, что национальные доминирующие предприятия будут реагировать, (1) усиливая старую концепцию контроля, (2) призывая своё правительство вмешаться для защиты местного рынка, (3) кооптируя захватчиков путём формирования альянсов, совместного маркетинга, или производственных соглашений. Если это не срабатывает, национальный рынок может быть включён в международный рынок, благодаря чему предприятия принимают новую концепцию контроля, усваивая «новые» методы конкурентной борьбы, или путём слияний и поглощений. Такой подход позволяет выработать более систематический взгляд на действия государства перед лицом глобализации. Эту проблему можно понимать следующим образом. Разделите основные рынки какой-либо страны на экспортирующие и неэкспортирующие. Представьте ситуацию, в которой предприятия либо испытывают, либо не испытывают давление со стороны зарубежных экспортёров. Предприятия на неэкспортирующих рынках, которым не угрожают зарубежные экспортёры, не будут призывать государство как-либо повлиять на торговлю. Предприятия-экспортёры, которым не угрожают другие предприятия (т.е. по моему определению, они уже находятся на гло-бализованных рынках), также не будут призывать государство оградить их от иностранных предприятий. Предприятия, не занимающиеся экспортом, но неожиданно для себя оказавшиеся под давлением со стороны тех, кто вторгся на их внутренний рынок, попытаются добиться от государства 162
принятия ряда протекционистских мер. Предприятия-экспортёры, чувствующие давление со стороны других экспортёров, могут добиваться от государства помощи в открытии зарубежных рынков, особенно рынков своих основных конкурентов. Такое положение вещей подразумевает, что государство вовсе не напоминает шизофреника, пытаясь одновременно добиваться открытия некоторых рынков за рубежом и защищать ряд собственных рынков. Так, например, правительство США продолжает поддерживать местную текстильную и сахарную промышленность и в то же время старается вынудить Японию открыть свои рынки для автомобилей и других американских товаров. Гипотеза IV. 16. Возникновение глобальных рынков зависит от сотрудничества между предприятиями и государствами по созданию правил обмена, прав собственности (т.е. гарантий, что предприятия могут присваивать прибыль) и структур управления (т.е. способов ведения конкурентной борьбы). Одно из предположений состоит в том, что рост мировой торговли порождает запрос на всё большее число таких соглашений, ведущих к более широкому сотрудничеству между государствами. Европейский союз, НАФТА и недавно завершившееся соглашение ГАТТ, основавшее Всемирную торговую организацию, можно анализировать, исходя из того, обеспечивают ли они общие правила для прав собственности, структур управления и правил обмена. Их также можно разбить на секторы, включающие и не включающие экспортёров, чтобы посмотреть, используются ли в этих секторах особые правила [Fligstein, Mara-Drita 1996]. Эти соглашения пока касаются главным образом правил обмена, усиливающих торговлю. Одно следствие из данного утверждения состоит в том, что создание глобальных рынков будет зависеть от государств и в действительности будет ограничиваться ими. Существуют два вида проектов, которые могут предпринять государства на открывающихся рынках. Во-первых, они могут убрать торговые барьеры между обществами. Это устраняет многие виды правил, препятствующие доступу на рынок. Это негативный интеграционный проект. Однако существуют ограничения для такого рода рыночной интеграции. Без общих правил, регулирующих взаимодействия, открытие рынка не повлечёт за собой создание действительно мирового рынка (т.е. рынка, где небольшое число предприятий делают инвестиции по всему миру в ответ на Действия друг друга и откликаясь на рыночные возможности). 1бЗ
Таким образом, торговля и выгоды от неё будут ограничены. Чтобы получить единый рынок для отдельного товара, нужны эти детальные правила. Неудивительно, что торговой зоной с наивысшим в мире уровнем торговли является Западная Европа. Европейский союз был задуман для создания единого рынка посредством устранения торговых барьеров и разработки новых общеевропейских правил регулирования деятельности предприятий. Целью разработки этих правил было создание рынка, во многом напоминающего внутренний американский рынок. Одна область, где не состоялось никаких соглашений, это создание мирового рынка корпоративного контроля. В любом обществе, за исключением США и Великобритании, довольно трудно заниматься враждебными поглощениями. Выше я утверждал, что права собственности находились в центре отношений между национальными элитами и государствами. Национальные элиты в основном сопротивлялись передаче прав собственности тому, кто предложил наивысшую цену, потому что в этом случае они теряют свою власть. Государства сохранили за собой роль основных игроков при создании глобального хозяйства, потому что их элиты зависят от них в вопросах сохранения власти и гарантий выхода на глобальные рынки. Представленная здесь модель рынка предлагает концептуальные инструменты, помогающие изучать процессы глобализации. Она предлагает рабочее определение того, является ли тот или иной рынок глобализованным. Это определение может быть использовано для установления степени, в которой мировой рынок существует применительно к какому-либо товару, и уровня интеграции на этом рынке. Также его можно использовать для изучения того, становится ли какой-нибудь рынок более или менее интегрированным. Так, например, с течением времени мировая автомобильная промышленность стала более интегрированной. В ней функционирует небольшое число предприятий, и многие из них работают во многих частях света. В недавнем прошлом наиболее интересно то, что национальные идентичности этих предприятий стираются: «Даймлер» купил «Крайслер», «Рено» — «Ниссан», а «Форд» приобрёл «Ягуар». Наконец, важным следствием глобализации является то, что глобализация отдельного рынка перекинется дальше посредством вторжения на другой рынок. Например, фармацевтическая отрасль состоит из небольшого числа крупных предприятий, работающих по всему миру. Отрасль, подобная биотехнологии, может кардинально измениться, если в неё войдут эти предприятия. Это подра- 164
зумевает, что существует множество эмпирических проектов по изучению государств, рынков и перемен в природе рынка из-за вторжения предприятий из других обществ. Представленный нами подход также описывает действия государства в ответ на глобализацию. Оно старается защитить местные отрасли, не нацеленные на глобальный рынок, от угрозы со стороны неместных предприятий, и оно пытается открыть рынки конкурентов своих предприятий, вышедших на глобальный рынок. Государство продолжает занимать центральное положение в этих процессах, потому что работники, предприниматели и менеджеры зависят от него в вопросах защиты и расширения своих возможностей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рынки — это социальные конструкты, отражающие уникальную политико-культурную комбинацию предприятий и наций. Создание рынков подразумевает решение на социетальном уровне проблем прав собственности, структур управления, концепций контроля и правил обмена. Конкретных способов таких решений множество, и каждый из них может обеспечить выживание предприятия. Я вкратце описал взаимосвязь государств и рынков, а также характер действий, приводящих к различным результатам. Мною было выведено несколько общих принципов, которые могут помочь интерпретировать эти результаты. Я утверждал, что стабильные рынки отражают статусные иерархии, определяющие позиции доминирующих предприятий и предприятий-претендентов, а также то, что лидеры на рынке укрепляют существующий рыночный социальный порядок и указывают, как следует преодолевать кризис. Эти комплексные ролевые структуры рынков функционируют посредством социальных отношений между акторами (которые обычно называются сетями). Мой подход к исследованию рынков уделяет особое внимание взаимодействию государств и рынков, нацеленному на выработку общих правил формирования социальных структур. Он также облегчает наблюдение за рыночными структурами, учитывает роль, которую играют намерения акторов для производства рыночных структур, и позволяет объяснять наиболее вероятное поведение предприятий в различных рыночных условиях. Я пытался дать политическое истолкование процессу рыночной динамики. Уязвимость нового связана, по крайней мере отча- 165
сти, с недостаточной сформированностью социальной структуры на рынке, а также с необходимостью поиска такой структуры, который осуществляется подобно социальному движению. Легитимность рынков определяется государством. Для сторонника экологического подхода «стабильный» рынок предполагает наличие концепции контроля, разделяемой всеми его участниками. Аналогично данному подходу, трансформация рынков происходит под влиянием внешних источников изменений. Метафора «рынки как политика» объединяет все упомянутые выше идеи. Я продемонстрировал возможность выработать целостный подход к исследованию рынков, который нацелен на анализ политических процессов, лежащих в основе рыночного взаимодействия. В конечном счёте, полезность всякой метафоры заключается в её способности продвигать вперёд исследовательскую работу и находить интуитивные и контринтуитивные решения проблемы. В данном разделе я выдвинул утверждение о том, что одной из причин устойчивости национальных капиталистических систем является развитие рыночных институтов, уникальное для каждого капиталистического общества. Я утверждал, что эта уникальность зависит от относительной силы капиталистов, работников, политических деятелей и чиновников при установлении и навязывании рыночных институтов (прав собственности, структур управления, концепций контроля и правил обмена) на этапе вхождения в эпоху современности. Этот политический альянс и поддерживающие его правила оказывают гигантское влияние на последующее развитие хозяйства конкретного общества. Указанное влияние действует двояким образом. Во-первых, эти группы определяют положение status quo и пытаются добиться поддержки государства. В периоды рыночных кризисов основное внимание предприятий сосредоточено на государстве, а государственные акторы осуществляют вмешательство предсказуемым образом. Социетальная трансформация правил происходит только во время глубоких кризисов, таких как война или депрессия. Во-вторых, если знать, как в данном обществе организованы институты, можно предсказать, что новые отрасли возникнут по существующим социетальным шаблонам. Таким образом, в любом обществе есть институциональные и организационные силы, препятствующие его конвергенции. Национальные элиты неохотно отдают свою власть, а государства обязаны защищать её согласно природе созданных рыночных институтов. 166 ЧАСТЬ ВТОРАЯ 168
V. Логика систем занятости1 169 Около 20 лет назад социологи начали всерьёз рассматривать проблему структуры занятости в своих эмпирических исследованиях стратификации общества. Так называемый новый структурализм пытался поместить отношения занятости в более широкие рамки анализа, такие как организации, секторы, классы, сегменты рынка труда и даже национальные государства2. В теоретических исследованиях формирование трудовых отношений рассматривалось как результат взаимодействия между группами неквалифицированных рабочих и работодателей, обладающих разным объемом ресурсов [Hodgson 1986; Kalleberg 1988; Fligstein, Fernandez 1988]. Этот подход способствовал тому, что формирование рынков труда начали рассматривать в динамике. Но до сих пор не удаётся проанализировать эту динамику в контексте создания институтов или правил, которые её регулируют. 169 Цель данной главы заключается в том, чтобы рассмотреть процессы на рынках труда в контексте политико-культурного подхода. Ранее в третьей главе обсуждалось, как утверждение прав собственности, структур управления, концепций контроля и правил обмена структурирует рынки труда. Здесь я хочу в более явном виде показать, что структурирование трудовых отношений в обществе является следствием политического конфликта между работниками, государственными чиновниками и капиталистами, а также создаваемых ими институтов рынка труда. Я хочу объяснить, как этот баланс сил влияет на концепцию труда и кто её формирует. Также я намерен рассмотреть, как эти конфликты формируют образовательную систему в обществе, и какую роль она играет в воспроизводстве определённых институтов рынка труда. Прежде всего необходимо объяснить возникновение систем занятости. Их можно определить как правила, регулирующие 1 Эта глава основана на статье «Логика систем занятости», написанной в соавторстве с Халдором Биркьефлотом [Fligstein, Byrkjeflot 1996]. 2 Некоторые примеры см.: [Baron, Bielby 1980; Baron 1984; Hodson 1986; Wright 1979; 1997; Hudson, Kaufman, Fligstein 1981; Doeringer, Piore 1971; Edwards 1979; Kalleberg, Lincoln 1988]. 16 9
отношения между группами работников и работодателей и касающиеся общей логики того, как определяются «карьеры», и каким образом эти группы поддерживают данные концепции. Из этой общей логики вытекают более конкретные правила, которые помогают объяснить организацию определённых рынков труда, мобильность работников и менеджеров, а также способы организации работодателей и работников. Мой подход представлен во второй и третьей главах. Сейчас же цель состоит в установлении идеально-типических конструкций, отражающих доминирование различных групп, и рассмотрении возможных гибридных случаев, которые могут иметь место в реальных обществах. Я намерен проанализировать различные типы систем занятости как концепции контроля, применяемые к способу организации труда на предприятиях определённых рынков. Если система трудовых отношений рассматривается как крупномасштабный институциональный проект, то возникают различные вопросы, обычно встающие при изучении стратификации. Каким образом впервые возникла данная система? Какова её внутренняя логика? Возможно ли определить, находится ли она в состоянии фундаментального кризиса, несущего преобразования отношений занятости? Каким образом государства вмешиваются в отношения занятости на разных стадиях их трансформации? Как выросшая интернационализация хозяйства влияет на системы занятости? Мой основной тезис состоит в том, что в начале индустриализации акторы понимают структуру отношений занятости в политическом ключе. Такое понимание структурирует конкретные практики на рынке труда и помогает сформировать институты образования, организуемые вокруг этих принципов. Это понимание также превращается в набор культурных практик, которые функционируют как шаблон или мировоззрение, помогающее акторам осмысливать рынки труда и карьеры. По мере возникновения новых отраслей такие общепринятые понимания структурируют соответствующие отношения поверх отраслевых границ. Я выделяю три системы занятости, исторически возникшие в развитых капиталистических индустриальных странах и опирающиеся соответственно на приверженность отрасли, профессии или организации. Первая система, отраслевая (vocationalism), строится на концепции труда и карьеры, кото- 170
рая во главу угла ставит профессиональные сообщества, промышленные союзы и повышение квалификации (формальное или на рабочем месте) для новых работников. Типичная карьера здесь характеризуется приверженностью какой-либо одной отрасли. Вторая система, профессиональная (professionalism), воплощает концепцию труда, для которой характерны важная роль коллег по профессии, поддержка коллегиальности при помощи ассоциаций и опора на университеты в вопросах обучения персонала. Карьеры в данном случае построены вокруг профессий, а не предприятий или отраслей, и индивид, как правило, на всю жизнь остаётся в рамках одной системы профессий3. И третья система, менеджериальная (managerialism), отражает привязанность к определённой трудовой организации, характеризуется союзами предприятий и полагается на общее обучение в качестве фильтра при приёме в организацию и на обучение непосредственно на рабочем месте в течение всего жизненного цикла. Типичная карьера здесь проходит в одной корпорации. Все эти три модели организации карьерных лестниц и работы структурируют отношения на рынках труда и организацию обучения. В следующих разделах я сперва рассмотрю проблему создания институтов, таких как системы занятости, выделяя роль государства, предприятий и других организованных групп в этом процессе. Потом выделю уникальные типы источников, из которых появляются реальные системы занятости, что позволит нам ответить на заданные выше вопросы о возникновении, логике и трансформации систем занятости. Наконец, кратко изложу, как подобный подход помогает осмыслить доминирующие системы отношений занятости, возникшие в Западной Европе, США и Японии. Существует несколько интересных приложений представленного здесь подхода. Его можно использовать для определения и изучения критических моментов в истории систем занятости. Он помогает увидеть, что сформировавшуюся организацию рынков труда довольно трудно изменить. Работники, работодатели, правительства и те, кто управляют системой об- 3 Как мы увидим ниже, полезно различать во второй системе занятости государственнический профессионализм и профессионализм ассоциаций. 171
разования, имеют свои интересы в существующей структуре. Это ограничивает возможности трансформации систем занятости в различных секторах хозяйства. Так, например, дискуссии в Соединённых Штатах о реформировании образовательной системы для продвижения системы занятости, основанной на приверженности отрасли, велись без учёта существующих трудовых отношений на крупных предприятиях, благоприятствующих системам занятости, опирающимся на профессии и организации (см., напр.: [Reich 1991]). Подобного рода реформы, как правило, оказываются безрезультатными, потому что переход к образовательной системе, ориентированной на отраслевую систему занятости, не принимает во внимание устройство рынков труда, структурированных системами занятости, основанными на приверженности профессии или организации. По мере формирования системы занятости, конфликт в трудовых отношениях ограничивается более широкими структурами, хотя и не затухает совсем. Конкретные системы отношений занятости, сформировавшиеся в развитых капиталистических обществах, глубоко укоренены в неповторимой траектории развития каждого общества и во взаимоотношениях между его секторами. Эта история создаёт нечто вроде зависимости от ранее избранного пути, из-за чего институты с трудом заимствуются или пересаживаются, за исключением разве только каких-то крайних случаев. Системы отношений занятости легче всего разрушаются, если возникают новые секторы экономики, или если организованные акторы, будь то работники или предприятия, меняют условия обмена. Безусловно, даже в этих случаях элементы старой системы власти и организации служат образцами для построения новой организации. Также можно ожидать, что в зависимости от предприятия, некоторые работники находятся в рамках систем занятости, базирующихся на приверженности организации, а другие — в рамках систем, основанных на профессии.
СИСТЕМЫ ЗАНЯТОСТИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.193 (0.015 с.) |