Проблема социально - психологической дезадаптации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема социально - психологической дезадаптации.



Актуальность:

Проблема изучения социально – психологической дезадаптации на сегодняшний день является актуальной, поскольку число детей с отклоняющимся развитием с каждым годом возрастает. Грамотный специалист в области спец. психологии должен точно знать критерии диагностики и на основе этого подбирать эффективные способы коррекции дезадаптивного поведения, в частности у детей с отклонениями в развитии.

Определение:

Сравнительно недавно в отечественной, большей частью психиатрической литературе появился термин "дезадаптация", обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой.

Психологическая дезадаптация – это результат неудавшейся адаптации, приводящий к внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самим собой и обществом, которая проявляется во внутреннем дискомфорте, нарушениях поведения, взаимоотношений и деятельности. Разные варианты психологической дезадаптации проявляются, как правило, в нарушении внешнего взаимодействия ребенка с социальной средой, в условиях предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросредой, в которой он существует. Важнейшим показателем дезадаптации является нехватка «степени свободы» адекватного и целенаправленного реагирования человека в условиях психотравмирующей ситуации вследствие прорыва строго индивидуального для каждого чаловека функционально – динамического образования – адаптационного барьера. У адаптационного барьера 2 основы – биологическая и социальная. Расстройства адаптации включают в себя следующие моменты: нарушение деятельности; симптомы, выходящие за рамки нормы и ожидаемых реакций на стресс.

 

Социально - психологическая дезадаптация рассматривается большинством авторов (Б.Н.Алмазов,1991; С.А.Беличева,1994; Т.Г.Дичев,1976; С.Раттер,1987) как процесс нарушения гомеостатического равновесия личности и среды, как нарушение приспособления индивида в силу действия тех или иных причин; как нарушение, обусловленное "несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающему требованию социальной среды; как неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям.

Основные формы:

Рассматривая дезадаптацию личности на социально-психологическом уровне, авторы выделяют три основные разновидности дезадаптированности личности (Р.Б.Березин, 1968; А.А.Налгаджян,1968):

а) устойчивая ситуативная дезадаптированность, которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях (например, в составе тех или иных малых групп), хотя предпринимает такие попытки -это состояние можно соотнести с состоянием неэффективной адаптации;

б) временная дезадаптированность, которая устраняется с помощью адекватных адаптивных мероприятиях, социальных и внутрипсихических действий, что соответствует неустойчивой адаптации.

  в) общая устойчивая дезадаптированность, являющаяся состоянием фрустрированности, наличие которого активизирует становление патологическими защитные механизмы.

Среди проявлений психической дезадаптации отмечают так называемую неэффективную дезадаптацию, которая выражается в формировании психопатологических состояний, невротических или психопатических синдромов, а также неустойчивую адаптацию как периодически возникающие невротические реакции, заострение акцентуированных личностных черт.

Результатом социально-психологической дезадаптации является состояние дезадаптированности личности.

Дезадаптация как явление интегративное имеет следующие виды: патогенный, психологический, психосоциальный, социально-психологический и социальный.

  Опосредующие факторы:

Любой дефект затрудняет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющимися для этого условиями, включая как бытовые условия, так и социально – психологические.

К первой группе условий возникновения социально – психологической дезадаптированности относятся общие закономерности дизонтогенетических расстройств (например возникшие вследствие недоразвития анализаторных систем – зрительной, кожной, слуховой, двигательной)или имеющие в своей основе раннее органическое повреждение головного мозга, такие как УО, ЗПР церебрально – органического генеза и т. д.).

Ко второй группе относятся специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза (общему стойкому психическому недоразвитию по типу УО, искаженному развитию по типу РДА).

 

Механизмы формирования дезадаптации:

Началом является дезориентация ребенка: он теряется, не знает, как ему поступить в данной ситуации, выполнить данное непосильное требование, и он либо никак не реагирует, либо реагирует первым попавшимся способом. Таким образом, на начальной стадии ребенок как бы дестабилизирован. Через некоторое время эта растерянность пройдет и он успокоится; если такие проявления дестабилизации повторяются довольно часто, то это приводит ребенка к возникновению стойкого внутреннего (недовольство собой, своим положением) и внешнего (по отношению к среде) конфликта, который ведет к устойчивому психологическому дискомфорту и, как результат такого состояния, к дезадаптивному поведению.

 Этой точки зрения придерживаются многие отечественные психологи (Б.Н.Алмазов,1986; М.А.Аммаскин, 1979; М.С.Певзнер,1995; И.А.Невский, 1981; А.С.Белкин, 1981; К.С.Лебединская,1988 и др.)

Вывод:

Таким образом, основу дезадаптированного поведения составляет конфликт, а под его влиянием постепенно формируется неадекватное реагирование на условия и требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок не может без помощи специалиста спец. психолога.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.007 с.)