Вопрос 48. Эмоционально-личностные особенности детей с сенсорной недостаточностью, психологическая коррекция нарушений и проблема реабилитации лиц данной категории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 48. Эмоционально-личностные особенности детей с сенсорной недостаточностью, психологическая коррекция нарушений и проблема реабилитации лиц данной категории.



ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ДЕФЕКТАМИ СЛУХА.

В настоящее время к категории глухих относят детей, полностью лишенных слуха или имеющих остатки слуха, которые не могут служить основой для самостоятельного овладения речью. Потеря слуха при этом составляет более 70 дБ. Речь самая громкая, произносимая у ушной раковины не воспринимается. Глухие дети способны овладеть речью только в процессе специального обучения с помощью сохранных анализаторов - зрительного, тактильно-вибрационного, и кинестетического. Своеобразие слухового анализатора заключается в его решающей роли для развития речи. Поэтому у глухих детей в первую очередь страдает функция общения, вторично отмечается нарушение и интеллектуального развития. При этом нарушения речи на фоне глухоты носят вторичный характер, т.к. органических поражений речевой системы не отучается.

4.Особенности личности.

В условиях сенсорной и социальной депривации развиваются вторичные отклонения в формировании личности. Отмечают такие особенности как доброта, родительская любовь, привязанность; одновременно развиваются и негативные черты характера - вспыльчивость, злобность, недоверчивость, эгоизм. При глухоте возникающей в раннем детстве формируется задержка психического развития. Глухим свойственны психомоторная расторможенность, оживленная жестикуляция, черты психического инфантилизма. Переживание глухим своего дефекта способствует развитию замкнутости, что вызывает социальную депривацию. Это обуславливает социальную незрелость личности, эмоционально-волевой инфантилизм, повышенную внушаемость, склонность к подражанию, недостаточный контроль над эмоциями, сенситизность, и стеснительность. Нередки явления подозрительности, что может вести к паранояльному развитию личности. Считается, что подозрительность является результатом постоянной настороженности как компенсации при глухоте. Отмечается также недостаточная зрелость самооценки, мировоззрения, осознанности поведения.

 ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ДЕФЕКТАМИ ЗРЕНИЯ.

Многими исследованиями показано, что выключение зрения не тормозит психическое развитие ребенка, если у него нет исходной нервно-психической или соматической патологии, и он оказывается в благоприятных условиях обучения и воспитания. В этом случае слепоту они субъективно оценивают только как физическое неудобство, не вызывающее негативных психологических переживаний и отклонений. Последние также зависят от личностно-характерологических особенностей ребенка и отношения окружающих к нему.

Через зрительный анализатор в ЦНС поступает в 30 раз больше информации о внешнем мире, чем через слуховой.

4. Личность.

Личность слепого в первую очередь зависит от его наследственных особенностей, условий воспитания и обучения. Слепой ребенок - это особая личность, поэтому между ним и родителями с первых дней жизни уставляется определенная эмоциональная напряженность, связанная у части родителей с чувством вины и депрессионным настроением. Это вызывает изоляцию ребенка, некое отдаление его от родителей.

Слепой ребенок формирует, необычное отношение к себе: в нем или видят больного ребенка, требующего постоянной заботы, или окружают удвоенной заботой. И то и другое вызывают безразличие к людям, своему будущему, апатию, утрату интереса к деятельности.

Недостаточность зрения ведет к малоподвижному образу жизни, недоразвитие моторной системы, дети становятся инертными в физическом отношении, быстро утомляются. В результате они считают себя физически неполноценными, отличающимися от окружающих людей. Они теряют интерес к учебе, возникает астеническое или депрессивное состояние.

Стремление компенсировать имеющийся дефект вызывает желание добиться равенства со зрячими. Это обуславливает формирование тщеславия, повышенной обидчивости, скрытности. Адекватной компенсацией является стремление к развитию эстетического чувства, художественного воображения; занятия музыкой, пением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.005 с.)