Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономические теории и механизмы
В неоклассической теории не уделялось должного внимания вопросам корпоративного управления. Фирма предстаёт в ней как производственная функция, управляемая рациональными акторами, максимизирующими свою прибыль, обладающими полной информацией о ценах и действующими на конкурентных товарных рынках. Согласно этой теории, предприниматели вынуждены эффективно использовать свой капитал либо выйти из бизнеса, а исследование фирмы представляет собой частный случай «прикладной теории цен» [Stigler 1968]. Согласно такому подходу, рост олигополии, стратегии, предполагающие диверсификацию продукта, и вертикальная интеграция производственных процессов считаются механизмами, создающими входные барьеры или подрывающими ценовую конкуренцию [Caves 1992]. Нигде современная корпорация не отождествлялась с неэффективностью настолько отчётливо, как в концепции А. Берли и Г. Минза о разделении собственности и контроля [Berle, Means 1933]. В 1950-х годах в рамках управленческой экономики начали разрабатываться формальные модели, показывающие, как разделение собственности и контроля влияет на организацию фирмы [Penrose 1959; Baumol 1959; Marris 1964]. В этих работах утверждается, что менеджеры ради увеличения собственных окладов или повышения своего статуса стремятся к росту продаж или активов вместо наращивания прибыли фирмы [Marris 1964]. Хотя эмпирические исследования не предоставили достаточных оснований для таких утверждений (обзор см.: [Caves 1992], эти работы усилили неоклассические представления о том, что фирма отражает неэффективную работу ценового механизма. Хотя «новая» институциональная экономическая теория весьма неоднородна, её последователи обычно придерживаются двух критических замечаний в адрес неоклассической теории. Во-первых, утверждается, что фирма является доминирующей формой организации при капитализме и что экономическая теория будет неполной, если она не в состоянии объяснить её возникновение. Во-вторых, что более важно, новая институциональная экономическая теория доказывает, что фирмы не были бы так широко распространены, если бы они не способствовали эффективной работе. При этом современные права собственности, разделение собственности и контроля и построение организационных иерархий рассматриваются как механизмы, способствующие росту эффективности.
2/1 архитектура рынков Одним из источников новой институциональной экономической теории является работа Р. Коуза, в которой утверждается, что фирмы возникают из-за наличия «трансакционных издержек», неизбежных при входе на рынок, ведении переговоров о товарах и услугах и обеспечении исполнения контрактных обязательств [Coase 1937; Коуз 2007]. Коуз утверждает, что если издержки осуществления какой-либо трансакции на рынке превышают издержки осуществления этой же трансакции внутри фирмы, то фирмы стремятся интернализировать трансакции, чтобы снизить эти издержки. По такому сценарию фирмы возникают и растут именно тогда, когда они более эффективны, чем рынок. Вторым важным предшественником неоинституциональных теорий фирмы является школа Карнеги [Simon 1957; March, Simon 1958]. Герберт Саймон заложил основу для этого подхода, изменив неоклассическую предпосылку, что экономические решения принимаются абсолютно рациональными акторами, обладающими относительно полной информацией о ситуации, в которой они действуют. Обращая внимание на тот факт, что люди обладают ограниченными возможностями в обработке информации и что информация нередко несовершенна или недоступна, он утверждал, что экономические акторы испытывают когнитивные и информационные ограничения, что приводит к невозможности выработки оптимальных решений. Вместо этого в сознании акторов есть цели общего порядка, и они склонны находить любое возможное решение, которое более или менее соответствует этим целям. Этот процесс он назвал принципом «удовлетворительности» (satisficing). Организационная структура формируется благодаря попыткам уменьшить влияние этих когнитивных и информационных ограничений [Ibid.]. Разделяя цели корпорации на составные части и поручая их различным подразделениям предприятия, менеджеры уменьшают количество информации, необходимой для отслеживания деятельности организации, тем самым снимая когнитивное напряжение и минимизируя возможность информационной перегрузки для какого-либо подразделения. Благодаря этому процессу акторы в подразделениях получают чёткие задания, и таким образом индивидуальное поведение подстраивается под общие цели организации [Simon 1962]. К тому же подразделения фирмы вырабатывают «стандартные
2/2 VIII. корпоративный контроль рабочие процедуры», которые ещё больше упрощают когнитивную деятельность, позволяя легко воспроизводить организационные компетенции. Организации, которые признают ограничения человеческой познавательной способности и роль информации в жизни организации, становятся более эффективными и более способными к выживанию. Экономическая теория трансакционных издержек (ТСЕ2) Оливера Уильямсона [Williamson 1975; 1981; 1985; Уильямсон 1996] обращает внимание на издержки заключения, мониторинга и поддержания экономических трансакций между фирмами или внутри фирм, утверждая, что структуры управления — «явная или неявная контрактная ситуация, в которой помещена та или иная трансакция (рынки, фирмы и смешанные формы)» [Williamson 1981: 1544] — сформированы такого рода издержками. Как и Саймон, Уильямсон считает экономических акторов ограниченно рациональными и утверждает далее, что по крайней мере некоторые из них ведут себя оппортунистически, т.е. «преследуют собственный интерес, используя неблаговидные средства» [Williamson 1975: 26]. Несовершенная информация увеличивает издержки заключения контрактов, затрудняя предсказуемость результатов. Оппортунизм приводит к необходимости отслеживать нарушения контрактных обязательств, ещё более увеличивая издержки управления. В экономической теории трансакционных издержек утверждается, что в определённых условиях при высокой специфичности активов для рыночных трансакций становится характерным более высокий уровень оппортунизма и ограниченной рациональности, что делает управление ими более затратным. Специфичность активов относится к ситуации, в которой ресурсы, необходимые для осуществления трансакции, включают «долгосрочные специфичные инвестиции», которые нельзя использовать для другой цели без существенных финансовых потерь [Williamson, Ouchi 1981: 352]. Как только инвестиции в специфические активы осуществлены, ни покупатель, ни продавец не могут рассматривать рынок как реальную альтернативу, и становится особенно важным оградить трансакции, включающие специфические ресурсы, от (дорогостоящих) рисков оппортунизма. 2 Transaction cost economics. — Примеч. пер. 273 архитектура рынков Согласно Уильямсону, именно экономия на трансакционных издержках и является делом фирмы (или, более обобщённо, структур управления). В этом смысле очень важной является система властных отношений в рамках фирмы, потому что, когда трансакции переведены внутрь фирмы, оппортунизм можно снизить посредством издания директив [Williamson 1988; 1991]. Для объяснения вертикальной интеграции, создания мультиди-визиональной формы предприятия и других видов иерархий, возникновения конгломератов и разделения собственности и контроля на крупных предприятиях экономическая теория трансакционных издержек использует те же самые общие положения [Williamson 1975; 1985; Уильямсон 1996]. В своих более поздних работах Уильямсон пытался объяснить более сложные формы контрактации, такие как стратегические альянсы, сети и модели перекрёстного владения собственностью, которые возникают в корпорациях по всему миру, утверждая, что подобные формы контрактации снижают трансакционные издержки там, где существует подлинная взаимозависимость между организациями, но которой недостаточно, чтобы привести к полноценному слиянию [Williamson 1991].
Теория агентских отношений считает, что все социальные отношения в экономических взаимодействиях можно свести к набору контрактов между принципалами и агентами. Принципалы — это индивиды, которые отбирают агентов для выполнения поручений по соответствующим вопросам. Ключевая проблема состоит в направлении интересов агентов таким образом, чтобы они не действовали против интересов принципалов. Это требует составления контракта (иногда в явном виде, иногда в неявном), который защищает как принципала, так и агента. Такие контракты должны давать возможность принципалу отслеживать действия агентов и создавать стимулы для обеих сторон исполнять свою часть сделки [Jensen, Meckling 1976]. В теории агентских отношений фирма рассматривается как фиктивное образование, порождённое «пучком контрактов» между различными принципалами и агентами. В этом смысле фирма ничем не отличается от рынка: она «не обладает директивной властью, авторитетом, дисциплинарным воздействием, которые хотя бы в малой степени отличались бы от обычной рыночной контрактации между двумя людьми» [Alchian, Demsetz 1972:777; Алчян, Демсец 2004:167]. Вместо этого фирма 274 VIII. корпоративный контроль является системой прав собственности, которая определяет набор отношений принципалов и агентов и разделяет притязания на активы и остаточный денежный поток [Fama, Jensen 1983a; 1983b]. Принципал, собственник, нанимает работников для выполнения части работы. Им платят зарплату, а в обмен они обычно (хотя и не всегда) отказываются от притязаний на прибыль. Контракт, с условиями которого они согласились, содержит определение их обязанностей, способов вознаграждения и прав принципала в части мониторинга результатов их работы. В теории агентских отношений утверждается, что различные виды разделения прав собственности — акционерная компания, партнёрство, единоличное владение, некоммерческая организация — возникают потому, что каждая из этих форм организации эффективна при определённых условиях. В целом альтернативные способы разделения прав собственности зависят от уровня издержек агентских отношений (т.е. издержек структурирования, подписания и отслеживания набора контрактов среди агентов с конфликтующими интересами) [Fama, Jensen 1983я]. Например, акционерная компания, находящаяся под контролем менеджеров, скорее всего, будет процветать тогда, когда издержки создания новой фирмы непомерно высоки, для управления же существующей фирмой необходимо специализированное знание, в результате чего возникает большая экономия от масштаба, и появляются люди, готовые предложить свой капитал в надежде получить остаточный доход, который уже уменьшен на величину издержек агентских отношений [Ibid.]. В этих условиях происходит классическое разделение собственности и контроля. Но согласно теории агенстких отношений, оно не ведёт к неэффективности. Напротив, интересы собственников и менеджеров согласуются благодаря трём механизмам. Во-первых, зарплата менеджеров зависит от показателей работы предприятия; во-вторых, за действиями менеджеров наблюдают советы директоров; в-третьих, рынок корпоративного контроля эффективно наказывает менеджеров за неадекватное управление финансовыми активами, даже если советы директоров были подчинены интересам менеджеров. В этом смысле, фирма может быть эффективна, даже если товарные рынки не эффективны. Разные версии данного подхода часто использовались в самых разнообразных сферах, в том числе в финансовой экономике [Ross 1977; Myers 1984; Fama 1980; Jensen, Meckling 1976].
275 архитектура рынков Неоинституционалисты обычно придерживаются предпосылки о том, что наблюдаемые рынки либо находятся в состоянии равновесия, либо приближаются к нему. Более радикальный подход к данному вопросу был предпринят так называемой неоэволюционистской экономической теорией. Так, Брайан Артур утверждает, что экономические институты могут иметь случайные стартовые позиции [Arthur 1988; 1989]. Таким образом, история и случай играют определённую роль в появлении моделей организации хозяйства. На этих начальных стадиях возможны несколько путей организации производства, причём ни один из них не имеет каких-либо очевидных преимуществ. Артур утверждает, что во время динамичных процессов формирования рынков та или иная форма организации может обладать небольшим преимуществом. С течением времени эта организация обрастает институтами, которые усиливают её преимущество. Артур называет этот процесс замыканием. Замыкание происходит в виде крошечных дискретных шагов, которые с течением времени институционально укореняют данные способы организации. Как только они возникли, их становится трудно вытеснить. Таким образом, экономические процессы динамичны до некоторого момента, но когда определённая форма организации замыкается на себя, рынки становятся стабильными и менее динамичными. Рыночные процессы, которые развиваются подобным образом, были названы зависимыми от ранее избранного пути (path dependent). С помощью этой модели Артур исследовал ряд процессов, в частности, внедрение новых технологий, расположение городских агломераций и создание технологических центров, таких как Силиконовая долина и 128-я магистраль в Бостоне [Ibid.].
Его модель помогает объяснить, почему вступление в эпоху современности произвело такой колоссальный эффект на структуру национального хозяйства. Историческое вступление в эпоху индустриализации характеризуется одновременным формированием огромного числа институциональных образований. Раз возникнув, эти образования формируют институциональные условия, помогающие организовать процесс появления новых организаций и отраслей. Этот подход предполагает, что права собственности могут быть организованы самым различным образом, но появившись, они стабилизируются и обеспечивают институциональные структуры для возникающих отраслей. 276 VIII. корпоративный контроль Р. Нельсон и С. Уинтер предлагают другой взгляд на экономическую динамику [Nelson, Winter 1982; Нельсон, Уинтер 2002]. Они полагают, что рынки постоянно находятся в динамическом состоянии и никогда не достигают точек равновесия. Это означает, что фирмы постоянно сталкиваются с нестабильными рыночными условиями. В ответ фирмы стараются найти способы самовоспроизводства во времени. Они достигают этого, вырабатывая компетенции, укореняющие организационные процедуры. Стандартные рабочие процедуры фирмы не только обеспечивают производство продукта, но и помогают решать проблемы мониторинга. Они предоставляют лицам, принимающим решения, обратную связь об изменяющихся условиях, внутренних или внешних по отношению к фирме. Таким изящным образом Нельсон и Уинтер смогли соединить взгляды Дж. Марча и Г. Саймона на организации с предпосылкой о постоянно динамичных рыночных процессах. Фирмы, не способные развить такие компетенции, покидают бизнес, а фирмы, способные это сделать, могут процветать сравнительно долгое время. Тем не менее рыночные процессы могут порой пересилить инерцию даже самых стабильных фирм. Этот подход не объясняет, какие именно компетенции возникнут в процессе формирования рынков. Но он постулирует, что после своего возникновения они стремятся к самовоспроизводству именно потому, что они надёжно обеспечивали самовоспроизводство в прошлом. Таким образом, Нельсон и Уинтер предлагают другое объяснение, почему существуют настолько непохожие организационные стили на разных рынках и в разных обществах. Определённый порядок, появившись, сопротивляется трансформации, потому что собственники и менеджеры фирм придерживаются процедур, которые приносили им успех в прошлом.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.012 с.) |