Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследовательские перспективы
Намеченный здесь подход имеет два важных следствия. Он предполагает, что системы отношений занятости имеют неповторимые социальные корни, которые можно изучать только исторически. Но я также представил идеально-типический анализ, поясняющий, какого рода соотношения сил к каким последствиям приводят. Представленные случаи показывают, что исторические процессы в каждом обществе, отражавшие путь индустриализации, глубоко повлияли на возникшую систему занятости. Там, где силой обладали предприятия, чаще возникали менеджериальные системы (Япония); где были сильны рабочие, чаще появлялись отраслевые системы (Германия). Там же, где обе стороны были вынуждены находить компромисс, возникали смешанные системы (Франция, США). Как только в обществах складывались более или менее единые системы занятости, образовательные системы начинали служить их опорой. Нужно рассмотреть некоторые следствия из представленного здесь подхода для ближайших и будущих исследований. Полемический тезис выдвигаемого здесь теоретического подхода состоит в том, что настала пора открыть поле стратификационных исследований и изучения организаций для исторических, компаративистских, политически ориентированных и институциональных подходов. Политико-культурный подход позволяет исследователям взяться за темы формирования, кризиса и трансформации систем занятости. Был предложен ряд концептуальных различений для важных черт систем занятости. Также я предложил несколько предварительных гипотез о том, как могут возникать чистые типы. Взятые вместе, эти аргументы могут породить более обоснованный анализ систем занятости, распутать хитросплетения, возникающие в этих системах, и перемены, которые вероятнее всего случатся вследствие текущих угроз системам занятости. В связи с этим один из наиболее неотложных исследовательских проектов состоит в том, чтобы понять, являются ли наши 192
общие представления о типах систем занятости в развитых индустриальных странах исторически верными. Существуют ли единые системы отношений занятости в развитых индустриальных обществах? Ухватывают ли наши идеальные типы наиболее важные различия между системами отношений занятости? Если в обществах существуют множественные системы, объясняется ли это различиями экономических секторов (например, эффектами ключевых/периферийных отраслей), зависимостью от ранее избранного пути (например, временем появления), компромиссами в рамках секторов или, возможно, комбинацией всех этих трёх факторов? Может быть, окажется возможным синтезировать знания из разнообразной литературы (история трудовых отношений, история и изучение профессий, история управления), чтобы заполнить некоторые белые пятна, но в любом случае здесь ещё предстоит большая исследовательская работа.
Полезно изучить, как складывались отношения занятости на этапе вхождения обществ в эпоху развитой индустриализации. Суровые внешние кризисы окружали развитые индустриальные общества (две мировые войны, депрессия 1930-х годов), что повлекло за собой серьёзные институциональные реорганизации. Важно более подробно проанализировать эти события и их последствия, чтобы увидеть, как в результате трансформировались условия занятости. Так, например, Вторая мировая война не изменила систему занятости в Германии, но, по всей вероятности, изменила её в Японии. Разработанный здесь подход может быть использован, чтобы изучить, как существующая организация отношений занятости влияет на наблюдаемые сейчас модели стратификации. Приведём пример. Исследования тендерной сегрегации профессий привели к двум до некоторой степени аномальным результатам. Во-первых, мы знаем, что подавляющее большинство женщин все ещё ограничены в своём выборе относительно небольшим числом профессий [Reskin, Roos 1990]. Но мы также знаем и то, что на высших ступенях профессиональной структуры женщины получили доступ к определённым профессиям, таким как юристы, врачи, менеджеры и преподаватели, в то же время не получив доступа к другим, например, к инженерным специальностям [Reskin, Roos 1990; Wright, Jacobs 1994; Jacobs 1989; 1992]. Как такие изменения могут быть объяснены с позиций поли- 193
тико-культурного подхода? Главный механизм перемен должен состоять в относительных властных возможностях женщин вынудить образовательные учреждения, профессиональные ассоциации и предприятия изменить свои практики обучения и найма. Можно ожидать, что мужчины и менеджеры, которым выгодно традиционное разделение труда, продолжат защищать свои привилегии и будут сопротивляться вхождению женщин в мужские профессии.
Из этого можно предположить, что перемены в тендерной сегрегации были бы неодинаковы, потому что в разных институциональных сферах мужчины и женщины опирались бы на различные ресурсы. Так, например, если учитывать то, что обучающие программы на такие ремесленные специальности, как водопроводчик или строитель, контролируются мужчинами, не стоит удивляться, что женщинам трудно пробиться в эти специальности. Эти программы организованы на локальном уровне и их трудно отслеживать. Более того, мужчины всячески затрудняют жизнь отдельным женщинам, которые пытаются попасть в такие программы. В таких условиях женщинам трудно получить диплом, а если они его всё-таки получают, то скорее всего сталкиваются с домогательствами на рабочем месте. В то же время, начиная с 1970-х годов, относительно большое число женщин поступали и заканчивали университеты. Это означает, что у всё возрастающего их числа появлялись дипломы, необходимые для управленческих позиций и допуска в профессиональные школы. Неудивительно, что в этих специальностях тендерная сегрегация была ослаблена. Этому способствовало женское движение (организованное прежде всего образованными женщинами), использование закона о равных возможностях против университетов и крупных корпораций и относительный успех женщин в профессиональной и управленческой деятельности. Все эти факторы с течением времени подорвали власть мужчин, пытающихся удерживать женщин в стороне от ряда наиболее престижных специальностей [Dobbin et al. 1993; Sutton etal. 1994]. Согласно политико-культурному подходу, перераспределение ресурсов, таких как образование, политический и правовой активизм и занятие властных позиций, предоставили женщинам больше возможностей в ряде специальностей в американском обществе. Также верно и обратное. Женщины получили
меньше возможностей в областях, где право сертификации было децентрализовано (что позволяет мужчинам и работодателям исключать женщин), где применение закона было затруднено, потому что предприятия были небольшими и не желали соблюдать законы о равных возможностях, и где получение дипломов было затруднено или даже невозможно. Это вполне проверяемая гипотеза. Также возможно изучить эволюцию систем занятости в одной отрасли или по всем отраслям по мере их возникновения. Можно утверждать, что практики найма в какой-либо недавно возникшей отрасли должны быть очень похожими на существующие практики в смежных отраслях. Преемственность практик должна отражать непрекращающуюся политическую борьбу за их определение и относительный объём ресурсов различных групп работников и менеджеров. Например, в таких новых отраслях, как компьютерные и биотехнологии, можно ожидать доминирования моделей профессионализма в отношениях занятости с самого их зарождения. Изначальный баланс сил может склоняться в сторону инженеров и других профессиональных групп. Этот баланс может «замкнуться», но также можно заметить, что по мере стабилизации этих технологий баланс сил способен качнуться обратно в сторону менеджеров, которые могут попытаться установить более организованные рынки труда. Одной из любопытных черт высокотехнологичных отраслей является то, что технологии меняются, и это затрудняет контроль над ситуацией со стороны менеджеров, подразумевая, что система профессионализма может здесь доминировать.
Ранее я утверждал, что существующие системы занятости, однажды возникнув, впоследствии стабилизируются. Такие системы служат интересам влиятельных групп и обычно трансформируются только в случае сурового кризиса. Одним из источников кризиса, который может повлиять на стабильные системы занятости в развитых капиталистических странах, является интернационализация мировой экономики. Природа и траектория развития систем занятости в Японии и Германии являются предметом пристального интереса со стороны учёных и политиков. Вопрос состоит в том, могут ли эти разные системы отношений занятости выдержать общий рост международной конкуренции и изменения в сторону более информационно- и сервисно-ориентированной экономики. 194 195
Я считаю, что существующее институциональное устройство в этих обществах предоставляет менеджерам способы реагирования на краткосрочные экономические кризисы. Так, пока система пожизненного найма в Японии находится под давлением, её выживание зависит от возможностей предприятий перемещать работников в другие организации. То, насколько долго и масштабно это может продолжаться, зависит от того, возникают ли условия для институциональной трансформации. Аналогичным образом, экономический кризис в Германии заставил работодателей переосмыслить подход к своим системам занятости. Одна из стратегий заключалась во временном уменьшении рабочей недели. Эта мера представляет собой приспособление в рамках существующей системы отношений занятости. Но если такие приспособления не срабатывают, тогда возможна масштабная трансформация всей системы. По мере ослабления отраслевой системы занятости образовательная система Германии оказывается в кризисе. Во многом это связано с отходом от промышленного производства. По мере того как промышленность перестраивается на производство услуг и товаров с высокой добавленной стоимостью, спрос на квалифицированных промышленных рабочих падает. Это вынуждает университеты расширяться, особенно, если бизнес усиливает спрос на людей с продвинутым техническим образованием в инженерной сфере и информационных технологиях. Это будет способствовать переходу от отраслевой системы, скорее всего, к модели профессионализма. В США в течение всего этого времени система занятости оказалась наиболее стабильной. Комплексная модель менеджеризма и профессионализма позволяет предприятиям избавляться от работников в периоды спадов и одновременно сохранять нужные и наиболее ценные кадры.
Наконец, нужно более отчётливо связать развитие образовательных институтов в обществе с системой отношений занятости. Если образовательные системы развиваются, они могут оказать непреднамеренное влияние на отношения занятости. Я утверждал, что проекты «профессионализации» специалистов в послевоенное время в США были во многом обязаны распространению высшего образования и его сторонникам в федеральном правительстве и правительствах штатов. Необходимо изучить этот процесс с институциональных позиций и найти свидетельства в пользу данного суждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Предложенные здесь теоретические посылки восходят к трём исследовательским направлениям: политико-культурному подходу, «старой» институциональной экономической теории и марксизму. Наиболее основательно мы соотнесли свой подход с «новым» институционализмом. Но нужно кратко обозначить связи нашего проекта и с оставшимися традициями. Существовало два стандарта «старой» институциональной экономической теории. Первый был посвящён тому, как неэкономические институты формируют экономическое действие [Veblen 1932; Commons 1934]. В этих работах считалось само собой разумеющимся, что политические процессы лежат в сердцевине процесса конструирования институтов. Из поздней версии этой традиции вырос анализ рынков труда [Кегг 1954; Dunlop 1957; Doeringer, Piore 1971]. Согласно этой точке зрения, различные группы пытаются установить контроль над атомистичными процессами рынка труда, конструируя его сегменты, для которых характерны переговоры о сертификации, ограничении предложения труда и росте зарплат. Главный тезис этих работ состоял в том, что рынки труда являются предметом переговоров, и это должно иметь множество последствий. Мой собственный институциональный анализ начинается с представления о переговорном процессе между игроками, формирующими системы занятости. Марксизм, безусловно, может многое сказать о системах занятости [Edwards 1979; Burawoy 1985; Braverman 1974]. Его основной тезис состоит в том, что капиталисты и рабочие сталкиваются друг с другом по вопросам контроля над рабочей силой и что обычно побеждают капиталисты. Я также согласен с этим утверждением. Если ограничить себя только развитыми индустриальными обществами, то доминирующими моделями отношений занятости окажутся менеджеризм и, в меньшей степени, профессионализм. Лишь в немногих обществах основной моделью оказывается отраслевая, наиболее чистый пример которой являет Германия. Так получается потому, что капиталисты гораздо лучше организованы, обладают более значительными ресурсами и часто могут привлечь государство на свою сторону.
Однако я считаю, что марксизм и «старая» институциональная экономическая теория ставят общие проблемы, которые до некоторой степени может решить политико-культурный подход. Во-первых, нужно рассматривать государство одновременно как внешнего актора и как участника переговорных процес- 196 197 архитектура рынков сов по поводу отношений занятости. Государство вмешивается не только на стороне капиталистов (как полагают марксисты) и не только обеспечивает защиту привилегированным группам работников (как считают институциональные экономисты). Оно должно рассматриваться как партнёр в переговорном процессе. Во-вторых, работники иногда способны сформировать альтернативные институты в рамках капиталистической системы. Поэтому подход с точки зрения классовой борьбы должен предполагать больше возможных исходов, как то отраслевые и профессиональные системы, а также множество обсуждаемых здесь политических компромиссов. В-третьих, ни старый институционализм, ни марскизм не обладают теорией институтов. Это означает, что они не могут объяснить, как институты обретают стабильность. Появившиеся институты трудно вытеснить по двум причинам: они являются шаблонами поведения, организуют существующие интересы и выгодны отдельным группам, которые по этой причине будут всеми силами их защищать. Процесс институционализации даёт ответ на вопрос, почему системы отношений занятости могут существовать длительное время. Институциональная экономическая теория и марксизм сосредоточены лишь на отношениях между рабочими и капиталистами. Наш подход расширяет круг этих отношений и помещает их в более общие социетальные рамки, включающие государство, образовательную систему, существующие модели отношений занятости и предшествующую историю всех этих образований. Последнее концептуальное отличие также следует из политико-культурного подхода. Изменения в отношениях занятости не происходят благодаря внутреннему механизму самого переговорного процесса, как считается в марксизме или институциональной экономической теории, а, напротив, являются внешними по отношению к нему. Чтобы изменить систему занятости, необходим кризис существующей системы, который обычно является следствием экзогенных потрясений. Если какая-либо договорённость удерживается существующим порядком распределения ресурсов, то для новых договорённостей необходимо изменить этот порядок. Чаще всего это происходит во время масштабных событий и их последствий, таких как войны, депрессии или силы международной конкуренции. Но это может также произойти по причине глобальных изменений, таких как сдвиги в характере квалификации общественных групп и переход от промышленного хозяйства к экономике услуг. 198
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.015 с.) |